Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Кусака". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:

  • характеризовать героев произведений;
  • давать оценку поступкам персонажей рассказа;
  • определять тему, идею произведения;
  • составлять план рассказа;

2) научить творчески перерабатывать произведение.

Развивающие:

  • развитие речи, словарного запаса;
  • развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
  • развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные:

  • формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
  • воспитание гуманного отношения к животным, ответственности за их судьбу;
  • формирование нравственного сознания.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, тема нашего урока «Кусака, мне тебя жалко…». Все вы дома внимательно прочитали рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» и составили цитатный план к произведению. Сегодня на уроке мы с вами не только будем обсуждать произведение, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ.

2. Проверка домашнего задания.

Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы.

Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».
  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».
  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»
  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»
  5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».
  6. Обсуждение рассказа. Аналитическая беседа.

– Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа?

Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.

– С каких пор собака перестала «доверять людям»?     

Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

– Как изменил собаку  случай с пьяным человеком?

«С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее».

– Как состоялось знакомство собаки с дачниками?

«Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад… собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины».

– Как постепенно «уменьшалось пространство», отделявшее Кусаку от людей? Как удалось «отнять» у Кусачки ее «непримиримую злобу»?

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми», они привыкли к Кусаке, стали называли ее «своей» собакой, подкармливали ее. Особенно Леля старалась подружиться с Кусакой: она ласково подзывала собаку к себе… «И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали».

– Как изменилась Кусака? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

   Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

– Как вы думаете, как воспринимали дачники Кусаку?

На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит».

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

– Почему выла собака?

Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно».В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

– Какова тема произведения?

Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

3. Подготовка к творческой работе №1.

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

Итак, начнем работу.

– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

Конечно, финал произведения.

– Кто виноват в том, что Кусака осталась одна на покинутой всеми людьми даче?

  Люди, которые приручили собаку, и прежде всего, мама Лели и сама Леля.

– Вспомните, какие доводы приводила мама Леле о невозможности взять Кусаку с собой в город? Согласны ли вы с ее доводами?

Мама утверждала, что городские условия не подходят для дворовой собаки. Мы не согласны с ее доводами. Если мама готова взять в дом породистого щенка, значит, условия позволяют.

– Почему Леля так легко поддалась на уговоры мамы? Как характеризует Лелю авторский комментарий «Жа-а-лко, – повторила Леля, но не заплакала».

Девочка не так сильно привязалась к собаке, да и мама пообещала взять в дом породистого щенка. Кусака была для Лели больше развлечением.

– Могла ли  Леля найти выход из сложившейся ситуации?

Конечно, могла, но не захотела.

– Как характеризует маму и Лелю поступок, который они совершили по отношению к собаке?

Они поступили как безнравственные люди. Приручив собаку, дали ей надежду, а потом предали.

– Как же нам изменить финал рассказа?

Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.

А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

4. Творческая работа по группам.

Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает свое задание.

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

5. Выступление творческих групп учащихся со своими придуманными новыми финалами рассказа.

6. Подготовка к творческой работе №2 и домашнему заданию.

Мы с вами изменили финал рассказа. Теперь Кусака не останется в одиночестве. Но до конца «излечить раны», нанесенные людьми собаке, мы не смогли.

– Вспомните, почему Кусака, обретя хозяев, не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие собаки?

Сказываются последствия перенесенных обид.

– С какого же эпизода нам надо изменить сюжет произведения, чтобы собака не стала «Кусакой», не потеряла доверия к людям?

С эпизода встречи с пьяным мужчиной.

– Представьте себе, что собака не встретилась бы с пьяным мужчиной или встретила бы доброго человека (добрых людей). Как бы изменилась ее жизнь? Наверное, не пришлось бы и рассказ называть «Кусака»?

– Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовали любовь, доброта, сострадание и милосердие. Это будет вашим домашним заданием.

При подготовке урока использована следующая литература:

  1. Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.
  2. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» – lit-helper.ru