Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: русский язык, литература.
Работа выполнена учащимися: 5 - 11 классов.
Тип проекта: творческий.
Сроки проведения проекта: сентябрь 2012 – март 2013гг. (долгосрочный).
Краткая аннотация проекта: Проект по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 классов - посвящен теме «Отражение идей олимпизма в творчестве учащихся на уроках русского языка и литературы». Проект знакомит учащихся с грядущей Олимпиадой в Сочи в 2014 году. Участие в проекте позволяет школьникам лучше узнать об олимпийском и паралимпийском движении, проникнуться идеями олимпизма и паралимпизма, погрузиться в мир чувств и переживаний спортсменов, чемпионов и просто участников олимпиад, сопоставив их поступки с поступками литературных персонажей. Содержание уроков с использованием олимпийской тематики является насущной необходимостью времени, так как понимание олимпийских ценностей, следование им напрямую связано с духовно-нравственным воспитанием человека, формированием его в целеустремлённую личность с активной общественной позицией. Для того чтобы совместить учебное занятие по предмету с олимпийской и паралимпийской тематикой, необходимо было найти определённые «параллели», которые могут соединить изучаемую тему с историй олимпиады, судьбой олимпийца или с интересным случаем из олимпийского движения.
Цели проекта:
- познакомить с видами спорта, правилами проведения Олимпийских и Паралимпийских Игр, а также с понятиями, связанными с этическими, моральными и культурными аспектами олимпизма и паралимпизма.
- на уроках русского языка и литературы создать условия для развития творческого потенциала учащихся;
- показать учащимся, насколько полна и многогранна может быть жизнь благодаря спорту;
- научить детей использовать полученные на уроках знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
Основополагающий вопрос: Могут ли идеи олимпизма вдохновить людей на творчество?
Проблемные вопросы:
- Какое событие будет проходить в Сочи в феврале 2014 года?
- Какие зимние олимпийские виды спорта вы знаете?
- Какими видами спорта вы бы хотели заниматься? Почему?
- Что надо делать, чтобы быть здоровым?
- Какова история Олимпийских игр?
- Назовите символы предстоящей олимпиады (эмблему …).
Учебные вопросы:
- Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете?
- Что такое тема текста? Тема – о чем этот текст. Определите тему представленного текста.
- Что такое идея текста? Идея – то, что хотел сказать автор текста. Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор этого текста? Какова его идея?
- Определите тезис, который выдвигает автор текста; доказательства, приводимые в тексте. Какой вывод делает автор?
- Объясните правописание гласных и согласных в корне слова;
- Дайте этимологическое толкование слов;
- Определите тип и стиль текста. Свой ответ обоснуйте.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
- Выпишите из текста ключевые слова.
- Конструирование предложений по заданной схеме.
- Составление схемы предложения.
Задачи проекта:
- Сформировать понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье; конкретизировать знания о воздействии вредных привычек на организм.
- Развивать умения организовать работу в группе, публично выступать, привлекать имеющиеся знания и личный опыт, анализировать успешность своей работы.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
- Дать целостное представление об олимпийских и паралимпийских ценностях и терминах.
Формируемые УУД:
Этапы | УУД | |||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | |
Предпроектный этап |
формируются
|
Учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. |
Учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. |
Учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли |
Деятельностный этап |
Формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. |
Формирование типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. |
Умение сравнивать данные, находить отличия. |
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. |
Презентация работы |
Самоопределение, действия нравственно-этического характера |
Учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Учащиеся приобретают умение владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Необходимое оборудование: Компьютер, раздаточный материал, канцелярские принадлежности, Интернет, периодические издания, словари (орфографический, толковый)
Содержание работы: (этапы)
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1. Погружение в проект | Определение темы и целей проекта | Обсуждение и выбор темы | Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта | Выбор подтемы или предложение новой подтемы | Совместное обсуждение подтем проекта | |
Формирование творческих групп | Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды | Организационная работа по объединению школьников в группы | |
Подготовка материалов к творческой работе | Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы | ||
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания | Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания | |
2. Организация деятельности | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректировка и дополнение предложений учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3. Осуществление деятельности | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение | Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультации, координирование работы обучающихся |
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Консультации, координирование работы обучающихся | |
4. Презентация результатов | Предоставление выполненной работы | Доклад о результатах работы | Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, родителей |
Оценка работ согласно разработанным критериям | Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы |
1) Погружение в проект
Включение в изучение школьной программы русского языка и литературы дидактического материала для пропаганды олимпийского движения, который представлен в разных формах:
- Словарная работа
- Тренировочные упражнения
- Комплексный анализ текста по теме «Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к итоговой аттестации. Комплексный анализ текста»
- Объяснительный диктант
- Тексты для изложений
- Работа по развитию речи
- Презентации «Олимпийские игры», «Люди с безграничными возможностями»
2) организация деятельности;
3) осуществление деятельности;
4) презентация результатов.
Результаты работы:
Результаты самостоятельной познавательной работы учащихся оформлены ими в виде сочинений, коллажа, презентаций.
На уроках русского языка и литературы были использованы художественные произведения различного жанра, отражающие олимпийскую и спортивную тематику, учащиеся познакомились с мифами об основателях олимпийских игр античности. При подготовке к изложениям, сочинениям проводилась работа с картинами известных художников на спортивные темы. Положительным моментом проведенных уроков было то, что «случаи» из жизни спортсменов и истории олимпиад современности и античности, которые как нельзя лучше иллюстрируют закономерности развития человеческих характеров, наглядно описывают такие понятия, как дружба, взаимовыручка, благородство, решимость, а следовательно, во многом совпадают с основными ценностями олимпизма.
Также учащиеся пришли к выводу, что в наше время занятие спортом очень актуально, быть спортсменом полезно для здоровья – это уже исторически сложивший факт, но теперь уже не только модно, но и выгодно: по последнему указу президента РФ, студенты-спортсмены ВПО, у которых хорошая успеваемость, получают высокую стипендию.
Список использованных материалов:
- В. П. Похлебин, Уроки здоровья - М: «Просвещение», 1992.
- do.gendocs.ru›docs/index-235271.html
- kykyshkina.semenovschool3-nn.edusite.ru›DswMedia…