Литература
-
Анализ рассказа И.Бабеля "Гедали" 2007
И.Бабель страстно мечтал о новой жизни и приходил в ужас от тех способов, которыми её пытались построить. Это противоречие художественно воплотилось в сборнике "Конармия". Рассказ "Гедали" - об ответственности каждого человека перед отдельным человеком и перед человечеством. И о том, что главным критерием твоего жизненного выбора должны быть не отвлечённые идеи насильственного "осчастливливания" всего мира, а судьба каждого единичного человека.
-
Интегрированный урок в 9-м классе (литература + химия + физика + география + МХК) "М.В. Ломоносов и эпоха Просвещения" 2007
Цель урока: расширение знаний учащихся о М.В. Ломоносове, как о великом русском ученом.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Повести временных лет" 2007
Цели: знакомство с историей создания "Повестей...", с походами князя Олега; развитие навыков чтения и работы с текстом, умений анализировать прочитанное и делать выводы; воспитание патриотических чувств.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по творчеству В.С. Высоцкого "У времени в плену…" 2007
Урок литературы по творчеству В.С. Высоцкого может быть проведен в классах с углубленным изучением предмета и как внеклассное мероприятие для старших классов средних образовательных учреждений. В подготовке данного урока использовались реальные ответы учащихся на уроке. Для удобства при работе с техническими средствами советуем сделать запись на современных информационных носителях.
-
Деревенские посиделки. Праздник устного народного творчества для учащихся начальных классов 2007
Праздник для ребят начальных классов, который знакомит с устным народным творчеством, целью которого ставится: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору.
-
Игра "Кто хочет стать миллионером" (по творчеству А.С. Пушкина). 9-й класс 2007
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Такие уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны. Одним из таких уроков является разработанная мною игра "Кто хочет стать миллионером" для 9-го класса по творчеству А.С. Пушкина.
-
Тема урока: "Темные пятна на страницах детских воспоминаний" 2007
В современном мире школьникам не уйти от вопросов: что такое добро и зло, любовь и ненависть, как жить в обществе. Немаловажной проблемой является и так называемое "стадное" чувство, когда из ложной гордости, из-за боязни показаться "слабаком", "рохлей" подростки совершают поступки, о которых могут сожалеть, будучи взрослыми людьми. Урок является попыткой подсказать ученикам выход из положения, на опыте других избежать ошибок.
-
"Испытание на истинную человечность" (По рассказу К.Паустовского "Телеграмма") 2007
Основная цель урока - это не только анализ текста, работа над художественным словом, но и обращение к нравственным проблемам. Это не только урок-размышление, но и урок творчества. Предлагая разные творческие задания по теме, стараюсь растревожить души ребят, ведь только неравнодушная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
-
Литературная гостиная для старшеклассников "Славный муж России" 2007
Славная дата - 295-й юбилей со дня рождения одного из величайших мужей России, Михаила Васильевича Ломоносова. Трудным, тернистым был путь этого ученого, поэта: от сына "черносошного" крестьянина до почетного члена Шведской Академии наук. Этой теме была посвящена литературная гостиная для старшеклассников.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Произведения устного народного творчества о Муйской долине" 2007
Урок внеклассного чтения "Предания, легенды, сказки жителей Муйской долины" был проведён в 5-м классе с целью знакомства с устным народным творчеством жителей Муйской долины, воспитания уважительного отношения к истории, культуре родного края, к людям, живущим здесь.
-
Методическая разработка урока по литературе для 10-х классов по теме: "Кто он?.. Стало быть, подлец?!" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2007
Урок раскрывает сущность образа Чичикова, учитывая как положительные, так и отрицательные качества.
-
Открытый урок по МХК в 10-м классе "Чехов и Левитан" по теме: "Пейзаж в русской живописи 60–90-х гг. XIX в." 2007
Урок в 10-м классе рассказывает о творчестве А.П. Чехова и И.И. Левитана, о дружбе писателя и художника.
-
Литературное кафе "И жизнь, и слезы, и любовь…" (Тема любви в поэзии XX века). Разработка внеклассного мероприятия по литературе 2007
Литературное кафе "И жизнь, и слезы, и любовь..." на примере лучших образцов любовной лирики XX века помогает показать высоту, красоту и многогранность этого вечного чувства; способствует развитию творческих способностей учащихся, воспитанию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививает интерес к русской литературе.
-
Урок по литературе на тему "Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова" 2007
Урок литературы посвящен особенностя человеческого юмора. При выяснении роли художественных деталей в рассказах выясняем, всегда ли читателю смешно, когда смеется писатель.
-
XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве (архитектура, живопись, литература, мода, музыка) 2007
Урок построен в виде проблемной лекции с компьютерной поддержкой. Вниманию учащихся предлагаются основные признаки классицизма, затем демонстрируются образцы в различных видах литературы и искусства. Творческая работа учащихся заключается в умении найти признаки классицизма в предъявленных образцах и обобщить их.
-
"Есенин глазами любящих женщин". Литературно-музыкальная гостиная 2007
Судьба гениального поэта России Сергея Есенина остаётся загадкой и сейчас . В его стихах и поэмах вскрыты собственные ошибки и заблуждения, кричащие противоречия, отражающие объективные противоречия самой действительности. Поэт не уходит от самых жгучих, животрепещущих проблем, которые вставали перед Родиной, народом после революции.
-
"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007
В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
-
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007
Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 6-м классе на тему: "Хлеб – имя существительное" 2007
Урок внеклассного чтения по литературе в 6-м классе, на котором поднимается проблема отношения к хлебу в современном обществе. На примере различных произведений, не включённых в школьную программу, учащимся демонстрируется огромное значение, которое имеет хлеб в нашей жизни.
-
Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.
-
Сценарий читательской конференции по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2007
Данный сценарий может быть использован как на уроках литературы в 10-х классах, так и для проведения внеклассных мероприятий по предмету. Данное мероприятие поможет обобщить знания по пройденному материалу, расширит кругозор учащихся, пополнит лексический запас ребят, поможет найти объяснение устаревшим словам, встречающимся в тексте романа. При подготовке к конференции ребята продемонстрируют свои творческие способности. Рекомендуется проведение мероприятия между параллелями 10-х классов.
-
Урок литературы в 10-м классе "Интеллигентнейший человек России" (очерк жизни и творчества А.П. Чехова) 2007
Задачи урока: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П. Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя; развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие; воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.
-
Урок литературы по теме "Трагические судьбы поэтов Серебряного века" 2007
Основные цели урока - воскресить атмосферу Серебряного века, показать неразрывную связь времени и художника, познакомить с основными вехами жизни О.Мандельштама, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Цветаевой, приобщить к поэтическому миру этих поэтов. На уроке используется компьютерная презентация, в которой нашел отражение богатый материал: портреты поэтов, копии документов, например, страницы дела Н.Гумилева, заявление М.Цветаевой в Совет Литфонда о принятии ее на работу в качестве судомойки.
-
Авторская песня как песенный монотеатр 60–80-х годов 2007
На уроке в 11-м классе рассматриваются причины возникновения авторской песни, учащиеся знакомятся с творчеством Б.Окуджавы.
-
Конспект урока литературы по теме: "Е.Шварц. "Дракон" 2007
Урок призван углубить знания учащихся о специфике внешней, внутренней формы и содержания драмы, совершенствуя их знания о художественной системе драматического произведения; провести комплексный анализ развития конфликта и сюжета, содержательности диалогов. Тип урока — урок аналитического чтения драматического произведения.
-
Интегрированный урок по музыке и литературе. Музыкальный спектакль "Снеженика" 2007
Данной работа помогает реализовать творческие способностей учащихся и учителей. Интегрированный урок (развитие речи и музыка) превратился в творческую мастерскую филолога и учителя музыки на базе одного класса. Урок представляет собой музыкальный спектакль, где были использованы популярные детские песни, исполняемые на уроках музыки, а также необходимая информация по темам: "Сказки как жанр устного народного творчества" и "Музыка и литература" (программный материал 5-го класса по предметам литература и музыка). Данный спектакль может быть использован при проведении зимних и весенних праздников.
-
Литературный КВН для учащихся 9-х классов (по биографии и творчеству М.В. Ломоносова) 2007
Данная методическая разработка представляет собой одну из форм внеклассной работы по литературе, также может быть использована в качестве итогового урока после изучения темы "Жизнь и творчество М.В. Ломоносова". Итоговый урок в форме КВН позволяет не только закрепить и проверить полученные знания, но и развивает смекалку, творческий потенциал учащихся, вызывает интерес к предмету.
-
Анализ IV действия драмы Горького "На дне" 2007
Работа над сложным драматургическим произведением всегда проблематична для учителя и учащихся. Пьеса А.М. Горького "На дне" в этом смысле - одно из самых серьёзных произведений школьной программы. И полифонизм звучания, и философская проблематика, и почти полное отсутствие сюжета (в привычном для школьника понимании) делают изучение произведения затруднительным. Это одна сторона вопроса. Другая сторона его в том, что очень часто разговор на уроке сосредоточивается вокруг спора о правде и лжи, жалости и сострадании.
-
Обобщающий урок по литературе для учащихся 5-8-х классов по произведению В.П. Астафьева "Последний поклон" 2007
Преставлен обобщающий урок литературы, помогающий понять специфику рассказов В.П. Астафьева как произведений о сибирской семье и раскрывающий богатство, сложность и противоречивость образов.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе.«Нравственная проблематика романа И.Шмелёва "Лето Господне"» 2007
При анализе романа И.Шмелева "Лето Господне" ученики должны подойти к авторской концепции понятия счастья. Для этого надо ответить на проблемный вопрос, восстановить недостающие звенья схемы. И тогда станет понятно, что человека счастливым делает среда, в которой он живет, те люди, которые окружают человека с детства, и самое главное – праведный образ жизни, то есть человек в любой ситуации должен оставаться человеком, нести в себе высокое нравственное начало, быть милосердным, научиться прощать. Это и есть счастье.