Литература
-
Урок литературы на тему "Старинный град Борисоглебск… Стоит, как страж, который век…" 2009
Данный урок является неотъемлемой частью при изучении литературы родного края. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов-земляков, основными мотивами их лирики. Встреча и беседа с поэтами расширяет кругозор, развивает творческие способности восьмиклассников, помогает понять, что нет ничего "милей бесценного родного края...".
-
Формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики 2009
Идеи гуманизации и гуманитаризации образования предусматривают приобщение школьников к мировой культуре, истории, искусству, духовным ценностям. Современная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности, становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании. Основной целью школьного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.
-
Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна" 2009
Урок литературного чтения построен на материале басен И.А. Крылова. Цель урока определена не только формированием умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, но и познакомить с животными - обезьянами и дать представление об их поведении, привычках, а также рассказать об истории появления зеркала, как необходимого в наши дни предмета.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Слово о писателе" 2009
Урок призван ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя; развивать познавательную активность, творческие способности учащихся, умение анализировать художественное произведение; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
-
Проблема Дома и рода в повести В.Распутина "Последний срок" (внеклассное чтение, 9–10-е классы) 2009
Дом - это спокойствие, душевное тепло, женская любовь и верность, детство, мать; это привязанность к тому месту на земле, где родился. Об этом повесть В.Г. Распутина "Последний срок"; разрушены традиции деревенского дома. На уроке внеклассного чтения идет заинтересованный разговор о кровной, неразрывной связи малого и великого, человека и семьи, семьи и государства.
-
Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Проект пытается сориентировать учителя в многоплановом и обильном литературном потоке, сфокусировать его внимание на главном, которое заключается в постижении глубинной сущности творчества автора, в понимании, зачем создано произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
-
"Элементы лингвистического анализа текста на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Урок развития речи в 7-м классе 2009
На уроке идет обучение приёмам лингвистического анализа художественного текста, показано мастерство Гоголя – художника слова и особенности использования изобразительно-выразительных средств в повести.
-
Тема детства в рассказе Н.И. Волокитина "Светка — синяя беретка". В творческой мастерской этого рассказа 2009
Одной из основных задач урока является формирование нравственных понятий: сопереживание, соучастие. Утверждение идеи человеческого великодушия, изображение детского характера.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2009
Уроки внеклассного чтения должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литературы, и все же это не совсем обычные уроки. Интерес школьников к изучению литературы определяется в первую очередь тем, насколько полно учебный курс способен удовлетворить их духовные потребности. Чем конкретнее выявлены и учтены эти потребности в проблематике учебного курса, тем выше уровень мотивации изучения литературы в школе. Уроки литературы - это не только образовательные уроки, это, главное, уроки нравственности.
-
"Над лермонтовской строкой…". Час размышлений по стихотворению "Дума" М.Ю. Лермонтова в 9–11-х классах 2009
Урок разработан для учащихся 9-11-х классов к программе духовного воспитания учащихся средствами художественной литературы «Лучик».
-
Интегрированный урок литературы, музыки и основ православной культуры (11-й класс) 2009
Интегрированный урок литературы, музыки и основ православной культуры в 11-м классе основан на изучении творчества Игоря Талькова как православного человека, поэта, музыканта и исполнителя.
-
О повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" 2009
В статье обобщен опыт работы над художественным произведением на примере урока в 8-м классе. Основные этапы работы: корректировка восприятия текста произведения через вопрос – ответ, подтвержденный фрагментом текста; наблюдение над стилем автора: совокупность сюжета и слова; осмысление произведения в идейно-художественной целостности.
-
Жизнь и литературная судьба Зинаиды Гиппиус, 11-й класс 2009
Урок посвящен творчеству ярчайшей представительницы символизма Зинаиды Гиппиус. Попытка взглянуть на необычную личность Зинаиды Гиппиус, оценить ее творческое наследие. И главное — восстановить ее имя в ряду замечательных творцов серебряного века.
-
Урок литературы по теме "Вот для чего я рожден батыром…"(башкирский народный эпос "Урал-батыр"). 6-й класс 2009
Проблемно-диалогический метод - главный метод работы общеобразовательной системы «Школа – 2100». Приводится план-конспект урока литературного чтения по теме башкирского народного эпоса «Урал-батыр» на основе подводящего диалога как одного из методов постановки учебной проблемы.
-
"А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин… убийца?…". Литература, 9-й класс 2009
Продолжаем изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Шестая глава - кульминация и одновременно развязка сюжетной линии "Онегин - Ленский". Очень важно осмыслить данный эпизод на более высоком уровне по сравнению с первичным его восприятием. На уроке дается историко-бытовой комментарий происходящим событиям. Групповая работа учащихся позволяет извлекать необходимую информацию из различных источников, соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи, анализировать текст, аргументировать свое отношение к прочитанному, способствовать развитию монологической речи.
-
"Человек должен быть чистым перед матерью-природой". Урок внеклассного чтения по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи", 8-й класс 2009
Урок по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи" - один из вариантов организации исследовательской работы по тексту художественного произведения. Анализируя рассказ, восьмиклассники глубже постигают авторский замысел, пытаются разобраться в мире собственных мыслей и переживаний, задумываются над нравственными проблемами сегодняшнего дня. На занятии создаются условия для того, чтобы ученики могли эмоционально пережить, продумать произведение, прочитанное ими самостоятельно.
-
Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство", посвященный творчеству А.С. Пушкина 2009
Литературно-музыкальный вечер посвящён памяти А.С. Пушкина. Он состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой завершённую линию взаимоотношений: Александр Пушкин - Антон Дельвиг; Александр Пушкин - Вильгельм Кюхельбекер. Данное мероприятие разработано для учеников 9-11-х классов.
-
Урок литературы "Жить не по лжи". Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор" 2009
Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу "Матрёнин двор" при изучении курса литературы в средней школе. О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили "Матрёнин двор". Его называли "блистательным", "подлинно гениальным" произведением.
-
Урок-конференция по книге В.Железникова "Чучело". «Уроки жизни, уроки доброты» 2009
Есть книги, которые воспитывают лучше учителей и родителей. К таким книгам я отношу повесть В.Железникова "Чучело". Вот где можно учебное связать с земными, текущими проблемами, бороться за нравственность, ведь важно не только как работает ученик, сколько он знает, но и то, сколько правды ему сказали, насколько он стал лучше, добрее, насколько приблизился к жизни, какие выводы сделал для себя. Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова можно проводить в 5-7-х классах, когда очень важно научить ребят отличать истинные ценности от ложных.
-
"Гоголь и живопись". Знакомство учащихся 6-х классов со статьей Н.В. Гоголя "Последний день Помпеи" и анализ картины К.Брюллова 2009
На уроке ученики узнают об отношении Н.В. Гоголя к живописи, увидят, как он в своей статье анализирует полотно К.Брюллова "Последний день Помпеи", сравнят его словесный анализ с наглядным изображением трагического события. Дети увидят и почувствуют, как мастерски умеет Гоголь живописать словом то, что дано на картине.
-
"Не стоит село без праведника". По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2009
В данной разработке дана высокая оценка творчеству А.И. Солженицына. Урок рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить своё образование в гуманитарных вузах.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Художественные особенности романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2009
Урок является заключительным в изучении данного произведения. На нем обобщается материал, известный обучающимся по предыдущим урокам, а также определяется мастерство писателя в использовании различных символов и приемов сатирического изображения героев. На уроке формируется умение составлять тезисный план материала, совершенствуются навыки работы над анализом прозаического произведения.
-
Урок литературы по теме "Душа обязана трудиться…". Роман Юрия Бондарева "Выбор", 11-й класс 2009
Предлагаемый урок проводится в форме эвристической беседы. Актуальность темы обусловлена тем, что Ю.Бондарев в романе "Выбор" ведет "поиск истины в человеке", продолжая традиции Л.Н.Толстого. В наше время каждому из нас необходимо "заглянуть в свою душу", чтобы осознать, правильно ли он живет; каждый из нас должен научиться делать правильный выбор. 15 марта 2009 г. Ю.В. Бондареву исполнится 85 лет. Разговор об этом удивительном человеке, писателе, публицисте будет весьма полезен для учащихся 11-го класса.
-
Герои "Слова о полку Игореве" и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов 2009
Поставленные задачи: обобщить содержание произведения, составить характеристики героев, выявить позицию автора, лиризм повествования, фольклорные мотивы в тексте, развивать умение учащихся писать конспект по критической литературе, устную и письменную речь, формировать эстетические взгляды, воспитывать толерантность, любовь и интерес к Родине, древнерусской литературе, музыке и искусству.
-
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс 2009
Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует умения интерпретации произведения. Данный урок - это урок сотворчества, открытия богатства смысловых пластов стихотворения Н.Рубцова, прикосновения к чуду, которое называется Поэзия. Эпиграфом к урокам по творчеству поэта стали строки из моего стихотворения: «К стихам Рубцова прикоснусь – из них живой воды напьюсь».
-
Информационные технологии на уроках литературы. Урок-игра "Литература Красноярского края", 5-й класс 2009
Урок проводится после изучения произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края. Цели и задачи этой игры - обобщить знания учащихся, развивать интерес к литературе родного края, создать условия, необходимые для самопознания, самореализации и самовыражения учащихся.
-
Акцентное вычитывание произведения по стихотворению Н.А. Некрасова "Крестьянские дети" 2009
Цель данного урока - проследить, как меняется настроение рассказчика на протяжении всего произведения. Урок построен на акцентном вычитывании текста, который включает в себя глубокое проникновение в художественное произведение и связано с творческим чтением. Метод акцентного вычитывания текста способствует творческой активности учащихся, развивает образное мышление, а это, в свою очередь, воспитывает у них культуру художественного восприятия и формирует эстетически развитого читателя.
-
Проект урока литературы в 5-м классе по теме: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") 2009
Урок должен обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Урок ориентирован на формирование деятельности: постановки учащимися учебных задач, обсуждение рациональных способов усвоения материала, формирование оценочной деятельности, рефлексивных умений.
-
Элективный курс по литературе "Погружаясь в глубину поэтического текста…" (Развитие теоретико-литературных понятий) 2009
Программа элективного курса «Постигая глубину поэтического текста…» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями); ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
-
"Русь изначальная" в творчестве А.Блока (цикл стихотворений "На поле Куликовом"). Метод аналитического чтения 2009
Урок раскрывает разнообразие блоковской концепции Родины с помощью анализа цикла стихотворений "На поле Куликовом", формирует у учеников умение целостно анализировать поэтический текст, выделяя доминирующую идею и проблемы, основные особенности поэтики.