Цель: развить навыки аналитического чтения романа, показать особенности творческой индивидуальности Л.Н.Толстого.
Задачи по формированию результатов обучения:
совершенствование
духовно-нравственных качеств личности,
формирование самоопределения и самосознания при
соотношении с духовным миром литературного
героя, расширение границ личностной культуры;
предметные результаты:
- в познавательной сфере:
* формирование умения анализировать произведение;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;
* развитие навыка владения литературоведческой терминологией;
- в ценностно-ориентационной сфере:
* формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;
* определение нравственных ценностей;
* понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
* осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;
* умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;
- в эстетической сфере:
* понимание образной природы литературы как словесного искусства.
Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа эпизодов текста.
Оборудование:
- персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);
- портреты Л.Н.Толстого, М.И.Кутузова, Наполеона, Д.Давыдова.
На доске записаны два эпиграфа:
- Чем больше я читаю Толстого, тем яснее
становится, что он неисчерпаем.
К.Паустовский. - “Хотите быть знатоком в художествах? -
говорит Винкельман.- Старайтесь полюбить
художника, ищите красот в его созданиях”.
А.С.Пушкин.
Слайд 1. На экране: “Великая Отечественная война 1812 года в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. Внизу – портрет Л.Н.Толстого.
Ход урока
1. Организационный момент. (2-3 минуты)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”. Прочитайте эпиграфы к уроку. Как вы их поняли? Поделитесь своими размышлениями.
2. Введение в тему урока. (2 минуты).
Слово учителя: Да, Л.Н.Толстой неисчерпаем и многогранен. Он стал любимым писателем многих поколений. Над романом “Война и мир” художник слова работал 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Время, когда жил великий писатель, было трудное, переломное. Стараясь отразить общественную жизнь России после отмены крепостного права, он обращается к прошлому, к Великой Отечественной войне 1812 года. Для него любая война- катастрофа, великий кризис. Чтобы ответить на вопросы современности, когда всё развалилось и только укладывалось, автору важно было понять, как ведут себя люди при распаде прежних условий жизни. Этому и посвящён роман – эпопея “Война и мир”.
Слайд 2: “В этом году исполнилось более 200 лет Великой Отечественной войне 1812 года”.
Работа по тексту романа. (35 минут).
- Как входит в роман Великая Отечественная война? Найдите в тексте.
том 3, часть 1, глава 1:
Слайд 3. На экране – изображение войны 1812 года.
- Вы согласны с этой оценкой войны? Почему?
- Как развивает мысль о войне Л.Н.Толстой?
- Ваша точка зрения по поводу этого высказывания?
- Любая война безнравственна?
Слайд 4. На экране – простые люди: солдаты, крестьяне – защищают родную землю.
- Что, по мнению автора, послужило причиной войны 1812 года?
- Итак, в Россию пришла беда, зло. Как отразилось нашествие французов на все слои общества?
- Как автор подчёркивает народный характер войны?”
Слайд 5. Люди покидают Москву
- На защиту родной земли поднялись все от мала до велика.
- В войне 1812 года впервые появилось партизанское движение, когда население, побросав свои дома, уходило в леса и оттуда наносило удары по врагу. Вот как об этом пишет Л.Н.Толстой. (т. 4, ч. 3, гл. 3):
Слайд 6. Партизаны в Великой Отечественной войне 1812 года.
- “Партизаны уничтожали великую армию по частям. В октябре, в то время, когда французы бежали к Смоленску, этих партий было около сотни”.
- Какую тактику используют партизаны для борьбы с захватчиками?
- Почему Тихон Щербатый стал самым нужным человеком в отряде Дениса Давыдова?
Слайд 7. Тихон Щербатый среди партизан.
“Тихон Щербатый делал тяжёлую мужскую работу...”
- Да, такие люди, как Тихон Щербатый поражают воображение. А чем необычно поведение купца Ферапонтова из города Можайска?
Слайд 8. Ферапонтов поджигает свой дом.
Ферапонтов при приближении французов к Можайску поджигает свою лавку и кричит отчаянно: “Тащи всё, ребята! Решилась Расея! Сам запалю!” - и он уничтожает всё кровно нажитое, лишь бы оно не досталось врагу.
- Колесо войны прокатилось по многим судьбам. Не миновало оно и жизни Наташи Ростовой, главной героини романа, судьбы Марии Болконской, Пьера Безухова, Андрея Болконского и многих других персонажей романа. Как изменилась их жизнь во время войны?
Слайд 9. Встреча Наташи Ростовой с Пьером при отъезде из Москвы.
- Наташа Ростова вместе с семьёй уезжает из Москвы. Перед отъездом, выгрузив серебро, ковры, хрусталь, Наташа отдаёт, с согласия родителей, подводы раненым.
Учитель: Почему богучаровские крестьяне решили дождаться французов? Ведь их решение не похоже на поведение многих тысяч других крестьян, уходивших в леса при приближении французов.
Л.Н.Толстой был верен исторической правде, во время войны были и такие крестьяне, которые готовы были жить “ под французом”.
Учитель: Какое решение принимает в трудную минуту Мария Болконская?
- Княжна Марья принимает решение уехать из Богучарова в подмосковное имение. (т. 3, ч. 2, гл. 10). “Поскорее ехать! Ехать скорее! - говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов”.
Учитель: Каков здесь смысл лексического повтора глагола “ехать”?
Глагол “ехать” повторяется, чтоб показать душевное состояние героини и непреклонность принятого решения.
Учитель: Выделите фрагмент текста, где развивается нарастание напряжённости княжны Марьи. (т. 3, ч. 2, гл. 10).
- “Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! покровительство и пользовалась его благодеяниями!” Эта мысль приводила её в ужас...
Учитель: - Последите, в каком грамматическом времени в основном выдержано предложение? Что выражает форма прошедшего времени? Какие временные отношения она передаёт?
- Ужас от возможности в будущем оказаться во власти французов и гордость за свою семью.
Учитель: Определить роль синтаксической структуры данных предложений.
- Это синтаксический параллелизм, он передаёт силу эмоциональных чувств княжны.
Учитель: Чувство патриотизма подняло все слои общества в Великой Отечественной войне. Как и в каждой войне, даже дети захотели быть её участниками. Какие эпизоды текста всплывают в памяти?
Слайд 10. Портрет Пети Ростова.
Учитель: Прочитайте описание сна Пети Ростова. (т. 4, ч. 3, гл. 10, стр. 113). От слов “И вдруг Петя услышал стройный хор музыки...” до слов: “Его разбудил ласковый голос Лихачёва”. Какую роль играет этот внесюжетный элемент в определении судьбы Пети Ростова?
Учитель: В каком эпизоде романа в полной мере проявляется патриотизм русского народа?
- В эпизоде Бородинской битвы.
Какое место этот эпизод занимает в композиции романа?
Учитель: Почему эта битва передаётся глазами Пьера Безухова?
- Посмотрите отрывок из фильма С.Бондарчука “Война и мир”. Как языком кино передано знаменитое сражение? Ваши впечатления?
Слайд 11. Показать отрывок из фильма Сергея Бондарчука “Бородинская битва”, 3 минуты (смотри приложение №1).
- В фильме мы видим ужасы войны и стойкость простых солдат, желание победить во что бы то ни стало.
Учитель: Обратимся к тексту романа. Выделите части, в которых развивается внешнее действие эпизода?
Ответ: (т. 3, ч. 2, гл. 30).
Учитель: Роль пейзажа в этом отрывке?
- Состояние природы противопоставляется поведению людей. Они превращают позднее “прекрасное утро” в поле смерти.
Учитель: Второй эпизод?
- Это батарея Раевского.
Слайд 12. Портрет генерала Раевского.
Учитель: Ребята, обратите внимание, как изображает Пьера на Бородинском поле Л.Н.Толстой (прочитать текст).
Слайд 13. Портрет Пьера Безухова на Бородинском поле.
Описывая поведение Пьера на Бородинском поле, автор избегает оценочных слов, эпитетов.
- Почему? Какая часть речи передаёт действия героя (т. 3, ч. 3, гл. 31).
- Почему Пьер приходит к мысли, что надо “солдатом быть, просто солдатом!”?
Найдите ответ в тексте.
Ответ: т. 3, ч. 3, гл. 8, стр. 217.
Учитель: Какую роль играет этот внутренний монолог в раскрытии самого героя?
Учитель: Мы провели с Пьером целый день на Бородинском поле. Встретили раннее прекрасное утро, побывали вместе с ним на батарее Раевского, прочувствовали атмосферу, которая царила в этом опасном месте в начале битвы и в конце, когда приходят слова А.С.Пушкина из поэмы “Полтава”. “И смерть, и ад со всех сторон”. Что произошло с князем Андреем на Бородинском поле?
– Исчерпали ли мы тему Бородинского сражения?
О ком бы вы ещё хотели поговорить?
- Нет. Тема Бородинского сражения не исчерпана. Её нельзя считать полной без изображения Наполеона и Кутузова в этой битве.
Учитель: Как трактует их образы Л.Н.Толстой ?
- При изображении двух полководцев Л.Н.Толстой использует приём сопоставления.
Слайд 14. Портрет М.И.Кутузова.
– Посмотрите, как изобразил Кутузова художник А теперь обратимся к тексту романа.
Вот как Толстой пишет о Кутузове (т. 3, ч. 2, гл. 35 стр. 185). Чтение отрывка: “Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал...”– Что подчёркивает во внешности полководца художник?
Слайд 15. Портрет Наполеона Бонапарта.
– Как оценивает его действия автор в романе? (т. 3, ч. 2, гл. 34, стр. 185).
– “Войска были те же, генералы те же...”, “ После каждого сражения полководец любил объезжать поле боя. ..”
Учитель: Каким вы увидели полководца?
Учитель: Почему армия Наполеона терпит поражение?
Учитель: Какие человеческие качества подчёркивает автор в облике этих людей?: -.
Учитель: Образ Кутузова идеален?
Учитель: Какие черты характера выделяет Л.Н.Толстой в Наполеоне?
– Ещё одна деталь важна при характеристике Наполеона – это дрожание левой икры.
– Какую роль эта деталь играет при характеристике императора?
- Итак, как трактует образы великих исторических деятелей Л.Н.Толстой?
- Соблюдая историческую правдоподобность, автор с симпатией, уважением относится к Кутузову и иронично изображает Наполеона, подчёркивая его неестественность.
– Какие герои романа несут в себе наполеоновское начало? В чём оно заключается?
- (Вольцоген, адъютант Барклая де Толли, Берг, Борис Друбецкой).
– Как выражается в романе авторское отношение к этим историческим деятелям? (Через портрет, описание состояния).
Учитель: Кто первым говорит о победе на Бородинском поле?
- Михаил Илларионович Кутузов.
Учитель: Почему?
Учитель: Какую оценку Бородинского сражения даёт автор?
Учитель: Почему тогда Кутузов оставляет Москву ?
Учитель: Почему же он говорил Растопчину, главнокомандующему Москвы, что не сдаст столицу без битвы?
Учитель: Как встретили жители Москвы Наполеона?
Слайд 16. Наполеон у стен Москвы.
Учитель: Как вы оцениваете поведение Растопчина, главнокомандующего Москвы?
– Почему захват Москвы Л.Н.Толстой считал западнёй для французской армии? (т. 3, ч3, гл. 26). (чтение текста)
– Что заставило Наполеона оставить Москву?
Учитель: Как относились к французским захватчикам высшие круги дворянской знати.?
(Салоны А.Шерер и Элен).
Слайд 17. Салон Анны Павловны Шерер.
- Салон Анны Шерер поддерживал всё русское, у Элен больше симпатий проявляли к французам.
- Наш анализ романа можно считать неполным, так мы не упомянули об очень важной черте толстовского повествования, какой?
- философских размышлениях автора.
Учитель: - Какую роль они играют в романе “Война и мир”?
- Это прямая авторская оценка, объяснение причин и следствий исторических событий.
(учебник стр. 349). В сохранившемся отрывке Л.Н.Толстой так объясняет необходимость изложения своих взглядов (чтение текста): “Я начал писать книгу о прошедшем. Описывая это прошедшее, я нашёл, что не только оно неизвестно, но что оно известно и описано навыворот тому, что было. И невольно я почувствовал необходимость доказать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании которых я писал.
Учитель: Говоря о роли личности в истории, Л.Н.Толстой называет царя “рабом истории”. Вы согласны с этим высказыванием?
Учитель: Докажите свою точку зрения примерами из текста
(Назначение Кутузова, отъезд из армии Александра I).
Учитель: Можно ли говорить о полном отрицании Л.Н.Толстым роли и значении личности в истории?
Учитель: В каком из героев романа толстовское понимание активности воплощено в наибольшей мере?
Учитель: Давайте поговорим о жизни Пьера в плену.
Слайд 18. Плен Пьера.
Почему, освободившись из плена, Пьер называет это время “самым наисчастливейшим в жизни”?
Учитель: Чем же удивил Платон Каратаев Пьера Безухова?
Учитель: - Итак, Великая Отечественная война стала испытанием, чистилищем для многих героев романа. Важно в романе ещё одно сравнение: отношение французов и русских к пленным. Ваши ответы?
Учитель: - Мы исчерпали тему Великой Отечественной войны?
- Нет, нельзя, говоря о героях, забыть Дениса Давыдова и Долохова.
Учитель: - Чем необычны эти персонажи романа?
Слайд 19. Портрет Дениса Давыдова.
- Как рисует их образы автор?
Учитель: - Ваши примеры из текста?
- Как изображается в романе художественное пространство и время Великой Отечественной войны?
Итог урока. (2-3 минуты).
Учитель: - Итак, подведём итог. Какой мы увидели Великую Отечественную войну 1812 года в романе Л.Н.Толстого Война и мир”? Какую роль она сыграла в жизни русского народа?
Слайд 20. Тема сочинения.
Домашнее задание:
Сочинение: “Гроза двенадцатого года” (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”).
(задание на дом, выставление оценок – 2 минуты).