Яков Гаврилович Ухсай – народный поэт Чувашской Республики. Родился он в 1911 году в селе Слакбаши, в далекой Башкирии. Это село взрастило двух классиков чувашской поэзии – Константина Иванова и собрата по перу Якова Ухсая. Неповторимая красота этого края воспета в поэме “Нарспи”. Рано заболевший поэзией Яков босиком бегал по тропинкам, по которым до него ходили трагические герои этого бессмертного произведения и о которых он расскажет впоследствии в книгах “К.В. Иванов” и “На родине Нарспи”, став известным поэтом.
Истоки поэзии Ухсая неразрывно связаны с классической чувашской литературой, фольклором, с одной стороны, с другой – М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова, С. Аксакова, И. Бунина и др. Одно имя чувашский поэт выделяет особо, это Н. Некрасов. Позже он вспоминал: “Некрасов, ставший по своей глубокой связи с народом поистине Микулой Селяниновичем русской поэзии, для меня стал не поэтом горя и тоски, а певцом горячей веры в народную силу. Кроме того, он был и остаётся для меня блестящим новатором, расширившим рамки русского стихосложения не на основе западной поэтики, а на основе изучения русского народного творчества”.
“Певец чернозёма”, “почвенник”, “талант от земли” - подобные определения, часто употребляемые в критике, точно высвечивают одну важную особенность поэзии Ухсая – её органическую связь с той землёй, на которой с древнейших времен обитают чуваши. Труженики земли – центральные герои как подавляющего большинства эпических произведений Ухсая, так и его лирики.
Ухсай вошел в поэзию стремительно и ярко. Необычный творческий дар молодого поэта был отмечен самыми известными русскими писателями – А. Фадеевым, Ю. Олешей, А. Твардовским и др. Всеобщее читательское признание и любовь Ухсай завоевал, прежде всего своими поэмами и романами в стихах. В 50 – 60- е годы одно за другим появились произведения большой эпической формы – “Дед Кельбук”, “Перевал”, “Лебяжье”, “Встреча с Чапаевым”, “Звезда моего детства”, “Разговор с белой березой” и другие. К этому времени автор успел накопить богатый жизненный опыт, побывав в огне войны с фашистами.
Эпическая форма в поэзии Ухсая органично соединена с темой прошлого. Эта особенность бросается в глаза уже в трагедии “Тудимер”, показывающей волнения чувашских крестьян, примкнувших к пугачевскому движению.
При всей новизне поэтической формы “Дед Кельбук” - это в целом проекция на прошлую жизнь чувашского народа. Иную задачу поставил перед собой Яков Ухсай в романе “Перевал”. Задача автора в этом произведении была связана с панорамным изображением современности, т.е. жизни чувашского народа в период так называемого строительства социализма, преодоления пережитков прошлого в психологии чувашского крестьянина.
В поэме “Встреча с Чапаевым” автором воссоздан колоритный образ талантливого полководца, героя гражданской войны, выходца из народных низов.
Яков Ухсай одинаково известен и как мастер лирической поэзии многих жанровых форм. Тематика стихов Ухсая необъятно широка. В лирических проникновенных стихах поэт вдохновенно воспевает красоту природы, глубоко раскрывает духовный мир простых людей, предается философским размышлениям о добре и зле, смысле человеческой жизни.