Цели урока:
- Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство
- Рассмотреть основные темы лирики поэта
- Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.
- Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова
- Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.
- Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.
- Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-поиск.
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть.
Наглядность: слайды, репродукции картин, тексты, словари.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
II. Слово учителя.
О месте Некрасова в русской литературе как личности и как поэта. Учитель предупреждает, что ученики должны раскрыть смысл эпиграфов по ходу урока.
Эпиграфы:
«То сердце не научится любить,
которое устало ненавидеть…»
«Я лиру посвятил народу своему…»
«Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»
III. Работа по теме.
1. Вступление к теме.
Портрет Н.А. Некрасова, картина с изображением Волги. (Слайд №1)
Звучит песня «Ой ты, Волга-матушка», ученица читает отрывок из стихотворения «На Волге» (Приложение № 1)
Песня затихает, появляется картина Репина «Бурлаки на Волге». (Слайд №2)
Ученица продолжает читать.
2. Учитель:
- Почему мы начали урок стихами о Волге, с демонстрации картины Репина? (Потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)
3. Рассказ ученика о детстве Некрасова (Слайд №3) Чтение наизусть (приложение № 2)
Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». (Слайд №1)
- Как вы понимаете смысл этих слов?
4. Развёрнутый ответ ученика.
Эту мысль Некрасов по-разному: повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья - значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А., труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. (Чтение наизусть).
В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
(«О погоде», 1859 г.)
5. Учитель обращает внимание на второй эпиграф
- Когда, кем, кому, и по какому поводу были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!»
Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. Чтение отрывков из произведений Некрасова о Белинском. Некрасов и «Современник» Рассказ сопровождается слайдами: портрет Белинского, сотрудники «Современника») (Слайд №4, №5, приложение №4)
6. Слово учителя.
Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью. О чём же писал Некрасов? (В процессе рассказа учителя учащиеся ведут записи в тетрадях).
1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о детях и для детей написал много различных произведений. О страданиях детей, маленьких тружениках, вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
В них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей.
В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо - счастливо живёт», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит- гудит- гудит!
Слайд: картина Перова «Тройка»(1866) (Анализ) (Слайд №6)
Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие. (Слайды №6–9)
2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун проведения реформы. Отдельные части поэмы стали народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская» (слайд) О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» (Слайды №10, 11).
3. Женская тема - одна из основных в творчестве поэта. О трагическом и бесправном положении русской женщины- крестьянки Н. пишет в одном из лучших произведений 1860-х годов в поэме «Мороз, Красный нос» (1864). В самом начале поэмы - подлинный гимн во славу русской женщины…(«Есть женщины в русских селеньях…»), лирические стих-я, «Русские женщины». На закате своей жизни Н. пишет поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» (Слайды №12–15)
Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к родине, боль и гнев, протест против эксплуатации.
7. Аналитическая работа.
Проанализируйте таблицу по тематике лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова и сделайте вывод о преемственности в литературе. (Приложение № 5)
Вывод: Во всех отрывках звучит призыв к действию, не быть равнодушными, чувствуется боль, переживание за тех, кто молчит.
Учитель. Значит, Некрасов следовал традициям Пушкина и Лермонтова. Давайте убедимся в этом, прочитав и проанализировав стихотворения «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия»
8. Работа над стихотворениями (План анализа стихотворного текста раздаётся учащимся, приложение № 6)
1. Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.) Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».
2. Чтение стихотворения по ролям.
- О чём спорят герои стихотворения?
- Кто победил в этом споре?
(В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов полностью разделяет убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…
А что поэт? Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Поэт признаётся, что не всегда спешил «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек// И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:
Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои…
Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья полного полна.
Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один венок терновый» к её «угрюмой красоте».
Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является Пушкин, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины.
Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только поэтическая (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая Поэта идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов) имел в виду вовсе не революционную деятельность. «Дело» - это святое служение родине, «прочно» оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится, а не льётся) живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность. Некрасов всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» («Блажен незлобивый поэт»). Такими в его глазах были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский. Идейным центром его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.
Задание. Прочитайте стихотворение «Муза» (1852) . Определите, какими эпитетами он охарактеризовал её.
В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и печали!..» выражена позиция поэта- гражданина, певца народного горя и страданий. Его Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны тёмные насилия и Зла.
Муза - 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен. знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
- А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».
Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.
3. Анализ стих-я «Элегия».
- Словарная работа.
- Определение жанра.
- Чтение стихотворения учителем наизусть.
Учащиеся работают с текстом, ведут записи в тетрадях.
- О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение поэзии.)
Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).
- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).
- Каковы особенности четвёртой строфы? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).
Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?
Учащиеся. Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.
Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу).
Учитель. Такими служителями, борцами за общественное дело, за народ были Н. Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Лучшим людям Некрасов посвятил немало стихотворений. Белинскому - «Памяти приятеля», поэмы «В.Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856), лирическую комедию «Медвежья охота».
Чтение наизусть отрывка из «Медвежьей охоты» (ученик) (Приложение №7, Слайд №5)
9. Итог. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:
Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
- В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова? (Учащиеся перечисляют самостоятельно, а затем проектируется слайд №17, приложение №9)
Итоговый вопрос: Что бы взяли для себя у Некрасова?
Домашнее задание.
- Знать материал урока.
- Выучить стихотворение «Памяти Добролюбова», сделать его анализ (по плану).
- Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».