Цели урока:
1. познакомить учащихся с Юрией Ковалем, художественным своеобразием его прозы, стиля, пробуждая интерес к автору и его произведениям,
2. продолжить формирование умений работать с текстом, самостоятельно трудиться и практически реализовывать полученные знания,
Задачи урока:
1. расширить понятийно-терминологический и лексический запас,
2. воспитывать любовь к родной литературе, к слову, развивать эстетическую восприимчивость,
3. развивать навык выразительного чтения.
Оборудование: раздаточный материал с текстами и биографической справкой, книжная выставка, портрет писателя.
ТСО: компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Оргмомент
Наш урок-мастерская сегодня будет состоять из двух частей: сначала мы познакомимся с необычным человеком, детским писателем, волшебником по имени Юрий Коваль. Кто знает это имя? Кто читал его рассказы, миниатюры?
А позже мы попытаемся сами написать небольшую миниатюру, используя разнообразные средства выразительности и цитирование.
Ребята, сегодня мы работаем в трех группах: группа № 1, №2 и №3. У вас на столах лежат раздаточные материалы: листы №1, №2 и №3. На каждом этапе урока мы работаем с определенным листом.
Итак, с чего начинается знакомство с новым писателем? (С биографии)
У вас на столах лежат справочные материалы по биографии Юрия Коваля (лист №1 (см. приложение)). Изучите их и подготовьтесь ознакомить всех остальных по опорным тезисам, которые я вы видите на доске.
1. Юрий Иосифович Коваль родился
9 февраля 1938 г. в Москве. Его отец - сотрудник
уголовного розыска; мать - врач-психиатр. Бывает
так, что фамилия многое может сказать о человеке.
Коваль — он мастер, рукодел. “Коли не коваль,
так и руки не погань” — поговорка даже такая
есть. Она приведена у Даля в “Толковом словаре
живого великорусского языка”. Так что к Юрию
Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешёл и особый
дар. И что за беда, коли плавил он не железо, а
слова, ковал не подковы да лемехи, а строки.
Зато получалось, как у заправского мастера, —
добротно, легко и красиво.
Писать он начал ещё в школе. Именно тогда стали
появляться первые стихи. Что-то вроде:
Метели летели, |
Позже, когда Коваль поступил в Педагогический институт имени Ленина на филологическое отделение он серьёзно увлёкся там авторской песней, стал даже виртуозным гитаристом. Здесь он встретился и подружился с Юлием Кимом, Юрием Визбором.
2. Во время учебы Коваль серьёзно увлёкся не только авторской песней, а также искусством фрески, мозаики, скульптуры, рисунком и живописью. Он получил второй диплом – учителя рисования. Руки у него были мастеровитые, “умные” руки. Ладили они и с красками, и с глиной, и с металлом.
После окончания института (1960) Коваль работал учителем русского языка и литературы, истории, рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные тексты для диктантов.
Когда трехлетний срок работы “по распределению” истек, Коваль возвращается в Москву и преподает в школе рабочей молодежи русский язык и литературу, работает в журнале “Детская литература”, “Мурзилка”, “Пионер”, “Смена”, “Огонек”. Публикуются его стихи и рассказы для детей, которые были приняты с одобрением известным писателем Борисом Шергиным, давшим Ковалю рекомендацию в Союз писателей СССР в 1972 году.
3. Одним из любимых его жанров стали прозаические миниатюры, рассказывающие о животных, о явлениях природы и деревенских жителях. Только вот откуда он, столичный житель, мог знать, как “почти не шевелясь, выползает туман к берегу” или какие они, “чудовищные, похожие на золотых гусениц корни аира”. А вот знал. Потому что исходил многие десятки километров по лесам и полям, месяцами жил и в дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках Вологодской области. Так что действительно знал в лицо и птиц, и зверей, и травы разные. И понимал их, и любил.
При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг. По сценариям Коваля сняты два художественных и более десятка анимационных фильмов. Умер Юрий Коваль в Москве 2 августа 1995 г.
Задание: Разверните эти опорные тезисы в связный рассказ:
Для группы № 1: |
Для группы № 2: |
Для группы №3: |
1. Место рождения. |
3. Коваль – художник. |
5. Любимые жанры. |
2. Образование. |
4. Работа. |
6. Творческое наследие. |
СИРЕНЬ И РЯБИНА
Мне кажется, что сирень и рябина - сестры. Сирень - весенняя сестра. Рябина - осенняя. Весной - за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие. Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы?.. Никто их не замечает. Зато уж осенью - за каждым забором рябиновые гроздья. Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень? Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветет сиреневый куст. Будто хочет поглядеть - хороша ли нынче рябина? Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину. Справа - сирень, слева - рябину, а сам посередке сяду.
- Есть ли антитеза в названии? (
Что отличает миниатюры Коваля от миниатюр Тургенева? (Язык.
Простой и доступный. Вот поэтому он и волшебник, что из простого
создает гениальное. + Философское осмысление бытия)
Именно благодаря их использованию перед нами возникает такая
живописная картина!
7. Анализ миниатюры “Медведица кая” в творческих группах
Задание: ребята, прочитайте еще одну миниатюру Ю. Коваля (1 мин.) и обсудите вместе предложенные вопросы, выберите отвечающих (1 мин.)
МЕДВЕДИЦА КАЯ
По влажной песчаной тропе ползет Медведица кая. Утром, еще до дождя, здесь проходили лоси - сохатый о пяти отростках да лосиха с лосенком. Потом пересек тропу одинокий и черный вепрь. И сейчас еще слышно, как он ворочается в овраге, в сухих тростниках. Не слушает вепря Медведица и не думает о лосях, которые прошли утром. Она ползет медленно и упорно и только ежится, если падает на нее с неба запоздалая капля дождя. Медведица кая и не смотрит в небо. Потом, когда она станет бабочкой, еще насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти. Тихо в лесу. С веток падают тяжелые капли. Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом. По влажной песчаной тропе ползет мохнатая гусеница Медведица кая. 1 группа – 1. Кого вы ожидаете увидеть, прочитав название миниатюры?
2. Эпическое, юмористическое или лирическое доминирует в миниатюре?
Кто является повествователем?
2 группа – 1. Когда вы поняли, что это не медведица? Укажите нужные слова.
2. По жанру эта миниатюра - импрессионный этюд. Импрессия – впечатление.
Объясните, в чем проявляется импрессионность?
(По жанру это импрессионный этюд. Импрессия – впечатление. Здесь автор и мы с ним вместе увидели чудо жизни.)
3 группа – 1. Есть ли в миниатюре кольцевая композиция? Докажите.
2. Какие изобразительно-выразительные средства присутствуют в миниатюре?
Эпитеты: одинокий и черный вепрь, запоздалая капля дождя; Лексика: сохатый – обл. – лось, Вепрь – дикий кабан. Отросток – ответвление, медведица кая – название бабочки; повтор – “ползет”, ряды однородных членов.
8.Обобщение: А теперь вернемся к нашему заданию и ответим на вопрос: в чем особенность жанра миниатюры?
У вас есть опорные вопросы, обсудите их.
Записывать не надо, а следует подчеркнуть эти особенности в раздаточном листке №2 (вверху) (см. приложение)
9. под музыку. А сейчас каждый из вас будет творить сам. Знаете, как в стихах иеромонаха Романа: “Душа рождает слово”. Мы будем писать миниатюру вместе по предложенному плану (лист № 3 (см. приложение))
Вы записываете начало пункта, цитату, а комментируете ее сами. Вопросы переписывать не нужно, сразу записываете ответ.
Какое сегодня небо! (?)
(из книги И.Г.Минераловой “Практичская методика преподавания литературы”)
1. Я проснулся и выглянул в окно: какое сегодня небо!
- Погожее, Необычное
- Пасмурное, Дивное
- Чистое, Тревожное
- Глубокое, Радостное
2. А.Пушкин бы сказал: “Под голубыми небесами…”Почему он назвал небо небесами?
3. А у Ф.Тютчева “И льется чистая и теплая лазурь…” Что это – лазурь?(светло-синий цвет)
4. Почему вообще небо так притягательно? Почему через его описание поэт стремится выразить душу?
5. Такое ... утро, а мне почему-то
вспомнились стихи
иеромонаха Романа: “Все, как один, о небесах
забыли…”Разве пейзаж здесь имеется им в виду?
6. Небо-небо, небеса! Как много надо еще прожить, чтобы понять твою глубину!
10. Ребята, определите в группах, чью работу вы представите для чтения и обсуждения. Презентация лучшей работы группы.
Обсуждение, удалась ли работа (созданная миниатюра): одна группа готовит аргументы “за”, другая – “против”.
11. Подведение итогов работы мастерской слова:
- Получили ли вы сами удовольствие, соприкоснувшись с волшебством и тайной слова?
- Что нового вы для себя вынесли с урока? (новый писатель, новые произведения, творческий процесс создания миниатюры)
Я уверена, что эти навыки помогут вам при написании части С Единого Государственного Экзамена. Спасибо за активную работу на уроке.