Цели:
- учить правильному, беглому, выразительному чтению; учить умению работать с текстом; учить выделять из прочитанного главное;
- развивать речь, мышление, память;
- воспитывать честность, отзывчивость, доброту.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, информационный стенд.
Ход урока:
I. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята.
Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу, улыбнемся нашим гостям. Поделимся со всеми хорошим настроением. Пожелаем мысленно добра и удачи своим близким.
Садитесь, начнем наш урок.
II. Подготовка к восприятию нового произведения:
Начать урок я хочу этими словами: Ложь человека не красит.
– Попробуйте объяснить, что такое ложь?
В словаре слово ложь поясняется, как обман, неправда.
– Как понимаете смысл пословицы? (Обман не украшает человека.)
III. Знакомство с новым произведением.
1. Мы сегодня начали разговор о честности и лжи, потому что рассказ с которым мы сегодня познакомимся связан с этими словами. Его автор – известный детский писатель Аркадий Петрович Гайдар. Это человек, который прожил недолгую жизнь. Он был смелым и честным, воевал на фронте и совершил много хороших поступков.
Аркадий Голиков. 1919 год.
Аркадий Голиков с матерью, бабушкой и сёстрами. 1914 год.
А. Гайдар с сыном Тимуром. 1939 год
«Гайдар» в переводе на русский значит «всадник», скачущий впереди»
Заявление А. Голикова о приёме в партию
Он написал много произведений для детей. Вот некоторые из них.
На перемене рассмотрите книги, а мы читаем рассказ, который называется «Совесть».
– Откройте учебник на странице 20-й.
2. Послушайте, я вам его прочитаю, а вы скажите, понравился ли он вам (Чтение произведения учителем).
– Кому понравилось произведение?
– Чем?
3. Перед тем как мы начнем его читать, обратимся к словам помощникам в рамочке. (Чтение слов хором).
– Прочитайте 3-й вопрос.
– Кого можно назвать добродушным?
Вот что говорит словарь: добродушный – добрый, мягкий по характеру, неизбалованный.
4. Повторное чтение: Сейчас мы будем читать произведение, а вы возьмите простой карандаш и выделяйте непонятные слова. (Чтение законченными абзацами).
5. Словарная работа.
– Кому какие слова оказались непонятными?
Роща – небольшой лес.
Смекнула – сообразила, быстро придумала.
Вышмыгнула – выбежала, выскочила.
Беспощадная – никого не жалеет.
Нахмурилась – сердится.
IV. Анализ произведения.
– Почему Нина попала в рощу?
– Почему она решила не идти в школу?
– Прочитайте, как ведет себя Нина в начале рассказа.
– Какое у нее настроение?
– Кого увидела Нина в роще?
– Прочитайте, с какими словами она к нему обратилась, когда увидела.
– О чем она подумала?
– Прочитайте, что ответил мальчик.
– Почему он удивился, когда его назвали прогульщиком?
Заранее подготовленный ученик читает слова с описанием малыша (Сжимал букварь с заложенной тетрадкой, добродушный, доверчивые глаза).
– Какие чувства он у вас вызывает?
-Как Нина разговаривает с малышом в начале?
– С каким настроением она закончила разговор?
– Почему Нина нахмурилась?
– А может она запереживала?
Ребята, раз Нине стало стыдно, что можно сказать о ее характере?
– Почему в конце рассказа Нина заплакала?
Прочитайте последнее предложение.
– Как понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»?
– Кому жалко Нину?
– Почему?
– Кому жалко мальчика?
– За что?
– Кого больше жалко?
– Как оцениваете поступок Нины?
– Как думаете, сможет Нина так поступить еще?
V. Домашнее задание: Ребята, может с кем-то случались похожие истории. Если у вас будет желание, то об этом мы поделимся на следующем уроке. Можно принести книги с такими историями.
VI. Итог урока.
В заключение урока я хочу показать вам слова, которые приготовила для вас.
Если они вам понравятся, то они ваши.
Эти слова живут у нас в сердце.
Разгадаем эти слова:
– Что живет в сердце?
– Что мы храним в сердце?
– Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело?
– Сердце, чей дом?
– Что есть сердце для нашего тела?
– Что рождается в сердце, когда мы сердимся?
– Что бы вы хотели изгнать из своего сердца?
Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей.
Понравились вам эти слова? Тогда они ваши.
Спасибо за урок.
Приложение. Обложка урока.