Цели:
- Познакомиться с понятием «нигилизм».
- Сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
- Развитие навыков сравнения, критического мышления, творческого письма
- Ввести учеников в процесс познания.
- Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
- Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
Оборудование:
- текст романа
- таблица «Взгляды Базарова (таблица заполняется учащимися на предыдущих уроках)
- презентация к уроку.
- компьютер, проектор.
- камень, зерно, ростки пророщенной пшеницы или другого зерна, зеркало.
Структура урока
- Вступительное слово Мастера. (Налаживание взаимоотношений с классом)
- “Индукция”.
- “Разрыв”.
- “Самоконструкция”.
- “Социоконструкция”.
- “Афиширование”.
- “Рефлексия”.
Работа во время мастерской ведется в группах.
Ход занятия
1. Налаживание взаимоотношений с классом.
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.
Смоделируем ситуацию: вы просите меня о чем-то, а я отвечаю вам: «нет». Почему я так поступаю? (ответы учащихся: «так хочется учителю; вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель»). Я отвечаю так в силу определенных правил и принципов, которыми я руководствуюсь. Вот и сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И тема сегодняшней мастерской «Базаров – нигилист!?». Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два; то есть нам предстоит решить каждому, каким же был нигилизм Базарова?
(Слайд 1. Приложение 1.)
2. Индукция.
А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.
Учитель: Кем считал себя Базаров?
Ответ учащихся: нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.
Учитель: Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.
(Слайд 2. Приложение 1.)
Нигилизм – это…
- (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» ( Толковый словарь В.Даля)
- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
- «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра !... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял нигилизм к скептицизму» (М.Катков)
Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.
Учитель: Попробуем их объединить. Что из этого получим?
Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм. (Слайд 3. Приложение 1.)
Учитель: центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?
Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.
(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.
Звуки: скрежет, скрип, гром.
Цвет: черный, серый, вишневый).
Учитель: А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.
Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.
(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)
В) Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).
Точка зрения |
Взгляды Базарова |
|
«Всякий человек сам себя воспитывать должен» |
Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?
Ответы учащихся.
(Слайд 4. Приложение 1)
Учитель: В этой же таблице напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:
- + согласен с позицией автора
- - не согласен с мнением автора
- ! восхищаюсь мыслями автора
- ? не понимаю автора.
Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.
(На данном этапе урока может возникнуть небольшой спор между учащимися, т.к. позиция и точка зрения на взгляды Базарова у учащихся разная. Почти все ребята были не согласны с отрицанием героя любви и искусства. В доказательство своей позиции учащиеся приводили свои аргументы. Основной из них « Отрицание любви и искусства противоречит развитию всей человеческой жизни, взаимоотношениям людей, т.к. основа жизни – любовь людей друг к другу.»)
Учитель: Базаров – нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».
«Чаша весов» (Слайд 5. Приложение 1)
Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории и объяснить свою позицию.
(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать все и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)
Учитель: Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?
Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.
3. Конфликт.
Учитель: У меня в руках несколько предметов: камень и проросшие зерна пшеницы. (Учитель давит камнем ростки зерен) В этих предметах и действии и заключается, на мой взгляд, все мировоззрение Базарова. Если же мы добавим к этим предметам зеркало, то увидим и всю суть нигилизма Базарова, и проблематику романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попробуйте объяснить мой выбор и действия относительно мировоззрения Базарова и всего романа в целом.
(Учащимся дается в помощь схема «Творческий замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Слайд 6. Приложение 1)
Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:
- Камень – сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало – это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
- Камень – нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало – отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
- Камень – это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна – это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало – это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате – совершенно другое отражение действительности.
4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ. (Слайд 7. Приложение 1)
(Использование этого приема позволяет учителю проверить уровень понимания изучаемого материала.)
Прочтение синквейнов.
Примеры написанных синквейнов учащимися.
Нигилизм.
Отрицающий, отвергающий, низкий.
Отрицает, губит, калечит души.
Как будет жить человек с нигилизмом?
Это утопия.Нигилизм.
Противоречащий, ломающий, испытывающий.
Отвергает, испытывает, проверяет.
И это называется нигилизмом?
Камень.
5. Социоконструкция. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему мастерской. «Базаров – нигилист?!»
Учитель: попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.
Написание эссе.
6. Афиширование.
Учащиеся читают вслух свои работы.
7. Рефлексия.
Учитель: Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились и почему?
(Ответы учащихся).
Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.
Пример миниэссе, написанного на уроке.
Базаров – нигилист?
Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.
Базаров сначала все отрицал,
Не верил, не признавал.
Был один против всех, словно загнанный зверь,
Никогда он не осознавал потерь.Алимова Мерует.