Урок-мастерская "Тайны творчества"

Разделы: Литература


Цели урока:

1. познакомить учащихся с Юрией Ковалем, художественным своеобразием его прозы, стиля, пробуждая интерес к автору и его произведениям,

2. продолжить формирование умений работать с текстом, самостоятельно трудиться и практически реализовывать полученные знания,

Задачи урока:

1. расширить понятийно-терминологический и лексический запас,

2. воспитывать любовь к родной литературе, к слову, развивать эстетическую восприимчивость,

3. развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: раздаточный материал с текстами и биографической справкой, книжная выставка, портрет писателя.

ТСО: компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие учителя. Знакомство с классом.
  2. Постановка цели:
  3. Наш урок-мастерская сегодня будет состоять из двух частей: сначала мы познакомимся с необычным человеком, детским писателем, волшебником по имени Юрий Коваль. Кто знает это имя? Кто читал его рассказы, миниатюры?

    А позже мы попытаемся сами написать небольшую миниатюру, используя разнообразные средства выразительности и цитирование.

  4. Работа в творческих группах.
  5. Ребята, сегодня мы работаем в трех группах: группа № 1, №2 и №3. У вас на столах лежат раздаточные материалы: листы №1, №2 и №3. На каждом этапе урока мы работаем с определенным листом.

    Итак, с чего начинается знакомство с новым писателем? (С биографии)

    У вас на столах лежат справочные материалы по биографии Юрия Коваля (лист №1 (см. приложение)). Изучите их и подготовьтесь ознакомить всех остальных по опорным тезисам, которые я вы видите на доске.

    1. Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 г. в Москве. Его отец - сотрудник уголовного розыска; мать - врач-психиатр. Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль — он мастер, рукодел. “Коли не коваль, так и руки не погань” — поговорка даже такая есть. Она приведена у Даля в “Толковом словаре живого великорусского языка”. Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешёл и особый дар. И что за беда, коли плавил он не железо, а слова, ковал не подковы да лемехи, а строки. Зато получалось, как у заправского мастера, — добротно, легко и красиво.
    Писать он начал ещё в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:

    Метели летели,
    Метели мели,
    Метели свистели
    У самой земли.

    Позже, когда Коваль поступил в Педагогический институт имени Ленина на филологическое отделение он серьёзно увлёкся там авторской песней, стал даже виртуозным гитаристом. Здесь он встретился и подружился с Юлием Кимом, Юрием Визбором.

    2. Во время учебы Коваль серьёзно увлёкся не только авторской песней, а также искусством фрески, мозаики, скульптуры, рисунком и живописью. Он получил второй диплом – учителя рисования. Руки у него были мастеровитые, “умные” руки. Ладили они и с красками, и с глиной, и с металлом.

        После окончания института (1960) Коваль работал учителем русского языка и литературы, истории, рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные тексты для диктантов.

         Когда трехлетний срок работы “по распределению” истек, Коваль возвращается в Москву и преподает в школе рабочей молодежи русский язык и литературу, работает в журнале “Детская литература”, “Мурзилка”, “Пионер”, “Смена”, “Огонек”. Публикуются его стихи и рассказы для детей, которые были приняты с одобрением известным писателем Борисом Шергиным, давшим Ковалю рекомендацию в Союз писателей СССР в 1972 году.

         3. Одним из любимых его жанров стали прозаические миниатюры, рассказывающие о животных, о явлениях природы и деревенских жителях. Только вот откуда он, столичный житель, мог знать, как “почти не шевелясь, выползает туман к берегу” или какие они, “чудовищные, похожие на золотых гусениц корни аира”. А вот знал. Потому что исходил многие десятки километров по лесам и полям, месяцами жил и в дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках Вологодской области. Так что действительно знал в лицо и птиц, и зверей, и травы разные. И понимал их, и любил.

         При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг. По сценариям Коваля сняты два художественных и более десятка анимационных фильмов.         Умер Юрий Коваль в Москве 2 августа 1995 г.

    Задание: Разверните эти опорные тезисы в связный рассказ:

    Для группы № 1:

    Для группы № 2:

    Для группы №3:

    1. Место рождения.

    3. Коваль – художник.

    5. Любимые жанры.

    2. Образование.

    4. Работа.

    6. Творческое наследие.

  6. Определить специфику жанра миниатюры. (лист №2 вверху (см. приложение))
  7. А теперь выразительно прочитаем миниатюру Ю. Коваля “Сирень и рябина”. (Учитель начинает, ученик продолжает)
  8. СИРЕНЬ И РЯБИНА

    Мне кажется, что сирень и рябина - сестры. Сирень - весенняя сестра. Рябина - осенняя. Весной - за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие. Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы?.. Никто их не замечает. Зато уж осенью - за каждым забором рябиновые гроздья. Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень? Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветет сиреневый куст. Будто хочет поглядеть - хороша ли нынче рябина? Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину. Справа - сирень, слева - рябину, а сам посередке сяду.

  9. Беседа по вопросам:
    1. Есть ли антитеза в названии? (Нет, антитеза здесь кажущаяся или мнимая. Здесь сопоставление: “Сирень и рябина – сестры”.)
    2. Каким языком написана эта миниатюра? (Простым, доступным, текст потрясает своей безыскусностью. И действительно у Коваля все просто: Сирень и рябина – сестры. Значит родственные души).
    3. Кто является повествователем в миниатюре? (автор)
    4. Найдите предложение, в котором представлено философское осмысление мира самим автором? (“Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину”. Есть будущее: человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Все так и было у Коваля. Есть и сын) (С другой стороны, сирень и рябина – это может быть и два возраста человека).
    5. Почему строчки в миниатюре написаны особым способом? Что это напоминает? (Стихотворение)
    6. Какой еще писатель 19 века обращался к такому жанру? (Тургенев И.)
    7. Что отличает миниатюры Коваля от миниатюр Тургенева? (Язык.

      Простой и доступный. Вот поэтому он и волшебник, что из простого

      создает гениальное. + Философское осмысление бытия)

    8. Однако это простота кажущаяся. Какие изобразительно-выразительные средства присутствуют в миниатюре? (сопосталение, эпитеты, риторические вопросы, уменьшительно-ласкательые суффиксы, сравнение, синтаксический параллелизм, повторы, стилизация устного рассказа сельского жителя (Что не хватает на слайде?)
    9. Именно благодаря их использованию перед нами возникает такая

      живописная картина!

    10. Эпическое, юмористическое или лирическое доминирует в миниатюре? (Лирическое)
    11. Кого еще из художников и поэтов привлекали образы сирени и рябины? (П. Кончаловский, М. Врубель, М. Цветаева, Вс. Рождественский)

7. Анализ миниатюры “Медведица кая” в творческих группах

Задание: ребята, прочитайте еще одну миниатюру Ю. Коваля (1 мин.) и обсудите вместе предложенные вопросы, выберите отвечающих (1 мин.)

МЕДВЕДИЦА КАЯ

По влажной песчаной тропе ползет Медведица кая. Утром, еще до дождя, здесь проходили лоси - сохатый о пяти отростках да лосиха с лосенком. Потом пересек тропу одинокий и черный вепрь. И сейчас еще слышно, как он ворочается в овраге, в сухих тростниках. Не слушает вепря Медведица и не думает о лосях, которые прошли утром. Она ползет медленно и упорно и только ежится, если падает на нее с неба запоздалая капля дождя. Медведица кая и не смотрит в небо. Потом, когда она станет бабочкой, еще насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти. Тихо в лесу. С веток падают тяжелые капли. Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом. По влажной песчаной тропе ползет мохнатая гусеница Медведица кая. 1 группа – 1. Кого вы ожидаете увидеть, прочитав название миниатюры?

2. Эпическое, юмористическое или лирическое доминирует в миниатюре?

Кто является повествователем?

2 группа – 1. Когда вы поняли, что это не медведица? Укажите нужные слова.

2. По жанру эта миниатюра - импрессионный этюд. Импрессия – впечатление.

Объясните, в чем проявляется импрессионность?

(По жанру это импрессионный этюд. Импрессия – впечатление. Здесь автор и мы с ним вместе увидели чудо жизни.)

3 группа – 1. Есть ли в миниатюре кольцевая композиция? Докажите.

2. Какие изобразительно-выразительные средства присутствуют в миниатюре?

Эпитеты: одинокий и черный вепрь, запоздалая капля дождя; Лексика: сохатый – обл. – лось, Вепрь – дикий кабан. Отросток – ответвление, медведица кая – название бабочки; повтор – “ползет”, ряды однородных членов.

8.Обобщение: А теперь вернемся к нашему заданию и ответим на вопрос: в чем особенность жанра миниатюры?

У вас есть опорные вопросы, обсудите их.

Записывать не надо, а следует подчеркнуть эти особенности в раздаточном листке №2 (вверху) (см. приложение)

9. под музыку. А сейчас каждый из вас будет творить сам. Знаете, как в стихах иеромонаха Романа: “Душа рождает слово”. Мы будем писать миниатюру вместе по предложенному плану (лист № 3 (см. приложение))

Вы записываете начало пункта, цитату, а комментируете ее сами. Вопросы переписывать не нужно, сразу записываете ответ.

Какое сегодня небо! (?)

(из книги И.Г.Минераловой “Практичская методика преподавания литературы”)

1. Я проснулся и выглянул в окно: какое сегодня небо!

  • Погожее, Необычное
  • Пасмурное, Дивное
  • Чистое, Тревожное
  • Глубокое, Радостное

2. А.Пушкин бы сказал: “Под голубыми небесами…”Почему он назвал небо небесами?

3. А у Ф.Тютчева “И льется чистая и теплая лазурь…” Что это – лазурь?(светло-синий цвет)

4. Почему вообще небо так притягательно? Почему через его описание поэт стремится выразить душу?

5. Такое ... утро, а мне почему-то вспомнились стихи
иеромонаха Романа: “Все, как один, о небесах забыли…”Разве пейзаж здесь имеется им в виду?

6. Небо-небо, небеса! Как много надо еще прожить, чтобы понять твою глубину!

10. Ребята, определите в группах, чью работу вы представите для чтения и обсуждения. Презентация лучшей работы группы.

Обсуждение, удалась ли работа (созданная миниатюра): одна группа готовит аргументы “за”, другая – “против”.

11. Подведение итогов работы мастерской слова:

  • Получили ли вы сами удовольствие, соприкоснувшись с волшебством и тайной слова?
  • Что нового вы для себя вынесли с урока? (новый писатель, новые произведения, творческий процесс создания миниатюры)

Я уверена, что эти навыки помогут вам при написании части С Единого Государственного Экзамена. Спасибо за активную работу на уроке.