Цель:
- Познакомить с психологическим мастерством А. Погорельского в изображении детского характера.
- Развитие умения работать с деталью, умения анализировать текст, умения вступать в диалог по прочитанному произведению, умения сравнивать, развитие речи.
- Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
План:
- Повторение изученного (3 мин.).
- Подход к новой теме (5 мин.).
- Изучение новой темы (анализ отрывков текста) (20 мин.).
- Выводы по уроку (формулировка темы урока) (10 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
Оборудование:
- Бумага для рисования.
- Весы и шашки.
- Карточки, на которых написаны положительные и отрицательные качества главного героя.
- Магнитная доска, магниты.
Ход урока
СУ | Здравствуйте, мы с вами уже начали говорить о произведении Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители». Вспомним, о чем мы узнали на предыдущем уроке. | ||||
ПОУ |
Это литературная сказка, написал ее Антоний Погорельский (А.А. Перовский) для своего племянника Алеши Толстого. | ||||
ВУ | Чем отличается литературная сказка от народной? | ||||
ПОУ | Дети говорят об отличиях литературной сказки от народной. | ||||
ЗУ | Перед вами лежат маленькие листочки бумаги. Нарисуйте на них маленького человечка – себя. А теперь нарисуйте этому человечку хвостик. (Дети рисуют на маленьких листочках бумаги, которые были розданы им до урока.) |
||||
СУ | Те, у кого хвостик получился прямым, имеют характер нерешительный, неуверенный, но ровный. У кого хвостик с петелькой, те занудливы, пессимистичны и однообразны. У кого хвостик в виде точки, у тех характер замкнутый и отстраненный. Кто нарисовал хвостик-зигзаг, тот резок и активен. У кого хвостик, как у зайчика, тот общительный, добрый и ласковый. А у кого хвост некрасивый, непонятный, тот непостоянный, нервный и неуравновешенный человек. | ||||
ВК | Как вы думаете, зачем мы провели этот тест? | ||||
ПОУ | Вы хотели узнать о нашем характере. | ||||
ВК |
А как называется человек, который изучает настроение, характер, поведение и другие особенности человека? | ||||
ПОУ | Психолог. | ||||
СУ |
Совершенно верно, этот человек – психолог, а наука, которой он занимается – психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека. Еще в Древней Греции, где зародилась эта наука, основной темой психологии была проблема души. | ||||
ВК | А, интересно, может ли писатель быть психологом? | ||||
ПОУ | Наверное, может. | ||||
ЗК |
Давайте проанализируем сказу. Это поможет нам дать точный ответ на поставленный вопрос. Перед вами лежат отрывки из текста, найдите, пожалуйста, те из них, в которых описывается характер Алеши до получения конопляного зернышка. |
||||
ПОУ | Ребята ищут отрывок, в котором говорится об уме и миловидности героя. | ||||
ВК | Выделите основные качества мальчика. | ||||
ПОУ | Автор показывает нам ум и миловидность Алеши. (Учитель крепит к магнитной доске карточки с теми качествами, которые называют учащиеся, к концу анализа на доске появятся две колонки с противоположными качествами Алеши.) |
||||
ВК | Все ли это качества мальчика? | ||||
ПОУ | Находят отрывок о доброте и скромности. | ||||
ВК | На какие качества здесь указывает автор? | ||||
ПОУ | Доброта, скромность. | ||||
ВК | Что еще вы можете сказать об Алеше до получения зернышка? | ||||
ПОУ | Находят отрывок, в котором говорится о том, что Алеша много читал. | ||||
ВК | Ну а из этого отрывка, что можно узнать о мальчике? | ||||
ПОУ |
Алеша одинок, чтобы не чувствовать себя одиноким, он много читает, а значит его можно назвать любознательным. | ||||
ВК | Назовите любимые занятия мальчика. | ||||
ПОУ | Говорят о том, что мальчик любил мечтать и кормить курочек. | ||||
ВК | Ну а из этих характеристик, что мы узнаем об Алеше? | ||||
ПОУК |
Автор отмечает мечтательность мальчика, показывает его любовь к окружающим. | ||||
ВК |
Как ведет себя Алеша, когда король говорит ему о том, что Алеша спас его министра. | ||||
ПОУ | Находят отрывок, в котором говорится о том, что Алеша любит правду. | ||||
ВК | Какое хорошее качество присуще мальчику еще? | ||||
ПОУ | Правдолюбие. | ||||
ВК | А теперь перечислите все положительные качества главного героя сказки? | ||||
ПОУ |
Ум, миловидность, доброта, скромность, любознательность, мечтательность, любовь к окружающим, правдолюбие. | ||||
СУ | Действительно, ребята, все, что вы назвали – и есть те качества, которыми обладал Алеша до получения конопляного зернышка. Но что же произошло, что так резко изменило мальчика? | ||||
ПОУ | Говорят о том, что мальчик спас курицу и получил конопляное зернышко. | ||||
СУ | Верно, но тогда давайте разберемся, какие новые качества приобрел мальчик вместе с конопляным зернышком? Снова из предложенных вам отрывков текста выберите те, в которых показан новый характер мальчика? | ||||
ПОУ | Рассказывают о том, что он стыдится пока еще принимать похвалу. | ||||
ВК | Да, это Алеша после получения зернышка, но разве в нем что-то изменилось? | ||||
ПОУ |
Пока нет, но, тем не менее, он воспользовался зернышком, а значит, не заслуженно получил похвалу, обманув учителя. | ||||
СУ | Хорошо, давайте посмотрим, что происходит дальше. | ||||
ПОУ |
«Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он того вовсе не заслуживал». | ||||
ВК |
Но и тут не происходит ничего страшного, ведь Алеше стыдно принимать похвалу, он понимает, что не заслуживает их. | ||||
ПОУ | Говорят, что мальчику стыдно, но он все равно использует зернышко. | ||||
СУ | Верно, а это значит, что в нем начинает появляться какое желание? | ||||
ПОУ | Желание обмануть. | ||||
СУ | Посмотрим, что происходит дальше. | ||||
ПОУ | Находят отрывок, в котором описывается, как нрав мальчика изменился. | ||||
ВК ПОУ |
Как теперь мальчик относится к похвалам? | ||||
ПОУ | Они ему нравятся, значит, он теперь принимает, не краснея, незаслуженные награды и гордится ими, важничает перед другими, много о себе думает, и считает, что он лучше других. Нрав его совсем испортился, он стал непослушным и гордым. | ||||
ВК | Какие же новые черты появились в характере мальчика? | ||||
ПОУ | Гордость, надменность, непослушание, нескромность. | ||||
ВК | Неужели такой хороший мальчик ни разу не предпринял попытки к исправлению? | ||||
ПОУ |
Находят отрывок о то, что иногда мальчик хотел исправиться, но его самолюбие ему мешало, и вместо этого он шалил. | ||||
ВК | О чем говорит в этом отрывке автор? | ||||
ПОУ | У мальчика проявляется чрезмерное самолюбие и праздность. | ||||
ВК |
А теперь скажите мне, почему подземным жителям приходится покидать свое подземелье? | ||||
ПОУ |
Потому что Алеша нарушил слово, данное Чернушке. Он рассказал всем об этом народе, и им пришлось уйти. | ||||
ВК | Можно ли нарушение обещания назвать плохим поступком? | ||||
ПОУ | Да, можно. | ||||
СУ | А теперь посмотрите на таблицу, которая получилась у нас. Давайте положим на одну чашу весов положительные качества, а на другую – отрицательные.
(На весы, заранее принесенные в класс, выкладываются шашки белого (положительные качества) и черного (отрицательные качества) цветов.)
|
||||
ВК | Что вы видите? | ||||
ПОУ | Чаша с отрицательными качествами перевесила, и весы перестали работать. | ||||
СУ | Но ведь такой процесс происходил и в душе мальчика. Как показывает нам сбой работы внутренних весов Алеши Погорельский? | ||||
ПОУ | Мальчик заболел. | ||||
СУ | Погорельский тонко чувствует психологию подростка и мастерски описывает все переживания, всю борьбу, идущую в душе ребенка. И вместе с тем, он ни на минуту не сомневается в том, что мальчик исправится, он верит в него, постоянно говоря о том, что внутренний голос мальчика, голос совести, постоянно борется с происходящим. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда». Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда, при своей учености, будешь самое несчастное дитя!» | ||||
ВК |
Кто еще, кроме голоса совести пытается наставить мальчика на путь истинный? Как призывают его к исправлению? | ||||
ПОУ |
Чернушка. Именно Чернушка говорит о скромности, о неблагодарности, о том, что очень трудно избавляться от пороков. | ||||
СУ | Совершенно верно, рупором авторских идей в произведении является курица Чернушка (петух) – символ рассвета, пробуждения, бдительности, призыва к пробуждению и бою. | ||||
ВК | А еще на стороне автора выступает учитель. Какие слова произносит он? | ||||
ПОУ | «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований.., тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли…» | ||||
СУ | Верно, с ними солидарен и автор: «Увы! Бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» | ||||
ВК |
Прислушивается ли к голосу совести, к словам Чернушки, к словам учителя мальчик? | ||||
ПОУ | Нет, не прислушивается. | ||||
ВК | И что же происходит? | ||||
ПОУ | Подземные жители покидают свое место, а Алеша заболевает. | ||||
ВК | Изменился ли мальчик после болезни? | ||||
ПОУ | Говорят о том, что мальчик выздоравливает духовно и физически.
|
||||
ВК | Можно ли назвать Антония Погорельского писателем-психологом, почему? | ||||
ПОУ | Можно. Потому что в своем произведении он исследует душевные переживания мальчика, показывает, как из-за одного необдуманного поступка может измениться характер человека. | ||||
СУ | Автор мастерски тонко показывает нам, как психологическое состояние человека отражается на физическом здоровье. Не зря, исцелившись духовно, мальчик выздоравливает и физически. | ||||
ВК | Давайте вспомним, для кого была написана эта сказка? | ||||
ПОУ | Сказка написана для племянника Погорельского, Алеши, воспитанием которого он занимался, и который стал впоследствии известным писателем Алексеем Константиновичем Толстым. | ||||
СУ | Совершенно верно, а значит, она носит воспитательный характер. Какие же слова автор доверяет сказать Чернушке, которые содержат вывод по всему нашему уроку? | ||||
ПОУ | «Не полагай..., что так легко избавиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою…» | ||||
ВК | Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете эти слова? | ||||
ПОУ | Пороки – это недостатки человека, его плохие качества, от них нужно избавляться, но делать это не так легко, как кажется на первый взгляд. | ||||
ВК | А вы задумывались когда-нибудь над тем, каков ваш характер, хорошо ли вы себя ведете в отношениях с окружающим? Может быть, и некоторым из вас нужно подумать над своим поведением? (Ответы могут быть разными, но дети, так или иначе, подумают о собственном поведении.) |
||||
ВК | А теперь скажите, как бы вы назвали тему нашего урока? (Дети формулируют тему, учитель записывает на доске.) |
||||
ЗК | Переверните те листочки, на которых вы рисовали человечков, и поставьте оценку тем трем ученикам, которые, по вашему мнению, заработали ее на сегодняшнем уроке. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Составьте кроссворд по произведению. А желающие получить вторую пятерку, пожалуйста, нарисуйте Алешу до и после получения конопляного зернышка. |
Условные сокращения
СУ – слово учителя.
ПОУ – примерные ответы учеников.
ВК – вопрос классу.
ЗК – задание классу.