Один из самых обычных и
ведущих к самым большим
бедствиям соблазнов
есть соблазн словами:
“Все так делают”.
Л.Н. Толстой
Цели урока:
Обучающая:
- учить анализировать текст через предметные детали;
- закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске.
Развивающая:
- развивать умение определять границы эпизода;
- находить причинные связи между эпизодами;
- развивать навыки речевого общения.
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход урока
I. Слово учителя:
Краткие сведения о выходе повести Н.В. Гоголя “Нос” (1836 г).
В 20-30 гг. ХIХ века тема “носа” приобрела неожиданную популярность. Носу посвящались экспромты и фельетоны, рассказы и водевили, панегирики и лирические опусы. О носе писали не только третьесортные журналисты, но и даже известные литераторы, такие, как Бестужев-Марлинский, Н.В.Гоголь. Мнимая легковесность “Носа” создавала ему репутацию самого загадочного произведения Гоголя.
Сегодняшний урок – это попытка разгадать, какую идею писатель зашифровал в истории о несчастном носе майора Ковалёва.
II. Обратимся к сюжету повести “Нос”. Перескажите кратко.
III. Беседа с классом:
1) Кто такой Ковалев?
2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург?
3) Каков портрет Ковалева?
4) Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
5) Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?
6) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего:
- назовите время действия (марта 25 числа – пропажа носа, апреля 7 числа – возвращение носа);
- назовите место действия (Петербург – столица государства Российского. Ковалёв живёт на Садовой улице. Цирюльник живёт на Вознесенском проспекте. Встреча с Носом произошла в Казанском соборе. Невский проспект столицы – своеобразная сцена, на которой каждый играет свою роль);
- назовите героя повести (Ковалёв – мелкий служащий, мечтающий о вице – губернаторском месте).
7) Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? (Сам Ковалёв не видит ничего фантастического в том, что случилось, - ни боли, ни крови при потере носа. И мы, читатели, тоже воспринимаем фантастику как реальность. Доводя ситуацию до абсурда, Гоголь расширяет рамки истории, случившейся “в северной столице нашего обширного государства”, до истории всей России. И не только. Философский смысл повести обращён к потомкам.
- О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
IV. Работа по группам.
I группа учащихся работает с вопросами на карточке.
1. Как реагируют окружающие на беду,
приключившуюся с Ковалёвым?
2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу
пропажи носа? Почему не к доктору?
3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто
в эту историю?
II группа учащихся:
- Расскажите об объявлениях в газете.
- В чём их абсурдность?
- Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?
III группа учащихся:
- Какова композиция повести?
- Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича?
- Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили?
- Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым?
- Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии?
V. Беседа с классом:
- Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения?
- Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”?
- Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества?
- О чём предупреждает нас Гоголь?
- Для чего автор создаёт гротескную ситуацию?
- Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?
Выводы по уроку
Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, - срывает маску с уродливых явлений действительности.
Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.
Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос.
А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.
Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.
В самом конце повести автор делает вид, что упрекает сам себя, взявшего столь необычный сюжет: “Но что страннее, что непонятнее всего, - это то, как авторы могут брать подобные сюжеты”.
Что делает автор, чтобы разрушить эту условность, сорвать маску “приличия” с общества? Он тоже …надевает на себя Маску. Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования. И этот приём позволяет Н.В. Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России.
Какова основная идея зашифрована в повести “Нос”? О чём предупреждает нас Гоголь? Какой литературный приём помогает создать Гоголю необычность ситуации? Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде.