Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о С. Сарыг-ооле; развитие навыков выразительного чтения, памяти, мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся; пробуждать учащихся чувства гордости, восхищения многогранным талантом народного писателя Тувы, пополнение круга знаний школьников; воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к родному краю, гордости за прославленных земляков.
Оформление урока: оформление доски – тема, портрет С. Сарыг-оола, эпиграфы, презентация к уроку.
Эпиграфы:
«Степан Агбанович Сарыг-оол – человек современный – был глубоким, тувинским патриотом: он любил все тувинское, даже юрте, отжившей уже в наше время, он находил оправдание, некий смысл и некие преимущества и даже опоэтизировал ее. Хороший он был человек! И уж до чего хороший самобытный поэт, истинно тувинский. Певец Саян, певец Улуг-Хема, певец своей Тувы. (М. Скуратов)
«Имя «Степан» в переводе с греческого «венок». Да, его поэзия стала венком благодарности своему народу. Саяны увенчают Туву зеленовато-серебрено-голубою короною, а творчество С. Сарыг-оола украшает тувинскую литературу. Как невозможно представить без волшебного кольца Сатурн, так и Туву нельзя открыть, узнать, не прочитав его стихотворений, поэм, которые навсегда стали спутником каждого тувинца. (М. Пшеничный)
«Сарыг-оол, несомненно, занял очень достойное место в литературе, как поэт, прозаик, драматург, как деятель культуры. Ему было много дано: умение выражать душу родного народа, любить до самозабвения свою тувинскую землю, любить Россию. Ему было дано глубоко понимать душу друга, умение отвечать истинной дружбой, ему было дано высокое чувство мужской и гражданской чести. (Н. Шундик)
«Главный герой романа «Повесть о светлом мальчике» – светлый мальчик Ангыр-оол – тувинский собрат горьковской Алеши, знакомого всем нам по трилогии – «Детство», «В людях», «Мои университеты», Сама же повесть, если говорить образным языком моего собрата, – это саянский цветок, выросший на земле под благодатным солнцем горьковского гуманизма. Оговорюсь – нельзя путать их! Эта книга подобна энциклопедии жизни тувинского народа: его история, его культура, его обычаи – все тут есть. Знаменитая горьковская трилогия вся проникнута «русским духом», а повесть Сарыг-оола – произведение сугубо тувинское, глубоко национальное» (С. Данилов)
«Творчество Сарыг-оола раскрыло мне богатую душевность тувинского народа. И я могу поделиться с вами: творчество, сотворенной Сарыг-оолом, познакомило меня с небольшим народом, я узнал его историю, почувствовал его жажду красоту, я понял его добродетели и стремления. Вдохновенный певец новой жизни, его песни, которые спеты одним дыханием, как весна пробуждает все живое и распускает цветы, как источник дает начало рекам, как дождь орошает землю» (Г. Гривнев)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Много великих людей родилось на тувинской земле. На одно из первых мест в таком списке я поставила бы имя Степана Агбановича Сарыг-оола. Любовь читателей, его популярность невозможно сравнить с популярностью любого другого писателя Тувы. Так как он является «самой яркой личностью, наделенной воистину большим, огромным талантом, в силу которого были созданы такие шедевры тувинской литературы, как поэмы: «Саны-Моге», «Алдын-кыс», «Улуг-Хем», повесть «Белек», рассказ «Огненная телега», романы «Ангыр-оолдун тоожузу», «Алдан дургун» и проникновенные, чистые лирические стихи вошли в золотую сокровищницу тувинской и российской литератур».
На уроке мы обобщим наши знания о народном писателе благословенной земли тувинской, классика тувинской литературы.
Сегодня урок пройдет в форме состязания двух команд. «Пришел, увидел, победил!» цитата Юлия Цезаря, это значит жизнь – путь к победе! Хочется пожелать, чтобы среди участников игры не было проигравших. (Учитель представляет участников игры: команды «Романтики» и «Творители», а также жюри)
II. Проведение конкурса.
1. Первый конкурс мы посвящаем поэзии. Цель поэзии – дарить людям радость приобщения к высокому искусству. Каждая команда хором продолжит стихотворение Сарыг-оола, первую строку которого я прочитаю. Начинает команда «Романтики» (Учитель читает первые, вторые строки – из стихов С. Сарыг-оола)
Во тьме мы жили, словно взаперти.
Но сброшен гнет – постыдная обуза,
И горд любой из нас произнести:
«Я гражданин Советского Союза» («Я гражданин Советского Союза»)
Мой родной Улуг-Хем,
Енисей мой студеный!
Я тувинец твой сын
Боевой, закаленный. («Улуг-Хем»)
Гляди в безоблачную высь –
Судьбе дивись!
Любимый край,
Ты дорог сердцу моему
Земных щедрот неиссякаемой красой! («Мой край – Тува»
(Учитель читает первые строки стихов для второй команды)
Кто погибал когда-то за аратов,
К тем наша мысль уносится крылато.
Чтит шеcтьдесят богатырей молва,
Поет о них Советская Тува! («Шестьдесят богатырей»)
– Ну здравствуй, мать! Родился я в России!
Меня прозвали с детства Огоньком!
Где ваши всадники, твои родные?
Хочу я стать другом, земляком! («Любимый сын моей матери»)
Восхищенья не мог удержать я, Валюша.
Ты прости, что тебя я так просто зову,
Как зовет тебя мать. Дорогая послушай:
Ты – чудеснее всех… Ты – как сон наяву! («Валентине Терешковой»)
2. Конкурс «Комната забытых вещей» Назовите произведение, в котором данный предмет играет роль.
Письмо «Алдын-кыс», машина «Огненная телега», юрта «На колхозе Эртинелиг», ягненок «Мать Хорлуу», цепь «Шестьдесят беглецов», лимби (музыкальный инструмент из тростинка) «Чечен биле Белекмаа»
3. Конкурс «Детектив»
В этом ящичке хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам произведений С. Сарыг-оола. Я познакомлю вас с некоторыми. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить, в каком произведении он действует.
(Учитель по очереди читает командам отрывки из произведений)
«Пихта с вычурной кроной
Высока, тонка, стройна.
Нежный облик светлоликий,
Как бутон пион в горах.
А румянец на щеках –
Цвета спелой земляники.
Я б сравнил ее ресницы
С камышом вокруг озер.
А глаза! Джигитам снится
Этих глаз манящий взор!
Как две выдры молодые –
Косы, чуть не до колен… («Алдын-кыс» Алдын-кыс)
«Он с детских лет живет в своей отчизне
И много видел на веку своем-
Хранитель эпоса, живая книга жизни.
Он молчалив, ему под шестьдесят;
Высокий лоб прорезали морщины,
Но не потух живой и острый взгляд,
Хоть волосы седы наполовину…» («Саны-Моге» Саны-Моге)
4. Конкурс «знатоков»
Учитель. За плечами Степана Сарыг-оола длинный и богатый жизненный путь. Вспомним некоторые из них. Приглашаю команды принять участие в викторине. Правило игры: внимательно слушаем вопрос и поднимаем руку для ответа.
Вопросы к командам
- Где и когда родился С. А. Сарыг-оол? (17 ноября 1908 года в Торгалыге Овюрского района в аратской семье)
- Имя матери писателя? (Майндырмаа)
- Как называлось первое стихотворение, появившееся в печати? («Свобода и власть в наших руках»)
- Имя «Степан» в переводе с греческого означает? (Венок)
- Назовите историко-автобиографическую дилогию С. Сарыг-оола («Повесть о светлом мальчике»
- Как звали жену С. Сарыг-оола? (Мария Давыдовна Черноусова-Сарыг-оол)
- Кто перевел на русский язык роман С. Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике»? (М. Ганина)
- Какие стихотворения о животных написанные поэтом, вы знаете? («Конь», «Жеребенок», «Козленок», «Теленок», «Верблюжонок»…)
- Определите жанр следующий произведений автора «Алдын-кыс» поэма, «Чечен и Белекмаа» либретто, «Шестьдесят беглецов» роман, «У костра» пьеса, «Огненная телега» рассказ, «На колхозе Эртинелиг» повесть, «Женщина» стихотворение.
- О каком городе говорит поэт:
Здесь Радищев, Некрасов и Пушкин росли –
Звали к воле народы родимой земли. (О Санкт-Петербурге) - К кому обращены строки: Чтоб братства искреннего дар
Преподнести тебе, наш друг,
Бриллианта вечной чистоты
Я не сыскал нигде вокруг. (С. Щипачеву) - Сколько лет прожил С. Сарыг-оол? (75)
- Кому посвятил стихотворение С. Сарыг-оол «Памяти друга»? (С. П. Гудзенко)
- Чьи это слова: «Повесть о светлом мальчике» – «Эта книга подобна энциклопедии жизни тувинского народа…» (С. Данилова)
- В каком произведении упоминается Якутия? («Я был в Якутии»)
- Стихотворение Сарыг-оола, изданный в год добровольного вступления Тувы в состав СССР? («Я гражданин Советского Союза»)
- Известны ли вам композиторы песен на стихотворениях Сарыг-оола? (А.Чыргал-оол, Р. Кендембиль, А Танов, К. Батый…)
5. Конкурс чтецов
Комментарий. Подготовившиеся заранее учащиеся – члены команд выразительно читают наизусть стихотворения С. Сарыг-оола.
(Жюри подводит итоги конкурса чтецов и игры в целом)
6. Награждение победителей
III. Заключительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы с вами убедились, что Степан Сарыг-оол, благодаря своим личным качествам, уму, необыкновенному трудолюбию, целеустремленности достиг вершин культуры и
искусства. Его яркая личность и неутомимая творческая деятельность оставил глубокий след в истории тувинской литературы. Читайте Сарыг-оола, восхищайтесь его талантом.
IV. Рефлексия
Интерактивный прием «Микрофон»
- Как чувствовали себя на уроке?
- Что понравилось, что – нет?
- Что удалось?
- Какие открытия для себя сделали?
- Как вам работалось?
V. Домашнее задание
Написать сочинение по своей теме, связанной с темой урока.