Дидактическая цель - создать условия для осознания учащимися народного характера произведения, осмысления духовно-эстетического идеала писателя, обобщения знаний по творчеству Н.В. Гоголя средствами новой технологии - метода проектной деятельности.
Тип проекта - комбинированный: сочетает в себе коммуникативно - ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.
Цели по содержанию:
познакомить учащихся с
традициями и обрядами, с бытом и верованиями
славянских народов через эпоху, отраженную в
повести "Ночь перед Рождеством";
способствовать формированию понятий:
"образ-символ", "этический идеал",
"народность произведения".
Задачи:
- Изучить литературу по теме "Народность Гоголя".
- Познакомиться с языческой славянской мифологией и христианскими традициями в праздновании Рождества.
- Связать интерес Гоголя к народному быту с фактами его биографии.
- Выявить нравственно-эстетический идеал автора через анализ произведения.
- Оформить выводы, используя таблицу и мультимедийный проект.
Средства обучения:
Литература:
Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством";
Музыка:
М.П.Мусоргский"Картинки с
выставки"("Гопак");
ТСО: использование компьютерных программ: Power Point, Win amp.
Ход урока
:Истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. (Н.В.Гоголь)
I. Актуализация знаний: Учитель демонстрирует учащимся красочно оформленную Энциклопедию русского быта.- М.: Альта-принт, 2005. Учащиеся находят в словаре В.И.Даля определение этого слова. Энциклопедия - справочное сочинение, содержащее в сокращении все человеческие знания, науки. Какие знания мы можем почерпнуть из данной книги? Посмотрим на оглавление и прочитаем название основных разделов: Домострой. Народный календарь. Молитвы. Приметы. Имена. (Схема на доске)
- Что напоминают вам разделы энциклопедии? Как можно назвать произведение, только что изученное нами?
- Предположения учащихся. Формулировка темы урока с записью на доске: "Ночь перед Рождеством - энциклопедия народных традиций, верований, идеалов".
II. Оргмомент. Мотивация учащихся к работе. Деление на группы.
- Зачем нам необходимы знания о народном быте? Почему интерес к национальным традициям усиливается в век глобализации и научно-технического процесса?
- Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не помнящими своего родства".
- Совершенно верно! Поэтому и обращаются современные режиссеры к сюжетам, связанным с народным бытом и историческими традициями.
- Кто из вас смотрел фильм Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Чем он поразил вас?
- Удивительным юмором, яркой фантастикой и игрой известных актеров: Георгия Миллера (черт), Людмилы Хитяевой (Солоха), Александра Демьяненко (парубок), Людмилы Мызниковой (Оксана).
- Известный современный режиссер решил создать мультипликационный фильм "Ночь перед Рождеством" и усилить в нем национальный колорит. Поэтому он обратился к нам с просьбой: найти в повести детали, необходимые для сценария. Чтобы работа шла более эффективно, создадим четыре творческие группы:
- Любомудры;
- Фольклористы;
- Этнографы;
- Литературоведы.
(Учитель назначает четырех помощников режиссера, они, в свою очередь, выбирают для себя ассистентов)
III. Целеполагание. Формулировка проблемных вопросов для групп.
Любомудры | Фольклористы | Этнографы | Литературоведы |
Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил, света и тьмы? | Докажите, что традиции древних славян и христианские обряды неразделимы в народном сознании? | Какие предметно-бытовые и цветовые детали приобретают в повести символический характер? | Как через орнамент национального быта Гоголь приводит читателя к своему романтическому идеалу? |
IV. Организация деятельности учащихся в группах.
(Помощник режиссера распределяет обязанности в группе и осуществляет обсуждение по формам представления продукта деятельности. Учитель раздает карточки с прописанными для каждого участника критериями ответа).
Карточка №1 с заданиями группе "Любомудры":
- Кто из героев олицетворяет в повести добро? Доминирующие положительные качества героев?
- Герои, воплощающие зло? Посредники между добром и злом?
- История Рождества: победа:(домыслить и обосновать)
- Как черт и ведьма пытаются навредить "добрым людям"? Почему им это не удается?
- Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?
- Какие пословицы и поговорки иллюстрируют бессилие зла перед добром?
Продукт: составить карту-схему "Борьба добрых и злых сил на страницах повести "Ночь перед Рождеством".
Карточка №2 с заданиями группе "Фольклористы":
- Найти в тексте повести языческие обряды празднования святок на Руси.
- Какие христианские традиции празднования Рождества описаны Н.В.Гоголем?
- Создать Рождественский календарь и проиллюстрировать его.
- Подготовить маски и элементы костюмов для святочного гуляния.
- Выбрать из сборника "Русский фольклор" колядки для исполнения.
- Подобрать классическую музыку, иллюстрирующую тему Рождества.
Продукт: костюмированное представление колядок в классе.
Карточка №3 с заданиями группе "Этнографы":
- Найти в словаре определения слов "этнография", предметно-бытовая деталь и установить между ними связи.
- Какие предметные детали, приобретая значение символа, характеризуют Оксану?
- Какие детали быта и интерьера создают образ Вакулы? Как они его характеризуют?
- Какая деталь становится предметом искушения Вакулы?
- Как символика цвета помогает понять замысел автора?
- Предметно-бытовые детали в зеркале рождественской ночи.
Продукт: создать галерею предметно-бытовых деталей в их обратном зеркальном отражении.
Карточка №4 для группы "Литературоведы":
- Найти в словаре С.И.Ожегова определение слова "эволюция" и связать с темой урока.
- Как данные пословицы характеризуют главных героев:
- "Красивая, как елка, колючая, как иголка";
- "Не смотри на чуб, смотри на душу";
- "Не все то золото, что блестит".
- Сравни два портрета Оксаны (начало и конец повести) и проанализируй, как
- "Что есть красота?" Нравственно-эстетический идеал Н.В.Гоголя.
меняется героиня.
Продукт: Сочинить синквейн на тему "Эволюция красавицы Оксаны".
V. Ответы учащихся по группам.
Учитель: выразительное чтение отрывка из повести на фоне музыки П.И.Чайковского "Времена года" ("Святки")
"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа:Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле". Итак, вместе с появлением нечистой силы в повести начинаются необыкновенные, фантастические события. Почему именно в канун Рождества? Ответить на этот вопрос нам поможет группа "любомудров".
1-я группа. "Добро и зло в повести "Ночь перед Рождеством"
- Ночь перед рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях.
Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и "немец", а попросту черт, чтобы в последнюю ночь своего господства досадить людям, соблазнить христианские души властью, жаждой наживы, легкой победой.
Посредником между человеком и дьяволом служит в повести запорожец Пацюк. Он искушает Вакулу и указывает путь к черту, надеясь заполучить его душу.
Но все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них.
"В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиной бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась, и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие".
На фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. (Рисунок №1) Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность.
Читая о нелепых попытках черта и ведьмы победить свет и добро, мы вспоминаем народные пословицы: "Не рой другому яму - сам в нее попадешь", "Гусь да гагара - два сапога пара", "Вот тебе бабушка и Юрьев день!", "Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела", "Не все коту масленица". Черт изгнан за пределы хутора, ведьма наказана, а звезды, символ чистоты и света, по-прежнему сияют на небе:
2 группа "Рождественские традиции"
Учитель на фоне музыки М.П. Мусоргского "Гопак" ("Картинки с выставки"): "Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился". Пушкина поразила в повести атмосфера праздника, народного юмора, святочных гуляний. Фольклорная группа не только расскажет, но и покажет, как праздновали Рождество наши предки.
- В народном сознании славян христианство и язычество не столько боролись, сколько взаимодополнялись. Наиболее ярко двоеверие (дуализм) проявилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения.
Любимым развлечением молодежи в сочельник накануне Рождества (6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. (Рисунок №2 Приложение 1)
"Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки, хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума". (Представление колядок)
Колядки пели в честь бога Коляды, который создал первый календарь и основал вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету. Наблюдая за характером Оксаны и ее непомерной гордыней, читатель угадывает и ее преображение в калейдоскопе рождественских обрядов, просветление ее души.
___ группа " Быт и одежда казаков"
Учитель: Гоголь был знатоком не только человеческих душ, рождественских обрядов, но и повседневного быта казаков. Откуда он почерпнул эти знания?
- Во-первых, из детства. Ведь свои юные годы он провел на Украине, в деревне Васильевка близ Полтавы. По вечерам он заслушивался рассказами о чудесах и проделках нечистой силы. Каждую осень вместе с родителями он ездил на Сорочинскую ярмарку, где знакомился с народным бытом.
- Когда Гоголь учился в Нежинской гимназии высших наук, он начал вести "Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию", в которую записывал старинные слова, любопытные фамилии, прозвища, народные предания, легенды и обряды.
- В Петербурге этот интерес усиливается, и он просит свою маменьку в письме: "Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель:Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и поэтому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно:" С такой же просьбой он обращается к сестре и знакомым.
Учитель: работая над книгой "Вечера на хуторе близ Диканьки", Гоголь создает специальный словарь редких, малоупотребительных слов, которые используются в его повестях и придают им неповторимый национальный колорит. С этими словами вас познакомит следующая группа учащихся:
- Прежде чем сформулировать тему, над которой мы работали, мы хотим проверить, как вы читали повесть и акцентировали внимание на выразительных мелочах, то есть художественных деталях, связанных с бытом и традициями казачества.
Буквенный диктант
Вопросы:
1. Кушанье, которое готовили в сочельник.
2. Название водки с пряностями.
3. Хлопчатобумажная ткань наподобие шерстяной.
4. Нижняя юбка из шерстяной клетчатой материи.
5. Суконный плащ с пришитой сзади шапкой из сукна.
6. Старинное верхнее платье наподобие кафтана.
7. Кусочки теста, сваренные в бульоне.
8. Небольшой плоский хлеб.
9. Красная краска.
10.Большой сундук.
Варианты ответов:
1. Кутья - Э; кулич - Ю; кулебяка Я;
2. Горилка - Р; варенуха - Т; медовуха - С;
3. Китайка - Л; гарус - Н; нанковая ткань - М;
4. Запаска - У; панева - Ы; плахта - О;
5. Кобеняк - Г; капот - Д; капюшон -Ж;
6. Свитка - П; жупан - Р; кожух - К;
7. Галушки - А; клецки - И; пампушки - Й;
8. Гречаник - Х; корж - Ц; паляницы - Ф;
9. Вохра - З; ярь - Ш; бакан - И;
10.Аганец - Ч; скрыня - Я; грудочка - Щ.
Правильно ответив на все вопросы, вы узнаете, как называется наука, изучающая быт и нравы какого-либо народа. Какое у вас получилось слово? Правильно, этнография. Задача нашей группы - проанализировать предметно-бытовые детали, чтобы показать их в фильме крупным планом. Общеизвестно, что детали национального быта, становясь символами, ярко и выпукло рисуют героев. Попытаемся проанализировать эти образы - символы и те качества героев, которые они подчеркивают.
Оксана: зеркало, черевички - гордость, самовлюбленность, эгоизм;
Вакула: икона, сундук, ручка в Царском дворце, расписанная хата - мастерство, чистота души, любовь к прекрасному, вера в Бога, верность в любви:
Солоха: веретено - хитрость, изворотливость, обман;
Пацюк: кадка, галушки, вареники - обжорство, лень, безбожие;
Чуб: кабан - глупость, наивность, лень, недальновидность.
Цветовая символика также помогает понять замысел писателя. В начале повести Оксана для Вакулы недостижима и прекрасна. Описывая сундук, который кузнец смастерил для нее, он с восторгом говорит о чудесной, яркой росписи: "А как будет расписан!.. По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будут, как жар!"
Символика цвета вполне определенна: красный - цвет красоты и любви; синий - святости, божественности, верности в любви. Золотой цвет - любовь, постоянство, мудрость. (Рисунок №3 Приложение 1)
В финале повести мы читаем: "А чья это такая размалеванная хата?" - "Кузнеца Вакулы":Окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах:(Он) выкрасил даром весь левый крылос (церкви) зеленою краскою с красными цветами". (Рисунок №4) Зеленый цвет - цвет надежды, весеннего возрождения, молодости, райского сада на земле. Так при помощи цвета Гоголь говорит читателю о том, что преданная, бескорыстная любовь способна совершить чудо: недоступная красавица стала земной и понятной, кроткой и любящей женой и матерью.
IV группа. Нравственно-эстетический идеал Гоголя.
Учитель: " Месяц :вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел". Мы видим, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро, красота, любовь. Гоголь - романтик хотел видеть любовь счастливой и взаимной, красоту гармоничной и нетленной, добро - всепобеждающим. Группа литературоведов поможет нам проследить, как происходит эволюция героев , как писатель постепенно приводит читателя к своему романтическому идеалу.
- Эволюция - процесс постепенного развития, совершенствования, изменения героев в лучшую сторону. Духовную эволюцию героев можно проследить, анализируя народные пословицы:
- Красивая, как елка, колючая, как иголка.
- Не гляди на чуб, гляди на душу.
- Не все то золото, что блестит.
Эти пословицы через детали внешности характеризуют главных героев.
Оксана - самовлюбленная и эгоистичная кокетка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши. (Рисунок №5)
Вакула - простой казак, деревенский кузнец, но он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, религии. Он поражает читателя верностью, преданностью, самоотверженным служением своему идеалу.
Третья пословица - своеобразный итог, к которому приходит Оксана в результате жизненных испытаний(угрызения совести, чувства вины).Она начинает понимать, что подлинная ценность - это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а "золото" души Вакулы - преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы. (Рисунок №6)
Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и кроткой. И на фоне просветленной души внешняя красота еще более расцветает. "Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше". (Рисунок №7)
Так Гоголь через орнамент национального быта подводит читателя к своему нравственному идеалу - гармонии внешней красоты и внутреннего совершенства.
VI. Представление продуктов деятельности. Приложение №2.
VII. Рефлексия. Представители команд выбирают из предложенных учителем пословиц те, которые демонстрируют развитие темы и эволюцию главных героев через атмосферу рождественского праздника.
Борьба добра и зла | Рождественские приметы | Быт и одежда | Народные идеалы |
Темные дела свету боятся. | Коли петух в зеркало поглядит, то жених будет щеголь. | Щеголь - хвост веретеном. | Лицом красавица, а нравом только черту нравится. |
Свет стоит до тьмы, а тьма до света. | В какой стороне в святки звезда упадет, в той и жених. | По одежде не суди, по делам гляди. | Красота до вечера, а доброта навек. |
Задание всем группам по осмыслению воспитательной функции произведения: сочинить акростих по слову "КРАСОТА". (Приводится один из вариантов)
- Красотою гордилась Оксана,
- Родом важным и стройностью стана,
- А Вакула, он жил лишь мечтою,
- Скромный парень с открытой душою,
- Он с небес черевички достал,
- Тьму и черта подальше прогнал,
- А потом воскресил и любовь! Торжествует она вновь и вновь!
VIII. Итоги урока.
Итак, мы познакомились с работой творческих групп, которые собирали материал для сценария мультфильма "Ночь перед Рождеством". Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни?
- Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, получаем представление о народных нравственно-эстетических идеалах, о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями.
- Вернемся к эпиграфу. Согласны ли вы с точкой зрения Н.В.Гоголя? (Звучат различные точки зрения).
- Народность произведения высоко оценил В.Г.Белинский. Именно его словами мы завершаем урок: "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального:- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя".
(Финальные слова учителя звучат на фоне музыки из оперы П.И.Чайковского "Черевички").
Приложение №1. Рисунки учащихся к повести "Ночь перед рождеством"
Приложение №2. Представление продуктов деятельности.
Приложение №3. Компьютерная презентация урока.