Цели:
- познакомить учащихся с понятием авторской (бардовской) песни, историей возникновения этого жанра в русской культуре, представителями жанра, показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
- учить составлять самостоятельный монологический рассказ в рамках указанной проблемы, подбирать убедительные аргументы в защиту своего мнения;
- учить пользоваться терминами, связанными с оформлением книги;
- развивать эстетический вкус;
- формировать культуру чтения;
- воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за свой народ, свою культуру.
Форма проведения: нетрадиционный урок – ролевая игра “Издание книги авторских песен”.
Оборудование: портреты бардов, медиапроектор, экран, компьютер, компьютерная презентация с записями авторских песен.
Эпиграф:
Есть на свете такая страна
Без названия и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границу.
В той стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней –
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.
Г.Васильев
Ход урока:
I.Оргмомент. Актуализация знаний.
Объявление учителем темы урока. Индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно конкретной темы:
ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?
II.Слово учителя.
- Урок сегодня не совсем обычный. Мы присутствуем с вами на заседании редколлегии, чтобы обсудить издание книги авторской поэзии, другими словами, мы находимся на презентации книги.
Ваша задача – не только следить за происходящим, слушать выступающих, но и активно участвовать в обсуждении книги.
Итак, слово – редактору.
III.Презентация книги.
Редактор.
- Перед нами стояла задача не только дать понятие авторской песни, рассказать об её истоках, её исполнителях, её месте в современной культуре, но и важно было отобрать такой материал, который не оставил бы никого равнодушным, т.е. привлечь внимание к этому явлению. Поэтому мы взяли тему Великой Отечественной войны в авторской песне и назвали её “Песни солдата”.
Уже подготовлен проект книги. Я вам его представляю и хочу уделить особо пристальное внимание вступительной статье об авторской песне. Здесь в очень лаконичной форме подготовлен материал о бардовской песне: что такое “авторская песня”, кто такие барды, когда и почему возник этот жанр, какой путь он прошёл в своём становлении и развитии, кто являлся основоположником этого явления, каково место бардовской песни в литературной и музыкальной жизни страны сейчас.
Сообщение об авторской песне.
- Предоставляю слово художникам-оформителям и художественному редактору.
Художественный редактор рассказывает об оформлении книги.
- Оформление обложки? Цвет? Что он выражает? Какие чувства передаёт?
- Что ещё изображено на ней? Какие символы? С какой целью? Что хотели подчеркнуть?
- Как оформлен титульный лист? Форзац?
- Какие имеются иллюстрации? О чём они говорят читателю? Какое настроение передают?
( Примерный вариант ответа:
- Наша группа художников-оформителей в составе... работали над художественным оформлением книги. Перед нами стояла задача: оформить её в соответствии с названием и идеей.
На обложке (см. приложение 1) фотографии тех авторов-исполнителей, чьи стихи-песни предложены читателю: Окуджавы Б.Ш., Высоцкого В.С., Розенбаума А.Я., Цоя В.Р. Фон обложки голубой. Это цвет неба, цвет свободы, цвет полёта мысли. Он подчёркивает антивоенный пафос книги. Над портретами нотный стан и музыкальный ключ – символы музыки, композиторской деятельности. В нижнем правом углу – гитара, излюбленный музыкальный инструмент авторов-исполнителей.
На титульном листе указаны авторы-составители, художники-иллюстраторы, год и место издания книги.
Каждое стихотворение о войне сопровождается графическим рисунком. Чёрный цвет олицетворяет печаль, смерть, ужас войны).
Редактор.
- Предоставляю слово составителям книги (их сообщение построено на основе ниже перечисленных вопросов).
- Как озаглавили книгу? Почему?
- Кому или чему посвятили? Какой эпиграф подобрали?
- Каких авторов включили и почему? Чем они интересны?
- Как расположили, по какому принципу?
- Как оформлена каждая часть? Каким стихотворением открывается?
- Какие стихотворения выбрали? Почему?
(Примерный вариант ответа:
- Мы, авторы-составители, ставили перед собой следующие задачи: отобрать для книги в соответствии с темой такие стихи, которые одинаково понравились бы и учащимся и взрослым, и никого не оставили бы равнодушными. Выбрали военную тематику. Тема эта по прошествии многих лет остаётся актуальной. Война касается каждого. Каждый гражданин России должен осознать и переосмыслить всё произошедшее, чтобы это не повторилось снова. Нас привлекает в теме войны человек в экстремальных ситуациях. Авторская песня помогает нам увидеть это.
Посвящение:
Тем, кто стоял,
Кто стоит,
И кто будет стоять,
На защите Родины…
В свою книгу мы включили 4 авторов-исполнителей: Окуджаву Б.Ш., Высоцкого В.С., Розенбаума А.Я., Цоя В.Р. Это люди разных поколений, но объединённые одной любовью к авторской песне. Тема войны достаточно широко представлена в их творчестве. Почему? Причины разные. Далее идут небольшие сообщения о каждом из выше названных поэтов. Каждое сообщение сопровождается компьютерной презентацией с портретами бардов и песнями в их исполнении.(см. приложение 2)
В соответствии с выбранными авторами книга разделена на 4 части. Каждая часть открывается портретом поэта и маленькой биографической справкой. Далее идут стихи, которые, как нам кажется, в полной мере, соответствуют названию книги, волнуют души и сердца читателей:
Б.Ш.Окуджава “До свидания, мальчики”
“Мы за ценой не постоим”
“Бери шинель, пошли домой”
В.С. Высоцкий “Сыновья уходят в бой”
“Звёзды”
“Он не вернулся из боя”
“На братских могилах”
А.Я. Розенбаум “На войне как на войне”
“Бабий Яр”
В.Р.Цой “Звезда по имени солнце”
“Война”)
IV. Обсуждение книги
Редактор.
- Какие вопросы будут к коллективу, работавшему над книгой?
(Примерные вопросы:
- Какие трудности возникали в вашей работе?
- Как вы думаете, почему излюбленный музыкальный инструмент бардов гитара?
- Как ещё называли авторскую песню? (Студенческая, туристская, гитарная, походная)
- Назовите первую авторскую песню.( “Бригантина” П. Когана, 1937г.)
Редактор.
- Думаю, что работа художников, составителей заслуживает одобрения. Я надеюсь, что эта книга понравится нашим читателям и станет большим подспорьем учителям русского языка и литературы в подготовке уроков по данной теме. На этом заседание редколлегии закрывается.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Какие перед собой цели ставили? Нашли ли ответы на свои вопросы в ходе урока?
-Передайте своё впечатление от урока в синквейне.
(Синквейн - пятистрочное стихотворение.)
- Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово – имя существительное.
- Вторая строка – характеристика темы (2 прилагательных)
- Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
- Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
- Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы
(Пример синквейна:
Бард
Активный, искренний
Сочиняет, играет, исполняет
Очень талантлив!
Актёр
VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задание: написать аннотацию к книге.