Открытый урок литературы по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки и их особенности"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (870 кБ)


План урока (занятия) критического мышления

Тема раздела: Русская литература II половины ХIХ века.

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Комплексные цели урока:

1.Обучающая: продолжить формирование умений и навыков (работать с текстом произведения художественной литературы, определять тему и идею произведения)

Закрепить навык планирования ответа, самоконтроля, самостоятельной работы.

Сформировать навыки учебного труда( понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе).

Сформировать навыки и умения учебно-познавательного характера (сознательное и активное прослушивание объяснений учителя, установление сходства и различия с ранее изученным материалом, работа с книгой, продумывание и выделение главного, пользование словарем).

2. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения по плану, пополнение словарного запаса, развитие мышления (логически последовательный ответ по плану),проведение аналогий, сопоставлений, сравнений. Умение выделить главное, обобщить, сделать вывод.

Развитие эмоциональных качеств за счёт использования в работе ТСО, ярких примеров, воздействующих на чувства обучающихся.

3. Воспитательная: воспитание критического отношения к себе, к обществу, к своему труду, активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.

Оборудование: материалы для групповой работы(карточки с заданиями и справочным материалом, словарем литературоведческих терминов), портрет писателя, бумага, фломастеры, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, подготовленной к уроку обучающимися, учебники литературы, тексты художественных произведений, презентация к уроку.

Ход урока (занятия)

I. Организационный этап

- Проверка явки и внешнего вида студента.

- Подготовка студентов к уроку.

II. Основной этап: Мотивация. (см. Приложение 1)

1. Вступительное слово учителя:

- Когда вы слышите слово сказка – какой ассоциативный ряд слов возникает у вас? Запишите их на листочках №1 в левую колонку. “Знаю”

Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писателем написано 32 сказки " для детей изрядного возраста". Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты. Значителен и тот факт, что печатались сказки нелегально. Цензура в печать их не пропускала.

- Дома вы прочитали произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина и узнали, что творчество Салтыкова-Щедрина разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии и Сказки “для детей изрядного возраста”

- Какие вопросы возникли у вас? Запишите их во вторую колонку на листочках №2 “Хочу знать”.

Прослушаем вопросы, и запишите важные вопросы на проектор:

- Почему сказки Салтыкова-Щедрина не печатали?

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

- Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

На эти и другие вопросы мы будем вместе искать ответы.

2. - Обозначим теперь тему нашего урока: “Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина и их особенности”. В тетрадях записываем тему урока.

3. - А какая главная цель нашей работы?

– да, исследование данной темы: “Сказки Салтыкова-Щедрина и их особенности”.

4. Выскажите ваши предположения .

Ответы – предположения:

а) в сказках есть сатира на современную М.Е. Салтыкову-Щедрину действительность, сочетание вымысла и реальности, фантастического и комического с элементами фольклора;

б) необычная форма и содержание продиктованы необходимостью обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни России XIX века и обойти цензуру.

5. Обратимся к эпиграфу урока.

Цензор Лебедев дал такое заключение: "...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства...".

(Зачитывается эпиграф.)

6. Какую гипотезу можно сформулировать? (Гипотезу формулируют сами учащиеся).

Предположим, что сказки Салтыкова-Щедрина - едкая сатира, направленная против общественных пороков и общественного устройства России второй половины 19 века. Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.

Данную гипотезу мы можем доказать или опровергнуть в ходе исследования.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ. “Хочу знать”. (см. Приложение 2)

Четыре рабочие группы, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали сказки: "Дикий помещик", "Премудрый пескарь", "Коняга", "Карась-идеалист".

Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну сказку, доказывая или опровергая гипотезу. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Из рабочей группы назначить одного эксперта в области изучения определенной сказки. Рабочая группа, выявив особенности сказки Салтыкова-Щедрина, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации.

Для облегчения решения исследовательской задачи для каждой группы учителем подготовлен справочный материал и задания (каждой группе).

  1. План исследовательской работы по теме “Сказки Салтыкова-Щедрина и их особенности”.
  2. Исследование темы в рабочей группе.
  3. Каждая рабочая группа анализирует одну сказку (см. ЗАДАНИЕ), доказывая или опровергая гипотезу.
  4. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объеме.
  5. Рабочая группа, изучив вопрос, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации другим группам.

Группа оценивает работу каждого члена.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 1

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование идейно-художественного своеобразия сказки “Дикий помещик”.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выясните основные понятия темы исследования.

Для анализа формы:

  • вспомните элементы народной сказки;
  • найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина;
  • подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки;
  • найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа помещика, определите их роль;
  • выскажите предположение, почему писатель обратился к жанру сказки?

2. Проанализируйте содержание сказки, ответив на вопросы:

  1. Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
  2. Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?
  3. Какой смысл “вкладывает” писатель в название?
  4. Какова главная идея сказки?
  5. Почему писатель использовал в названии эпитет “дикий”, а не “ глупый”?
  6. Как показан народ?
  7. Какие исторические факты нашли отражение в сказке?

3. Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?

4. Подготовьте презентацию ответа.

5. Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 2

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование идейно-художественного своеобразия сказки “Премудрый пискарь”.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выясните основные понятия темы исследования.

Для анализа формы:

  • вспомните элементы народной сказки;
  • найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина;
  • подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки;
  • найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа пискаря, определите их роль;
  • выскажите предположение, почему писатель обратился к жанру сказки?

2. Проанализируйте содержание сказки, ответив на вопросы:

  1. Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
  2. Почему слово ПИСКАРЬ написано с нарушением орфографических норм?
  3. Каково значение эпитета “премудрый”?
  4. Какой наказ получил пискарь от отца?
  5. Какую характеристику дает писатель пискарю?
  6. Какой урок вынес пискарь из наставлений отца?
  7. Определите жизненную позицию пискаря. Разделяете ли вы ее?
  8. В чем вредность пискариной жизни?
  9. Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
  10. Кто угадывается в пискаре?
  11. Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?
  12. Какова главная идея сказки?
  13. О чем заставляет задуматься писатель?

3. Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?

4. Подготовьте презентацию ответа.

5. Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 3

Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование идейно- художественного своеобразия сказки “Коняга”.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выясните основные понятия темы исследования.

Для анализа формы:

  1. вспомните элементы народной сказки;
  2. найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина.
  3. подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки;
  4. найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа КОНЯГИ, определите их роль;
  5. выскажите предположение, почему писатель обратился к жанру сказки?

2. Проанализируйте идейное содержание сказки, ответив на вопросы:

  1. Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
  2. Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
  3. Какова главная идея сказки? Что обличает Щедрин?
  4. Почему писатель прибегал к иносказанию?
  5. Как отразилась эпоха в сказке?
  6. Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?
  7. Каковы основные причины обращения писателя к жанру сказки?

3. Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?

4. Подготовьте презентацию ответа.

5. Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 4

1. Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование идейно-художественного своеобразия сказки “Карась-идеалист”.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выясните основные понятия темы исследования.

Для анализа формы:

  1. вспомните элементы народной сказки;
  2. найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина;
  3. подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки;
  4. найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа карася, определите их роль;

3. Проанализируйте идейное содержание сказки, ответив на вопросы:

  1. В чем суть спора карася с ершом?
  2. Какую характеристику дает карасю писатель?
  3. Согласны ли вы с карасем, что “добро - жизненная сила”
  4. Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
  5. Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
  6. Какова главная идея сказки?
  7. Какие факты истории отразились в сказке?
  8. Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?

3. В чем отличие сказки от народной?

4. Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?

5.  Подготовьте презентацию ответа.

6. Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.

Ответы записывают на листе №2 (см. Приложение 2)

III.РЕФЛЕКСИЯ. “Узнали ли” в чём заключаются особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

Подтверждение или опровержение гипотезы.

Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учащимися к уроку.

Домашнее задание. Подготовить ответ по теме урока, используя одну из предложенных форм: кластер, эссе, устное сообщение, презентация.

Р/Р. Можно ли считать сказки С-Щедрина современными?

Подведение итогов: Из каждой группы один эксперт оценивает ответы членов группы по таблице “Карта успехов”, могут из других групп предложить свою оценку.

Карта успехов.

Литература

  1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века II ч. М., 2006.
  2. Русская литература 19 века. Под ред. В.П. Журавлева. М., 1998.
  3. Литература. Поурочные планы.
  4. Литературоведческий словарь. М., 2004.
  5. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки М., 1996.