Урок внеклассного чтения "Авторская песня". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием авторской (бардовской) песни, историей возникновения этого жанра в русской культуре, представителями жанра, показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
  • учить составлять самостоятельный монологический рассказ в рамках указанной проблемы, подбирать убедительные аргументы в защиту своего мнения;
  • учить пользоваться терминами, связанными с оформлением книги;
  • развивать эстетический вкус;
  • формировать культуру чтения;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за свой народ, свою культуру.

Форма проведения: нетрадиционный урок – ролевая игра “Издание книги авторских песен”.

Оборудование: портреты бардов, медиапроектор, экран, компьютер, компьютерная презентация с записями авторских песен.

Эпиграф:

Есть на свете такая страна
Без названия и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границу.
В той стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней –
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.

Г.Васильев

 Ход урока:

I.Оргмомент. Актуализация знаний.

Объявление учителем темы урока. Индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно конкретной темы:

ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?

 II.Слово учителя.

- Урок сегодня не совсем обычный. Мы присутствуем с вами на заседании редколлегии, чтобы обсудить издание книги авторской поэзии, другими словами, мы находимся на презентации книги.

Ваша задача – не только следить за происходящим, слушать выступающих, но и активно участвовать в обсуждении книги.

Итак, слово – редактору.

III.Презентация книги.

Редактор.

- Перед нами стояла задача не только дать понятие авторской песни, рассказать об её истоках, её исполнителях, её месте в современной культуре, но и важно было отобрать такой материал, который не оставил бы никого равнодушным, т.е. привлечь внимание к этому явлению. Поэтому мы взяли тему Великой Отечественной войны в авторской песне и назвали её “Песни солдата”.

Уже подготовлен проект книги. Я вам его представляю и хочу уделить особо пристальное внимание вступительной статье об авторской песне. Здесь в очень лаконичной форме подготовлен материал о бардовской песне: что такое “авторская песня”, кто такие барды, когда и почему возник этот жанр, какой путь он прошёл в своём становлении и развитии, кто являлся основоположником этого явления, каково место бардовской песни в литературной и музыкальной жизни страны сейчас.

Сообщение об авторской песне.

- Предоставляю слово художникам-оформителям и художественному редактору.

Художественный редактор рассказывает об оформлении книги.

- Оформление обложки? Цвет? Что он выражает? Какие чувства передаёт?

- Что ещё изображено на ней? Какие символы? С какой целью? Что хотели подчеркнуть?

- Как оформлен титульный лист? Форзац?

- Какие имеются иллюстрации? О чём они говорят читателю? Какое настроение передают?

( Примерный вариант ответа:

- Наша группа художников-оформителей в составе... работали над художественным оформлением книги. Перед нами стояла задача: оформить её в соответствии с названием и идеей.

На обложке (см. приложение 1) фотографии тех авторов-исполнителей, чьи стихи-песни предложены читателю: Окуджавы Б.Ш., Высоцкого В.С., Розенбаума А.Я., Цоя В.Р. Фон обложки голубой. Это цвет неба, цвет свободы, цвет полёта мысли. Он подчёркивает антивоенный пафос книги. Над портретами нотный стан и музыкальный ключ – символы музыки, композиторской деятельности. В нижнем правом углу – гитара, излюбленный музыкальный инструмент авторов-исполнителей.

На титульном листе указаны авторы-составители, художники-иллюстраторы, год и место издания книги.

Каждое стихотворение о войне сопровождается графическим рисунком. Чёрный цвет олицетворяет печаль, смерть, ужас войны).

Редактор.

- Предоставляю слово составителям книги (их сообщение построено на основе ниже перечисленных вопросов).

- Как озаглавили книгу? Почему?

- Кому или чему посвятили? Какой эпиграф подобрали?

- Каких авторов включили и почему? Чем они интересны?

- Как расположили, по какому принципу?

- Как оформлена каждая часть? Каким стихотворением открывается?

- Какие стихотворения выбрали? Почему?

(Примерный вариант ответа:

- Мы, авторы-составители, ставили перед собой следующие задачи: отобрать для книги в соответствии с темой такие стихи, которые одинаково понравились бы и учащимся и взрослым, и никого не оставили бы равнодушными. Выбрали военную тематику. Тема эта по прошествии многих лет остаётся актуальной. Война касается каждого. Каждый гражданин России должен осознать и переосмыслить всё произошедшее, чтобы это не повторилось снова. Нас привлекает в теме войны человек в экстремальных ситуациях. Авторская песня помогает нам увидеть это.

Посвящение:

Тем, кто стоял,
Кто стоит,
И кто будет стоять,
На защите Родины…

В свою книгу мы включили 4 авторов-исполнителей: Окуджаву Б.Ш., Высоцкого В.С., Розенбаума А.Я., Цоя В.Р. Это люди разных поколений, но объединённые одной любовью к авторской песне. Тема войны достаточно широко представлена в их творчестве. Почему? Причины разные. Далее идут небольшие сообщения о каждом из выше названных поэтов. Каждое сообщение сопровождается компьютерной презентацией с портретами бардов и песнями в их исполнении.(см. приложение 2)

В соответствии с выбранными авторами книга разделена на 4 части. Каждая часть открывается портретом поэта и маленькой биографической справкой. Далее идут стихи, которые, как нам кажется, в полной мере, соответствуют названию книги, волнуют души и сердца читателей:

Б.Ш.Окуджава “До свидания, мальчики”

“Мы за ценой не постоим”

“Бери шинель, пошли домой”

В.С. Высоцкий “Сыновья уходят в бой”

“Звёзды”

“Он не вернулся из боя”

“На братских могилах”

А.Я. Розенбаум “На войне как на войне”

“Бабий Яр”

В.Р.Цой “Звезда по имени солнце”

“Война”)

 IV. Обсуждение книги

Редактор.

- Какие вопросы будут к коллективу, работавшему над книгой?

(Примерные вопросы:

- Какие трудности возникали в вашей работе?

- Как вы думаете, почему излюбленный музыкальный инструмент бардов гитара?

- Как ещё называли авторскую песню? (Студенческая, туристская, гитарная, походная)

- Назовите первую авторскую песню.( “Бригантина” П. Когана, 1937г.)

Редактор.

- Думаю, что работа художников, составителей заслуживает одобрения. Я надеюсь, что эта книга понравится нашим читателям и станет большим подспорьем учителям русского языка и литературы в подготовке уроков по данной теме. На этом заседание редколлегии закрывается.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Какие перед собой цели ставили? Нашли ли ответы на свои вопросы в ходе урока?

-Передайте своё впечатление от урока в синквейне.

(Синквейн - пятистрочное стихотворение.)

  • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово – имя существительное.
  • Вторая строка – характеристика темы (2 прилагательных)
  • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
  • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
  • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

(Пример синквейна:

Бард

Активный, искренний

Сочиняет, играет, исполняет

Очень талантлив!

Актёр

VI. Выставление оценок

VII. Домашнее задание: написать аннотацию к книге.