Литературное чтение. Юмор в литературном произведении. Н.Носов "Мишкина каша". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Тип урока: систематизация знаний.

Место урока в системе уроков: 2-й урок.

Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения

Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.

Задачи:

  1. Обучать умению давать характеристику героям.
  2. Создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
  3. Создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  4. Создать условия для формирования УУД:

личностных:

  • формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
  • способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм, таких как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба;
  • формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);

познавательных:

  • формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;

коммуникативных:

  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, спектаклях;
  • выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • проявлять самостоятельность в групповой работе;

регулятивных:

  • формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
  • ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
  • участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
  • оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007;
  • аудиозапись произведения Н.Н.Носова;
  • цифровая камера
  • учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова 2 класс, Самара: Издательский дом «Федоров», 2012;
  • карточки с заданиями;
  • портрет Н.Носова;
  • выставка книг Н.Носова;
  • карточки самооценки учащихся. 

Ход урока

Звучит музыка

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

А начнем мы наш урок с обычного вдоха, но вдохнем мы в себя не только глоток кислорода, но и красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей.

Ребята, пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами

II. Актуализация опорных знаний.

Не всегда люди делятся своими знаниями, впечатлениями только с помощью слов. Я предлагаю вам смоделировать обложку к книге, в которой содержится произведение, прочитанное нами на предыдущем уроке.

– Что читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги, имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)

Приступая к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группах.

  • Работай дружно по плану.
  • Умей выслушать другого.
  • Уважай мнение других.
  • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения

– Я предлагаю внимательно рассмотреть представленный каждой группе материал и выбрать только то, что необходимо для создания модели обложки (или предложить свой вариант). Приступаем к работе. (самостоятельная работа)

– Ну, а теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось.

(Анализ работ:всё ли учли при моделировании обложки, правильно ли указали автора, тот ли жанр выбрали, подходит ли иллюстрация, название произведения?)

– Замечательно. Постарались вы на славу.Ребята, посмотрите, ваши обложки не уступают обложкам, которые сделали профессиональные художники оформители.

Вы не только справились с заданием, но и помогли вылечить книги, которые с течением времени утратили былую красоту. Теперь они с библиотечных стеллажей будут смотреть на вас, и радовать глаз читателей.

– Пока вы трудились, я тоже создавала свою обложку. Посмотрите и оцените мою работу. Что-то не так? (Название указано не верно)

– Почему произведение так названо? (Кашу варил Мишка)

Внимание! Внимание!
Все мы в ожидании.
Нам сейчас дадут совет,
Как сварить вкусную кашу на обед!

– Кто первый поделится опытом приготовления каш? А в этой группе есть повара профессионалы? Выслушаем ещё один рецепт.

III. Проверка домашнего задания.

(Заслушиваются рецепты приготовления домашних каш)

На столе лежат продукты:
Масло, сахар, даже фрукты,
Соль, вода, конечно, манка,
Молоко налито в банке.
Достаем кастрюлю с полки.
Трудимся мы словно пчелки.
Мешаем воду с молоком,
Становится смесь кипятком.
Всыпаем манку тонкой струйкой.
Процесс оценен даже Муркой.
Добавим сахар, соль… Молчок.
Плиту отключим. Слышь – щелчок!
Кастрюлю плотно закрываем.
Конечно, масло добавляем.
Минут 15 кашу ждем.
Тут время быстро пробежало.
А блюдо нас очаровало.
Мы пробу быстро с него сняли.
За обе щёки ВСЁ умяли.

– Если бы Коля и Миша знали эти рецепты, то история, описанная Н.Носовым, произошла бы?

(Дыхательная гимнастика. Варим кашу)

IV. Сообщение цели урока. Сегодня снова наш рассказ.

С тобою прочитаем.
Характеры друзей
Поближе мы узнаем.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение I части рассказа цепочкой до слов: «Вся вышла».

Кто герои этого рассказа? (Коля и его друг Мишка)

– Похожи ли характеры у мальчиков?

2. Работа по содержанию текста произведения.

Давайте разберемся. Найдите и прочитайте все реплики Мишки. Что можете о нем рассказать? Как его характеризуют слова: «Чего там суметь!», «Чего там её варить!» (Он самоуверенный, т.е. слишком уверенный в себе человек.)

А были основания для такой уверенности? Умел ли варить кашу? Найдите подтверждение, что он никогда кашу не варил? («Я видел, как мама варит»)

– Как вы думаете, видеть, как делают другие, и делать самому – это одно и то же?

– А почему же он тогда за всё берется? (Он легкомысленный, безответственный, не задумывается о последствиях.)

– Подведем итог.

2. (Запись на слайде):

Мишка:

  • самоуверенный;
  • легкомысленный;
  • безответственный;
  • не задумывается о последствиях.

– Может, он отрицательный герой? (Нет, потому что Коля и мама очень обрадовались, когда приехал Мишка.)

– Найдите в тексте слова, которое произносит Коля, уважительно отзываясь о Мишке.( «Ну, Мишка, ты специалист».)

– Что обозначает это слово?

3. Словарная работа

– Специалист – тот, кто обладает знаниями в какой-нибудь области науки и техники.

– Вы согласны, что Мишка на самом деле такой специалист? С какой интонацией вы бы произнесли это слово, чтобы оно соответствовало характеру Мишки? (С иронией) (Ирония – тонкая скрытая насмешка)

– Произнесите: «Ну, ты и специалист!» – в переносном значении.

– А почему же Коля уважает Мишку и скучает по нему? (С ним весело, интересно, он легко относится к возникшим трудностям, не унывает.)

– Как таких людей называют? (Оптимист -человек, воспринимающий события оптимистически, в позитивном свете)

VI. Физкультминутка.

А теперь давайте отдохнем.

«Каша-малаша».

Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой небольшие помешивающие движения (как будто мешаем кашу в кастрюльке ложкой)
Если добавить стакан молока. (Левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку)
Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой рукой – «сахар»)
И эту кашу деткам даем. (Дети подносят обе ладони ко рту)
Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой размашистые движения, помешивая «кашу»)
Если добавить кувшин молока. (Двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)
Масло и сахар мы в кашу кладем. (Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой – «сахар»)
И эту кашу взрослым даем. (Дети подносят обе ладони ко ртам взрослых, участвующих в игре)
Каша-малаша, ты так хороша, (Две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу»)
Если добавить ведро молока. (Двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю
Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой – «сахар»)
И эту кашу великанам даем. (Поднять обе руки вверх и показать «великана»)

Повторить упражнение левой рукой.

Продолжение работы по теме.

– Какой характер у другого мальчика? Давайте прочитаем Колины реплики. Каким вы его представляете?

Запись на доске:

Коля:

  • осторожный;
  • сомневающийся;
  • разумный.

– Подтвердите – словами текста.

– Получается, что Коля – положительный герой? Вы согласны с этим?

– Как его характеризуют эти слова: «Мы все слушали, только я ничего не запомнил. Зачем, – думаю, – раз Мишка знает?» (Он с легкостью перекладывает решение трудных задач на плечи друга и легко подчиняется ему.)

– Похожи ли характеры мальчиков? (Характеры у них разные, поэтому они и дружат, друг друга дополняя.)

– А всегда ли герои бывают либо положительными, либо отрицательными?
(Не обязательно, это только в сказках так бывает. В рассказах герои – обычные люди со своими достоинствами и недостатками.)

– Вам нравятся эти друзья?

– Хотите оказаться на их месте? Это легко сделать.

4. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями.

Прочитаем оставшуюся часть произведения по ролям.

Сколько действующих лиц понадобится? (4 человека: мама, Коля, Мишка, автор)

Рассмотрите иллюстрации на слайде. К каждой иллюстрации подберите подходящий эпизод из произведения. Не забывайте, что вы работаете в группах. Распределите роли между собой и приготовьтесь прочитать текст вслух.

Итог урока.

– Что же вы узнали о мальчиках? (Что они друзья, и они разные по характеру.)

-А какой возраст детей?

Примерно такие, как вы, а значит, они ваши ровесники.

-Кто из героев вам больше понравился?

5. Составление синквейна.

Составим синквейн на Мишку, про Колю.

Мишка.
Легкомысленный, самоуверенный.
Приехал, варит, жарит.
Но ничего не получилось.
Специалист!

Коля.
Осторожный, разумный.
Сомневается, помогает, предостерегает.
Перекладывает трудности на мишку.
Практичный.

6. Работа с пословицами.

Коля и Миша разные по характеру, но они похожи тем, что умеют дружить. У вас на столах находятся горшочки, но в них спряталась не каша. Загляните в горшочки. Да, там пословицы. Объясните значение пословиц. Какой смысл заложил в них народ или какую мудрость хотел донести до нас народ.

  • Дружба – великая сила.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Дружба любит дело.
  • Скатерть со стола — и дружба сплыла.
  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  • Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
  • За дружбу дружбой платят.
  • Две кошки в мешке дружбы не заведут.
  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.
  • Друга на деньги не купишь. Друг – твоё зеркало.
  • Не в службу, а в дружбу.

Домашнее задание.

Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (Слайд с домашним заданием)

Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ понравившегося отрывка близко к тексту.

Найти и подготовить чтение по ролям самых смешных эпизодов.

Найти интересные пословицы о дружбе.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

САМООЦЕНИВАНИЕ

– А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой на уроке, выберите зелёный цвет, если вы могли бы работать лучше – желтый цвет, если вам не удалось раскрыть себя – синий.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

– Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе!Я довольна вашей работой.

Молодцы. Спасибо за урок!

Приложение.