Литература
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Духовная литература. Молитва "Отче наш". А.С. Пушкин "Отец людей, Отец Небесный…". Религиозная и светская литература" 2009
Представленный урок показывает различие произведений духовной литературы и произведений светской литературы, имеющих религиозные мотивы.
-
Место и роль дидактической игры на уроках литературы 2009
Согласитесь, что литература - это не тот предмет, который может навеять скуку. Но не всегда учителю удается построить урок или внеклассное мероприятие таким образом, чтобы было не только познавательно, но и интересно, увлекательно. Всегда интересна познавательная деятельность, связанная с исследованием проблем. Материал, содержащийся в данной статье, способствует повышению теоретических знаний учителя, а приложение - практических умений.
-
Дуб в стихотворениях Н.Заболоцкого и И.Кашпурова. (Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения) 2009
Представленный урок развивает монологическую речь учащихся и совершенствует умение анализировать образы.
-
Усовершенствование навыков чтения в начальной школе 2009
В статье раскрыты некоторые приемы обучения навыками чтения в начальной школе.
-
Литературно-музыкальная композиция к 8 Марта. Тема: "Ваше величество, Женщина!" 2009
Праздничное мероприятие, подготовленное к 8 Марта подчеркивает необходимость доброжелательного отношения, любви к Женщине, Матери, способствует сплочению коллектива детей и родителей, развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал детей.
-
Урок-презентация учебного проекта по литературе. Тема: "Избранные басни И.А. Крылова" 2009
Данный проект подготовлен к 240-летию со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: "Д.С. Лихачев: достояние человечества" 2009
Внеклассное мероприятие посвящено Дмитрию Сергеевичу Лихачёву - великому ученому, публицисту, преподавателю. Мероприятие проводится в форме литературного альманаха.
-
Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности учащихся в практике работы учителя-словесника 2009
Данная статья является осмыслением опыта работы учителя-словесника. Автор на ряде примеров рассказывает о различных приёмах и методах включения ребят в активную работу на уроках литературы, о заданиях проблемного характера различного уровня сложности, развивающих навыки исследовательской и творческой деятельности учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "Литературная гостиная. Всё начинается с любви" 2009
Работа представляет собой разработку интегрированного урока английского языка и литературы (литературная гостиная) по теме «Все начинается с любви» для учащихся 9-х классов. Данный урок способствует активизации интереса к русской и зарубежной литературе, прививает любовь к языку, повышает общую языковую культуру.
-
Урок литературы в 8-м классе. Анализ поэтического текста С.В. Курач "Я почему-то слов не нахожу" 2009
На уроке формируются умения и навыки анализа текста регионального компонента на лексическом уровне, развиваются коммуникативные свойства речи и навыки выразительного чтения стихотворений С.В. Курач.
-
Урок с элементами мастерской "Арифметика чувств" (по рассказу И.Бунина "Цифры") 2009
Мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе с использованием компьютерных технологий. Тема: "Русский национальный характер в рассказе М. Шолохова "Судьба человека" 2009
Данный урок помогает сформировать у подростков дух патриотизма, гордости за свою страну, восхищение русским национальным характером. Урок может быть использован и как урок внеклассного чтения, и как внеклассное мероприятие в целях патриотического воспитания школьников.
-
Внеклассное чтение. "Марийский фольклор". 5-й класс, литература. (программа VII вида, ЗПР) 2009
Урок внеклассного чтения для учащихся 5-го класса с ЗПР (программа VII вида) знакомит с марийским фольклором (народные приметы, загадки, сказки); обучает выборочному пересказу, отрабатывает навыки связного высказывания; учит доводить действие до логического конца.
-
Проектные методы обучения 2009
Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Для успешной работы продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации, жанр проекта.
-
Бинарный урок по истории и литературе "Дорогая моя столица" 2009
На уроке выявляются знания студента о прошлом и настоящем столицы нашей родины, расширяются знания студентов по этому вопросу, развивается умение систематизировать, обобщать и выбирать нужный вариант ответа, воспитывается любовь к родине, гордость за славное прошлое нашей столицы, уважение друг к другу.
-
Открытый урок в 9-м классе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Опыт нестандартного прочтения лирического стихотворения «Я вас любил…»" 2009
Цели и задачи, поставленные учителем, направлены на то, чтобы показать учащимся, как определить тему, идею, систему образов, художественные достоинства стихотворения, а также сделать попытку прочитать уже изученный текст по-новому, отступив от признанных канонов видения идейности и образности произведения, соблюдая при этом нравственные и этические нормы.
-
Интегрированный урок (литература+музыка) "Самая счастливая пора". Тема детства в искусстве второй половины XIX века 2009
Урок расширяет кругозор детей, помогает им увидеть связь литературы с живописью и музыкой, формирует гармонично развитую личность, развивает комплексную коммуникативную компетентность, воспитывает любовь к матери, способствует развитию речи.
-
Программа элективного курса по литературе для 9–10-х классов "От слова к слову" (литературное моделирование текста) 2009
Программа создана на основе пособия – тетради по литературе «Знаю, умею, могу», разработанной В.Н. Александровым (М.: Школа-Пресс, 1999.) Целью программы является формирование культуры анализа художественного текста и обучение моделированию текста на основе клише, самостоятельному написанию сочинений.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа" 2009
Урок проводится с целью организации исследовательской деятельности учащихся 10-го класса по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также знаний о спорах вокруг романа. Использование информационных технологий на уроке призвано формировать исследовательскую компетенцию учащихся.
-
"Дар доброты и человечности" (по рассказам Ф. Абрамова "Старухи" и "Материнское сердце") 2009
В данной работе дается анализ небольших рассказов Ф.А. Абрамова. Основная цель – помочь ребятам разобраться в исканиях автора, объяснить позицию писателя: почему «лучше на свете не жить, чем жить без совести», постараться возбудить интерес к творчеству Ф. Абрамова. Особое внимание уделить таким понятиям, как милосердие, доброта, человечность, честь, достоинство, бескорыстность.
-
"Мы все перед ней в неоплатном долгу" 2009
Авторская разработка урока по литературе по творческому и жизненному пути М.И. Цветаевой Данный урок помогает понять учащимся 11-го класса, как жила и творила, страдала и любила Марина Цветаева, помогает насладиться музыкой ее стихов. Учащиеся на данном уроке совершенствуют навыки работы с дополнительной литературой и поэтическими текстами.
-
Урок литературы "Дореволюционное творчество В. Маяковского" 2009
Это первый урок в 11-м классе по творчеству В.В. Маяковского, поэтому необходимо дать ребятам представление о его автобиографии, познакомить с мнением о В.В. Маяковском его современников. На уроке необходим анализ некоторых самых ярких и понятных ребятам стихотворений, чтобы они познакомились с лирическим героем Маяковского, изобразительно-выразительными средствами стихотворений, научились читать его стихи.
-
Урок-игра по литературе "Самый умный" 2009
Интеллектуальная игра помогает учащимся вспомнить и закрепить знания по литературе. Игровая форма стимулирует познавательный интерес к предмету.
-
Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе) 2009
Это один из уроков по учебному курсу «Литература Восточной Сибири», который изучается в средних классах общеобразовательных школ Иркутской области. На уроках курса ученики узнают свой край, литературу и культуру, осознают место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.
-
Урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема: "Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…" 2009
Урок литературы построен с учётом основных принципов технологии эвристического обучения. Ученики выдвигают гипотезы, делают выводы. Это урок-следствие, на котором определяются мотивы действий героев, происходит обвинение и защита персонажей. Учащиеся могут проявить своё творчество, высказать и записать свои мысли, создать цитатную характеристику героев.
-
Тема любви и гражданственности в произведениях И.С. Тургенева "Накануне" и Ф. Стендаля "Ванина Ванини" 2009
Данный урок дает возможность учителю показать взаимосвязь русской и зарубежной литературы в раскрытии темы любви и гражданственности, выявить новаторство писателей в создании художественных образов, через анализ раскрыть черты «нового героя» в русской и зарубежной литературе Х1Х века; раскрыть неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам" 2009
Использование информационных технологий на уроках литературы повышает познавательную активность учащихся. Представлена методическая разработка урока литературы с использованием презентаций учащихся по теме «Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам». Подробное знакомство с основными периодами жизни поэта является мотивацией для изучения произведений А.С. Пушкина, способствует воспитанию у учащихся интереса и любви к литературе.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" (5-й класс) 2009
Вопросы сформулированы таким образом, что ответы на них позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определенных лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукопись). Работа позволяет учителю привить учащимся навык внимательного прочтения художественного произведения, научить быть внимательными к слову, к интонации.
-
Урок по литературе "Мой дом на чужбине случайный" (по роману В.Набокова "Машенька") 2009
Урок проходит в форме обсуждения за круглым столом. Это урок-семинар, к которому учащиеся готовятся заранее, выполняя свое индивидуальное задание. Мастерство учителя состоит в том, чтобы из разрозненных сообщений создать неповторимый образ русского писателя с американской судьбой. Огромную роль играет презентация, представленная как творческая работа группы учеников.
-
Обобщающий урок литературы в 10-м классе по теме "Нравственный выбор Базарова" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Перевоплощение в героев романа И.С. Тургенева, исполнение ролей судьи, прокурора, адвоката, свидетелей помогло ребятам более глубоко понять смысл произведения, сопоставить поступки главного героя с действиями современников, а также в чём-то проанализировать и свои поступки, задуматься над своей целью в жизни.