Литература
-
"Театр Древней Греции" 2009
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
-
"Светлая душа Лазоревой Бабки" (по рассказу А.И. Щербакова "Лазоревая Бабка"). 8-й класс 2009
Урок представляет фрагмент целой системы уроков по изучению творчества сибирских писателей в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта. При работе над рассказом формируются навыки аналитической работы с художественным текстом. Учащиеся соотносят образы родных бабушек с Лазоревой бабкой, получают урок гордости и уважения к старшему поколению.
-
Внеклассное чтение в 5-м классе. Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата" 2009
Урок расширяет представление учащихся о литературной сказке, знакомит с новым автором, способствует развитию навыка анализа текста. Воспитательным аспектом урока является формирование нравственных основ поведения человека. Элемент развития речи позволяет выявить восприятие учащимися основной идеи урока.
-
Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов «Мартышка и очки»" 2009
На уроке происходит знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова и формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
-
Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс) 2009
Основная идея урока – показать взаимосвязь законов природы и человеческого общества, учить сопоставлять биологические законы и законы развития общества. Урок основан на учительской презентации. К уроку дети готовили небольшие исследовательские работы.
-
Формирование культуры полоролевых отношений подростков средствами литературы 2009
В статье представлены модели и образцы поведения, отношений, ценностных установок, которые приглашают к диалогу, привлекают или отталкивают, вызывают споры. В них содержатся идеи и понятия чести, достоинства, нравственного величия человека, истинные ценности.
-
Описание игрового комплекса "Морской бой" для проведения предметных недель 2009
Имея в распоряжении компьютерную игру, учитель может быстро организовать мероприятие по своему предмету. Описан порядок работы с программой и весь путь от разработки вопросов для игры до проведения мероприятия. Учебный комплекс "Морской бой" интересен учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов.
-
Статья "Мотив дома, семьи и домашнего очага в жизни А.С. Пушкина" 2009
А.С. Пушкин занимает особое место в русской литературе. Деятельность величайшего национального поэта ознаменовала целую эпоху в истории культуры и общественной жизни. Мотив дома, семьи и домашнего очага - это очень важная тема в духовной биографии Пушкина.
-
Урок литературы по теме "Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" 2009
Это первый урок в системе уроков по анализу текста повести. Цели урока: подвести учащихся к осознанию значения Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству; ознакомить с историей создания повести и подготовить учащихся к восприятию жанровых особенностей произведения; ввести в общую проблематику повести.
-
Литературный проект "Путешествие в дикий город, или Чемодан чепухи " (на материале сказок Л.С. Петрушевской) 2009
В статье предложено краткое и достаточно схематичное описание этапов работы над литературным проектом и его презентацией. Авторы уверены, что метод проектов помог учащимся освоить новый сложный материал, познакомиться и использовать на практике трудные литературоведческие понятия, развить умения и навыки анализа художественного текста.
-
Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера" 2009
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
-
Литературная викторина "Басни И.А. Крылова". 5–6-й классы 2009
Материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Задания направлены на развитие у учащихся внимания, памяти, наблюдательности, чуткого отношения к слову.
-
Урок литературы с элементами театрализации по теме "Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистской драмы" 2009
На уроке изучаются особенности классицистской драмы, произведений французского классицизма, что способствует формированию у старшеклассников понятия о литературных направлениях. На занятии учитель с помощью элементов театрализации пробуждает у своих учеников интерес к внимательному прочтению комедии, вошедшей в сокровищницу мировой классики.
-
Открытый урок по теме "Александр Пушкин Сергея Довлатова. Опыт собственного прочтения повести С.Довлатова "Заповедник" 2009
Урок литературы в 10-м классе. Урок-размышление, цель которого – на примере восприятия и интерпретации творчества А.С. Пушкина с позиции современного писателя сделать попытку собственной интерпретации творчества поэта. В центре урока – собственные суждения учащихся по поводу прочитанного произведения С.Довлатова и произведений А.С. Пушкина.
-
Социальная коллизия повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" 2009
Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой подготовкой. Учащимся предлагается осветить следующие темы: историческая справка о времени написания повести, рассказ о популярных карточных играх 19 века. Обязательной является и словарная работа, подобрается цитатный материал для характеристики Германа и Лизы. В процессе урока заполняются обобщающие таблицы, что учит компактному расположению материала и умению сопоставлять. Формулируется вывод о том, что в повести звучит новая для русской литературы тема большого города с его социальными различиями.
-
Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ "Ветер, ветерок, ветрище" 2009
Урок проведён с целью формирования целостного представления о ветре не только как о явлении природы, но и как о лексической единице и художественном образе.
-
Общечеловеческая ценность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Проблема жанра и метода 2009
Итоговый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: показать общечеловеческую ценность данного произведения и его тесную взаимосвязь с мировой литературой: трагедией Софокла «Царь Эдип», комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», драмой В.Шекспира «Гамлет». На уроке идёт разговор об особенностях жанра: почему «Горе от ума» не трагедия, а комедия?
-
Урок литературы в 6-м классе "Что такое любовь к жизни?" (по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни") 2009
На данном уроке рассматривается биография Джека Лондона, анализируется рассказ «Любовь к жизни».
-
Урок творческого письма в 8-м классе по теме "Знакомый незнакомец" 2009
2009 - памятный год в биографии А.С. Пушкина и одновременно русского православного философа Ивана Александровича Ильина. Мы попытались объединить в уроке творческого письма две величайшие личности русской истории.
-
Новые методы в обучении якутской литературе. Тема: "Джоконда, Нострадамус и Робин Гуд" 2009
Как проводить уроки якутской литературы, отвечающие новым образовательным стандартам? Надо совмещать этот и без того интересный предмет с другими предметами, с другими видами искусства, использовать новые технологии, методы, к этому добавить собственные авторские разработки.
-
Разработка занятия спецкурса "…В похвалу Сергею Радонежскому". Икона Андрея Рублева "Троица" 2009
Цель занятия: духовно-нравственное воспитание на ценностных основах отечественной православной культуры. Материал может быть использован на уроках литературы в 8-м классе при изучении темы "Древнерусская литература" или на уроках МХК.
-
Тесты к учебнику А.Г. Кутузовой "В мире литературы" 2009
Статья представляет собой набор тестов по литературе для учащихся 5-х классов.
-
Урок литературы по теме "Марина Цветаева «Не самозванка – я пришла домой…" Анализ одного стихотворения" (11-й класс) 2009
Стихотворение анализируется сразу после изучения истории жизни поэта, поскольку помогает осознать особенности ее мировосприятия и лучше понять все творчество. По типу – это урок-исследование с предварительной подготовкой. Предполагает диалог между учителем и учениками и взаимные открытия. На уроке был применен нестандартный подход к анализу формы стихотворения (исследование интонации, ритмики, звучания, поскольку в поэзии Цветаевой они занимают важное место). Использование ИКТ и музыкальных иллюстраций на уроке.
-
Литература (уроки по литературному краеведению) 2009
Наиболее плодотворно на уроках русского языка и литературы, проходит изучение предмета на материале краеведения. Литературное краеведение с использованием элементов проблемно-модульной технологии обучения способствует решению многих воспитательных, развивающих и познавательных задач: воспитанию гражданственности, патриотизма, национального самосознания подрастающего поколения. На уроках использую учебно-методический комплекс ВОКРУГ ТЕБЯ МИР, разработанный в рамках специальной образовательной программы при участии Министерства общего и профессионального образования РФ, Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста. Уроки могут быть интегрированными, носят пропедевтический характер, имеют высокий эмоциональный накал.
-
Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии 2009
В основе проведения данного занятия – поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся приблизиться к самостоятельному решению проблемы подростковой агрессии, поднятой в произведениях русской литературы, а также выработка навыков преодоления агрессивного поведения, развитие толерантности и эмпатии посредством предложенных учащимся психологических тренингов.
-
Урок литературы в 5-м классе "Басня – подруга жизни" 2009
Цели урока: развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования; обобщить знания по теме "Басня", вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "По страницам Серебряного века русской культуры" (11-й класс) 2009
В уроке объединены блоки знаний по истории и литературе к. XIX - н. ХХ века. Интеграция предметов приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картинки мира. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук, явлений.
-
Урок литературы "Люблю отчизну я…" (10-й класс) 2009
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5–6 человек. Задача урока: посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я.
-
Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс) 2009
На примере урока литературы показывается практическое применение методов, направленных на формирование готовности к самоопределению для данной возрастной группы, на личностное развитие учащихся. Методические приемы, используемые на уроке, – анализ текста с элементами беседы, инсценирование и художественное чтение, выступления заранее подготовленных учащихся. Используется также работа в группах и парах.
-
Урок-исследование творческого метода писателя. Особенности изображения пейзажа в романе С.Крутилина 2009
Цели урока: знакомство с творческой судьбой писателя-земляка Сергея Крутилина, историей создания его романа "Липяги"; анализ отрывка-легенды о Денежном из главы "Назаркин клад"; исследование стиля Крутилина; формирование самостоятельной активной жизненной позиции; воспитание любви к родному краю и его знаменитым землякам, самостоятельности и ответственности. Занятие является уроком внеклассного чтения в 10-х или 11-х классах, а также может служить примером урока развития речи в старших классах.