Проект по русскому языку и литературе на тему "Отражение идей олимпизма в творчестве учащихся на уроках русского языка и литературы". 5–11-е классы

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (301 кБ)

Загрузить презентацию (209 кБ)


Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: русский язык, литература.

Работа выполнена учащимися: 5 - 11 классов.

Тип проекта: творческий.

Сроки проведения проекта: сентябрь 2012 – март 2013гг. (долгосрочный).

Краткая аннотация проекта: Проект по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 классов - посвящен теме «Отражение идей олимпизма в творчестве учащихся на уроках русского языка и литературы». Проект знакомит учащихся с грядущей Олимпиадой в Сочи в 2014 году. Участие в проекте позволяет школьникам лучше узнать об олимпийском и паралимпийском движении, проникнуться идеями олимпизма и паралимпизма, погрузиться в мир чувств и переживаний спортсменов, чемпионов и просто участников олимпиад, сопоставив их поступки с поступками литературных персонажей. Содержание уроков с использованием олимпийской тематики является насущной необходимостью времени, так как понимание олимпийских ценностей, следование им напрямую связано с духовно-нравственным воспитанием человека, формированием его в целеустремлённую личность с активной общественной позицией. Для того чтобы совместить учебное занятие по предмету с олимпийской и паралимпийской тематикой, необходимо было найти определённые «параллели», которые могут соединить изучаемую тему с историй олимпиады, судьбой олимпийца или с интересным случаем из олимпийского движения.

Цели проекта:

  1. познакомить с видами спорта, правилами проведения Олимпийских и Паралимпийских Игр, а также с понятиями, связанными с этическими, моральными и культурными аспектами олимпизма и паралимпизма.
  2. на уроках русского языка и литературы создать условия для развития творческого потенциала учащихся;
  3. показать учащимся, насколько полна и многогранна может быть жизнь благодаря спорту;
  4. научить детей использовать полученные на уроках знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.

Основополагающий вопрос: Могут ли идеи олимпизма вдохновить людей на творчество?

Проблемные вопросы:

  1. Какое событие будет проходить в Сочи в феврале 2014 года?
  2. Какие зимние олимпийские виды спорта вы знаете?
  3. Какими видами спорта вы бы хотели заниматься? Почему?
  4. Что надо делать, чтобы быть здоровым?
  5. Какова история Олимпийских игр?
  6. Назовите символы предстоящей олимпиады (эмблему …).

Учебные вопросы: 

  1. Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете?
  2. Что такое тема текста? Тема – о чем этот текст. Определите тему представленного текста.
  3. Что такое идея текста? Идея – то, что хотел сказать автор текста. Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор этого текста? Какова его идея?
  4. Определите тезис, который выдвигает автор текста; доказательства, приводимые в тексте. Какой вывод делает автор?
  5. Объясните правописание гласных и согласных в корне слова;
  6. Дайте этимологическое толкование слов;
  7. Определите тип и стиль текста. Свой ответ обоснуйте.
  8. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  9. Выпишите из текста ключевые слова.
  10. Конструирование предложений по заданной схеме.
  11. Составление схемы предложения.

Задачи проекта:

  1. Сформировать понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье; конкретизировать знания о воздействии вредных привычек на организм.
  2. Развивать умения организовать работу в группе, публично выступать, привлекать имеющиеся знания и личный опыт, анализировать успешность своей работы.
  3. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
  4. Дать целостное представление об олимпийских и паралимпийских ценностях и терминах.

Формируемые УУД:

Этапы УУД
личностные регулятивные познавательные коммуникативные

Предпроектный этап

формируются

  • внутренняя позиция школьника;
  • личностная мотивация учебной деятельности;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

Учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли

Деятельностный этап

Формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Формирование типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Умение сравнивать данные, находить отличия.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Презентация работы

Самоопределение, действия нравственно-этического характера

Учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Учащиеся приобретают умение владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Необходимое оборудование: Компьютер, раздаточный материал, канцелярские принадлежности, Интернет, периодические издания, словари (орфографический, толковый)

Содержание работы: (этапы)

Этапы работы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя
1. Погружение в проект Определение темы и целей проекта Обсуждение и выбор темы Предлагает темы проектов
Выделение подтем в теме проекта Выбор подтемы или предложение новой подтемы Совместное обсуждение подтем проекта
Формирование творческих групп Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды Организационная работа по объединению школьников в группы
Подготовка материалов к творческой работе Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания
2. Организация деятельности Определение источников, способов сбора и анализа информации Корректировка и дополнение предложений учителя Предлагает основную литературу, способы сбора информации
3. Осуществление деятельности Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации Консультации, координирование работы обучающихся
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Консультации, координирование работы обучающихся
4. Презентация результатов Предоставление выполненной работы Доклад о результатах работы Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, родителей
Оценка работ согласно разработанным критериям Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

1) Погружение в проект

Включение в изучение школьной программы русского языка и литературы дидактического материала для пропаганды олимпийского движения, который представлен в разных формах:

  • Словарная работа
  • Тренировочные упражнения
  • Комплексный анализ текста по теме «Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к итоговой аттестации. Комплексный анализ текста»
  • Объяснительный диктант
  • Тексты для изложений
  • Работа по развитию речи
  • Презентации «Олимпийские игры», «Люди с безграничными возможностями»

2) организация деятельности;

3) осуществление деятельности;

4) презентация результатов.

Результаты работы:

Результаты самостоятельной познавательной работы учащихся оформлены ими в виде сочинений, коллажа, презентаций.

На уроках русского языка и литературы были использованы художественные произведения различного жанра, отражающие олимпийскую и спортивную тематику, учащиеся познакомились с мифами об основателях олимпийских игр античности. При подготовке к изложениям, сочинениям проводилась работа с картинами известных художников на спортивные темы. Положительным моментом проведенных уроков было то, что «случаи» из жизни спортсменов и истории олимпиад современности и античности, которые как нельзя лучше иллюстрируют закономерности развития человеческих характеров, наглядно описывают такие понятия, как дружба, взаимовыручка, благородство, решимость, а следовательно, во многом совпадают с основными ценностями олимпизма.

Также учащиеся пришли к выводу, что в наше время занятие спортом очень актуально, быть спортсменом полезно для здоровья – это уже исторически сложивший факт, но теперь уже не только модно, но и выгодно: по последнему указу президента РФ, студенты-спортсмены ВПО, у которых хорошая успеваемость, получают высокую стипендию.

Список использованных материалов:

  1. В. П. Похлебин, Уроки здоровья - М: «Просвещение», 1992.
  2. do.gendocs.ru›docs/index-235271.html
  3. kykyshkina.semenovschool3-nn.edusite.ru›DswMedia…