Цель:
- Раскрыть тему добра и зла через работу по тексту сказки;
- Умение выразительно читать, а также по ролям, пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать, составлять рассказ;
- Воспитание вдумчивого читателя, а также таких качеств характера, как: доброта и милосердие.
Ход урока
Эпиграф:
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)
I. Вступительное слово учителя.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает. Сегодня мы продолжим работу по сказке Жуковского "Спящая царевна".
II. Прослушаем рассказ об истории создания сказки. (Подготовленный ученик)
III. Обратимся к содержанию сказки.
1. Подробно перескажите начало сказки.
2. Ответьте на вопросы:
А) Кто герои сказки? Какие они? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
3. Почему не пригласили на пир 12 колдунью?
IV.
1. Чтение по ролям отрывка сказки (стр.59-60).
2. Ответьте на вопросы:
А) Что пророчили десять чародеек царевне?
Б) А двенадцатая? Почему?
В) Что пожелала одиннадцатая чародейка?
Г) Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?
V.
1. Работа по картине. (Картина есть в учебнике) Найдите соответствующий рисунку отрывок из сказки и прочитайте.
2. Ответьте на вопросы:
А) Кого мы видим на картине?
Б) Как изображена старуха художником? Обратить внимание на черный цвет одежды как символа Зла.
В) А царевна? Белый цвет символ чистоты, доверчивости и благородства.
Г) Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха.
Д) Почему молча?
Е) Кем была пряха-старушонка?
VI.
1. Краткий пересказ отрывков сказки (один ученик-стр.61-62; второй ученик стр.62-63)
2. Работа по тексту сказки.
А) Найдите описание уснувшего бора с дворцом и прочитайте. Объясните смысл выражений:
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
Почему мертвым сном?
Б) Для чего дворец окружил дикий, дремучий, темный лес?
В) Как вы думаете, кто защищает царский дворец от беды?
3.
А) Найдите описание бора при появлении царского сына и прочитайте.
Б) Объясните смысл строчки:
Перед витязем он сам
Расступился, как живой.
В) Почему ожил только лес?
Д) Что разрушит силу сна?
Е) Каков финал сказки?
VII. Словесное описание картины. Какие иллюстрации вы нарисовали бы по финалу сказки?
Выводы: Пушкин говорил:
Сказка - ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок:
Какой урок извлекли вы из сказки "Спящая царевна"?
Как вы понимаете эпиграф к уроку?
IX. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Найдите по тексту подтверждение, почему эта сказка является литературной?