В законодательстве Российской Федерации закреплен как один из основополагающих принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличие в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель - целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя - обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний - результат его деятельности.
Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики - чрезвычайно редкое явление. Как правило, это - рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приемов обучения. Почти все так называемые “новые технологии” - это хорошо забытые старые. Проективный метод возник еще в начале XX века в США. Цель этого метода - повышение активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности. В 1905 (!) году в России педагог С. Т. Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. И в настоящее время понятие “новые образовательные технологии” не мыслится без метода проектов, под которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Метод проекта дает бесконечный простор для творчества учителя. Главное в нем - планирование результата при решении той или иной практической задачи и ориентация на самостоятельную деятельность учеников.
Проективный метод вновь становится популярной педагогической технологией в современном преподавании, так как он направлен на повышение эффективности урока, на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом или поддержания интереса к изучению русского языка и литературы. Дни учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он дает возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: конспект, газета, журнал, кроссворд, викторина. Роль учителя при подготовке урока-проекта в основном сводится к тому, что он помогает формировать идею проекта, контролирует, консультирует, направляет творческую деятельность учащихся в нужное русло.
Как и любой другой, проективный метод может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе с использованием новых информационных технологий.
В своей педагогической практике я также использую этот метод. Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах над проектом дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю решать вышеперечисленные проблемы. Хочу поделиться опытом работы по организации “Виртуального литературного музея”. Мы с учителем информатики были уверены, что разработка проекта виртуального литературного музея может заинтересовать школьников и привлечь их к книге, расширить их культурный кругозор и открыть, какой увлекательной может быть работа по созданию музея и как много знаний требуется от самих создателей. Наша уверенность основывалась на том, что необычная цель, особая атмосфера литературного музея, совместная работа учеников и учителя, творческая самостоятельная работа школьников включают ребенка в профессиональную деятельность, результат которой становится общественно значимым и полезным. Не менее интересной может быть работа в уже созданном виртуальном музее, когда посетитель самостоятельно, в зависимости от цели своего визита, выбирает маршрут, дозирует количество необходимой ему информации и находит ответы на интересующие его вопросы. Итак, мы предлагаем ребятам принять участие в проекте “Виртуальный литературный музей”.
Создание музея протекало в три этапа.
Первый этап — подготовительный. Его цель - диагностика. Мы выяснили, что знают ребята о музее, видах музеев и их назначении, о специфике музейного пространства и музейной деятельности.
Второй этап, основной, — взаимодействие школьника с пространством виртуального литературного музея. Создание музея началось с разработки его научной концепции. Для этого нужно было ответить на целый ряд вопросов. Какова наша цель, зачем нужен этот музей, какие функции он будет выполнять? Какие залы в нем будут, каково назначение каждого из них, какова логика их расположения? Какие экспонаты должны быть в каждом зале, как выглядит экспозиция, какие мысли и чувства она должна вызвать у посетителей? Какую информацию о каждом музейном предмете следует представить и в какой форме - видeo. аудио, графической или текстовой? Необходимо было подумать и том, какие вопросы могут возникать у посетителя музея и как он сможет получить ответы на них. Затем попытались представить архитектурный облик музея и каждого зала.
Третий — заключительный этап — создание виртуального музея (сбор материалов, перевод их в электронную форму и размещение в музейном пространстве, сочинение, набор и аудиозапись текстов, музыкальных произведений и т.д.), поддержка его функционирования в сети Интернет, обновление и дополнение экспозиции музея, контакты с посетителями.
Рассмотрим подробнее направления деятельности школьников на примере создания ВЛМ по приключенческому роману Даниэля Дефо “Робинзон Крузо”. Эта книга хорошо знакома многим ребятам и вызывает у них неподдельный интерес. Коллективное обсуждение и принятие концепции ВЛМ - первый шаг проекта. Вполне естественно, что по ходу работы появляются новые идеи и интересные предложения, которые после обсуждения могут быть включены в структуру ВЛМ. В этом и заключается изюминка проекта: он всегда может быть доработан, расширен, переделан. После того как были определены основные тематические страницы музея - “Зал Автора” (мы назвали его “Отец Робинзона Крузо”), “Зал Героя” (Зал Робинзона Крузо”), зал “Наши работы”, зал викторин, зал “Библиотека”, - ребята выбрали, над каким залом они будут работать, и в соответствии с этим распределились на группы. Учитель на этом этапе помогает детям определить задачи групп, сроки защиты проектов, распределить основные роли внутри каждой группы. Например: руководитель (ответственный за подготовку проекта), собиратели и хранитель (осуществляют сбор и хранение материалов, собранных группой), экскурсоводы (определяют тему экскурсии, создают ее маршрут и текст) и т. п. Так, в задачи группы, создающей “Зал Автора”, входят поиск и отбор информации о Даниэле Дефо (биография, статьи о его творчестве, фотографии) и на ее основе создание текста экскурсии. В соответствии с этими задачами ребятам необходимо определиться с источниками информации, спланировать последовательность действий по созданию экспозиции, решить, как будут представлены ее элементы. “Зал Героя” погружает посетителя непосредственно в мир художественного произведения, раскрывает систему образов персонажей романа, помогает глубже понять отношения между ними, позволяет рассказать о полюбившихся героях. В нашем случае ребята начинают с зала главного героя Робинзона Крузо. Какие же экспонаты могут быть представлены в этом зале? В первую очередь портрет героя. И перед нами целая серия портретов, отражающих образ героя в различных ситуациях, в которые он попадает на необитаемом острове. Экспонатами стали и карта острова, и дневник Робинзона, и окружение героя. Самые большие сложности возникают у ребят при создании текстов - аннотаций для экспонатов, экскурсии. Здесь им необходима помощь учителя. Группа, оформляющая зал собственными иллюстрациями, продумывает тематику, количество иллюстраций: ребята могут создавать иллюстрации к разным эпизодам текста, варианты иллюстраций к одному и тому же эпизоду, варианты портрета одного герои. Еще одна творческая группа для Зала викторин составила кроссворд по книге, ребусы, викторины, подготовила игру “Кораблекрушение”. Защищали свой проект ребята в форме презентации на общешкольном конкурсе проектов. Данной работой мы попытались вызвать у школьников интерес к книге Даниэля Дефо “Робинзон Крузо” и побудить к дальнейшей работе с ней, что чрезвычайно важно сегодня, когда тяга и чтению у подростков резко падает.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательною уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Библиографический список
- Вахрушева Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык. - 2007. - № 14. - С. 35-36.
- Горбунова Н. В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет / Н. В. Горбунова, Л. В. Кочкина // Образование в современной школе. - 2000. - № 4. - С. 21-25.
- Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.
- Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. -2005. -№ 2. -С. 113-121.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов. - М. : ВЛАДОС, 1999. - Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с. ; илл.
- Рыжкова Т. Школьный виртуальный музей / Т. Рыжкова, В. Леонтьева //Литература. - 2007. - № 1. - С. 26-29.