Урок № 1
Вот она наша “славянская душа!”
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы (литературное краеведение). На протяжении нескольких лет я работаю над темой “Литературное краеведение на уроках литературы в 5–11-х классах”. Краеведение, по моему глубокому убеждению, – одно из эффективных средств гражданского, патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без назидательности. В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: “формировать современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
Именно обращение к художественному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Краеведение позволяет учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах.
Необходимо помнить, что цели включения художественного произведения в основной и региональный курсы литературы должны меняться от класса к классу в зависимости от возраста, эмоционального восприятия.
В 5 – 6 кл. формируются навыки первоначального восприятия образа-персонажа и его характеристики.
В 7 – 8 кл. привлекаются тексты для совершенствования анализа литературного произведения, прежде всего как средство психологической характеристики героя; отбора и систематизации материала, дающего представление понятиям “образ – характер – герой”.
В 9 – 10 кл. на уроках словесности рассматриваются произведения на разных уровнях: от лексико-семантического к идейно-тематическому и композиционному.
Я работаю в школе №35, которая носит имя писателя Константина Дмитриевича Воробьёва. В литературном музее часто проходят уроки русского языка и литературы. Оформленные стенды, вещи К.Д. Воробьёва, книги, альбомы, сама атмосфера дают определённый настрой на изучение творчества писателя.
С Курским краем связана жизнь и деятельность многих талантливых писателей. Это П. Сальников, Е.И. Носов, К.Д. Воробьёв, В. Овечкин, В.П. Детков, В. Коркина. Задача учителя – пробудить интерес школьников к творчеству писателей-земляков. В наше “смутное время безверия и святотатства” бесценное слово – чувство сокровенное. Уникальность писателя и состоит прежде всего в том, что он по призванию, по нетерпению души своей задумывается и радеет о времени и о себе; откровенная книга земляка-современника – это тихое доверительное свидание с тем бесценным и жизнеозаряющим, что “не распознано до поры или принижено в нас самих”.
Родная Курская земля хранит память о прошлом, а страницы произведений, написанные земляками, позволяют услышать их голоса и навсегда делают каждого из авторов, как бы давно он ни жил, твоим современником.
В МОУ “Общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробёва” в тематическое планирование по литературе с 5 по 11 классы включены для подробного или обзорного изучения произведения К.Д. Воробьёва:
5 кл. – рассказы К.Д. Воробьева “У кого поселяются аисты”, “Первое письмо”, “Настя” (Тема детства);
6 кл. – рассказ К.Д. Воробьева “Уха без соли” (“Вот она наша “славянская душа!”);
7 кл. – рассказ К.Д. Воробьева “Седой тополь” (Психологическое состояние человека на войне);
8 кл – рассказ К.Д. Воробьева “Синель” (Тема коллективизации), “Гуси-лебеди” (Многоплановость произведения);
9 кл.– 10кл. – повести К.Д. Воробьева “Убиты под Москвой”, “Это мы, Господи!...” (Тема войны);
11 кл. – повесть К.Д. Воробьева “Почём в Ракитном радости” (“Невинная вина” блудного сына).
Подробнее я остановлюсь на уроке литературы в 6 классе “Вот она наша “славянская душа!” (По рассказу К.Д.Воробьёва “Уха без соли”).
Тип урока: комбинированный (урок-диалог).
Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения
Тема: “Вот она наша “славянская душа”! (По рассказу К.Д. Воробьева “ Уха без соли”).
Цель: продолжить изучение творчество писателя К.Д. Воробьева, познакомить с идейно-тематическим содержанием рассказа; раскрыть роль изобразительных средств и пейзажа в рассказе; определить позицию автора-рассказчика; формировать навыки полемического ответа на сложную нравственную проблему.
Прежде всего необходима ясная и чёткая постановка проблемы, для решения которой и нужен анализ рассказа. “Нравственно ли всепрощение?”
Задачи:
- образовательные: закрепить умения и навыки работы с текстом , научить отстаивать свою точку зрения , закрепить умения вычленять проблему.
- воспитательные: формировать гуманные качества личности учащихся, совершенствовать навыки общения.
- развивающие: совершенствовать умения выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности, умение формулировать выводы. Выводы.
ХОД УРОКА
1. Первая стадия – “вызов”, во время которой пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
I. Могли ли вы только по названию рассказа “Уха без соли” понять, что речь пойдёт о таких важных понятиях, как “прощение”*, “справедливость”*, “неотмщённое преступление”*, “покаяние”*? (Нет)
Индивидуальные задания (учащиеся работают с Толковым словарем С. Ожегова).
*Покаяние – признание в совершенном проступке, ошибке.
*Преступление з – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
*Прощение – 1) не поставить в вину чего-нибудь, извинить; 2) освободить от какого-нибудь обязательства.
*Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие.
Поделитесь впечатлениями от прочитанного рассказа (мнения противоречивы). Ответы детей:
- Действие произведения происходит через много лет после войны, казалось бы, можно забыть страшные испытания, выпавшие на долю героев
- Война давно закончилась, а её отголоски напоминают о страшных событиях по сей день
- Зачем герои каждый год собираются на свой “второй день рождения”, ведь вспоминая пережитое в плену, они вновь и вновь бередят свои сердечные раны?
- Надо было убить бывшего полицая!
- Надо уметь понять и простить человека
- От этого рассказа тяжело на сердце
II. Какой эпиграф вы подобрали бы к уроку из предложенных? (эпиграфы напечатаны на карточках)
- “Душа человеческая по природе своей христианка” (из книги Л.Н.Толстого “Круг чтения”)
- “Плати добром за добро” (Талмуд)
- “Побеждай гнев кротостью, зло – добром, скупого – щедростью, лгуна правдой” (Дхаммапада)
- “Обдумывающий месть поддерживает свои раны” (Бэкон)
- “Не напоминай кающемуся про его прежние прегрешения” (Талмуд)
- “Что на свете выше справедливости? – спросил однажды восточный мудрец и сам же ответил: “Только одно – прощение”
- “Кто не умеет прощать, разрушает мост, через который ему самому придётся проходить, ибо всякий человек нуждается в прощении” (Лорд Герберт)
- “Вот она наша славянская душа! Не можем до конца сохранить ненависть к преступнику и насильнику над тобой, не можем!” (К.Д. Воробьев).
Эти последние слова мы и возьмем эпиграфом к уроку
2. Вторая стадия- “ осмысление” - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом.
- Что узнали из начала рассказа? (Герои каждый год приезжают отмечать день своего рождения 7-го августа, в любую погоду)
- Как автор показывает важность этого события? (“Место потайное”*, “обменивались взаимными подарками – по большому листу сахарной ботвы и по одной брюкве”, “съедаем сразу и молча”)
- Автор подчёркивает: “место, где мы разводим огонь, не зарастает никакой травой, - глубоко, значит, прокалилась земля”… Почему? (Души героев также неизлечимо опалила война)
- С какой целью в рассказ вставляется описание окружающей природы? Какие средства художественной выразительности помогают представить её? (“вечер подкрался” (олицетворение), “как ручной щенок” (сравнение), “тусклый месяц” (эпитет), “жемчужная луна” (эпитет), “навевает человеку покойную цепенящую грусть” - показана умиротворённость, единение человека и природы – “ с какой-то элегической (Работа с толковым словарем С. Ожегова) расслабленностью произнёс благодарную хвалу творцу, создавшему землю, небо, озеро и окуней”.
III. Какие отношения были у героя-рассказчика и его друга?
Ответы учащихся:
- Трогательные, трепетные;
- Дениса Неверова рассказчик называет “Диванович”;
- А рассказчика Денис Неверов называет “Лётчиком”, так называли себя ещё в лагере военнопленных;
- “отношения грешат какой-то старомодной церемонностью и взаимопочтительностью”;
- Говорят друг другу “спасибо”, “будь добр”, “благодарю”.
- Почему воспоминания “непосильны” героям? (В лагере военнопленных пережили страх, боль, унижение, смерть близких людей)
- Несмотря на это, сохранили в душе доброту (отпустили окуня, который оказался с “кованым шведским крючком в верхней губе – напоролся уже раз”), непосредственность, радость жизни (“сотворил в душе хвалу творцу за всё посланное в жизни”).
IV. Что является завязкой рассказа? (Забыли соль для ухи, появляется незнакомец).
И вдруг эта умиротворённость исчезает: “пересохло у меня горло”, “никогда не избыть страха погони и застигнутости”, “узнали этого шатуна”). У костра неожиданно появляется человек (бывший полицай) как шатун-медведь.
- Зачитайте описание незнакомца
- На какие детали портрета, внешности акцентирует внимание автор? (“Заношенные солдатские брюки и китель, большая, от ветхости оранжевая железнодорожная фуражка и растоптанные кирзовые сапоги…”; деталь – за спиной парусиновый мешок – ноша физическая незримо перейдёт в ношу духовную). Герои узнали в нём полицая.
V. Анализ эпизода “Пришелец протягивал соль на ладони”.
- Предлагает он соль или просит о прощении?
- Как поступить? Взять соль у врага или нет? (“выдалась длинная минута тишины”, “появилась боль напряжения в затылке”).
- Ещё одна деталь: как меняется голос Дениса Ивановича на протяжении всей этой встречи (“проговорил каким-то клёклым голосом”, засмеялся “коротко и квохчуще”, спросил “визгливо осатаневшим голосом”, “по-ребячьи обиженно всхлипнул”, а ведь это был человек-кремень).
- Почему Денис Иванович выбросил принятую от пришельца соль в костёр?
3. третья стадия – “ рефлексия”- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
VI. Какие чувства одолевают людей, встретивших врага через много лет после войны? (ненависть, желание убить – главный герой признаётся в своей мысли – аморальность “любого неотмщенного преступления”).
“Бывший полицай каким-то сверхсознательным чувством догадался… и крикнул: - По закону не положено наказывать два раза за одно и то же…”
“Ты же сам убивал, и сам вот жив!.. – шёпотом, горько и потерянно сказал Денис Иванович.
- Непрошеный гость уходит, но “ничего не хотелось – ни есть, ни пить, ни спать… телу сразу же стало неудобно, ломотно, и беспокойно”. Почему? (боль от нахлынувших чувств не даёт заснуть, Денис Иванович даже ушёл из машины; “Вернулся он часа через полтора”).
- Мы, читатели, догадываемся, что всё это время он провёл у костра с бывшим полицаем. Узнал о его жизни “Расстрел дали… потом заменили четвертаком. Шестнадцать отбыл”.)
VII. Возвращаемся к проблеме, поставленной в самом начале урока: простить или нет? Нравственно ли всепрощение? (Мнения учащихся разделились):
- Я думаю, что Лётчик и Денис Иванович простили бывшего полицая, ведь остановили они машину: “ а ну его к чёрту, пускай садится, а? А то плетётся, как мы тогда!..
- Человек, который оступился, с большим трудом возвращается к нормальной жизни.
- Герои очень страдали в плену и никогда не простят тех, кто убивал.
- Простить могут только очень сильные люди.
- Убийство – это то преступление, которому нет прощения.
- Те, кто живёт не по человеческим законам, не имеют права на человеческое отношение.
- Всепрощение недопустимо, за всё надо платить!
- Простить можно искренне раскаявшегося человека.
- Полицай – братоубийца – нет ему прощения.
Какой смысл вкладывает автор в понятие “Вот она наша славянская душа!”?
VIII. Подведём итог урока. К каким же выводам пришли вы?
- Курский писатель К.Д.Воробьёв хотел донести до нас, что человек должен в любых испытаниях оставаться человеком, а значит, уметь сострадать и прощать
- В обществе всегда будут разногласия о всепрощении
- Герои рассказа, возможно, и простили своего врага, но не забыли причинённое им горе.
- “Славянская душа” умеет прощать и сострадать. Именно ей присущи чувства добра и милосердия.
- Нельзя допустить, чтобы ненависть разрушала наши души.
Домашнее задание:
- Сочинение – миниатюра “Нравственно ли всепрощение”?
- Объясните слова Конфуция: “Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством”?
- О чём заставляет задуматься рассказ К.Д. Воробьёва “Уха без соли?”.
- Роль детали в рассказе “Уха без соли” К.Д. Воробьева.
- Роль пейзажа в рассказе.
Тезисы к уроку № 1
1. Урок относится к разделу “Литературное краеведение”
2. Использованы методы: информационный, исследовательский, творческий.
3. Инновационные технологии: технология критического мышления, проблемное обучение.
4. Воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, национального самосознания на краеведческом материале (что особенно важно в современных условиях).
5. Развитие творческих способностей учащихся (сочинение-миниатюра)
Урок № 2
Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10-м классе. Модуль урока по теме: “Испытание длиною в жизнь…” (по повести К.Д. Воробьёва “Почём в Ракитном радости”).
Тема: “Испытание длиною в жизнь…” (по повести К.Д. Воробьева “Почем в Ракитном радости”).
Цель:
- продолжить знакомство учащихся с литературой родного края;
- отработать литературоведческое понятие “хронотоп” (См.: приложение1);
- выяснить, как прослеживаются духовно-нравственные мотивы в повести К.Д.Воробьёва “Почём в Ракитном радости”;
- воспитывать у учащихся чувства понимания, прощения, сострадания.
Задачи урока:
- Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать своё собственное знание. (Известно, ценным является знание, добытое своим трудом).
- Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс целесообразно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности).
Оборудование: репродукция картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”, рисунки учащихся к повести, таблица-схема с понятием “хронотоп”, толковый словарь С.И.Ожегова.
Эпиграфы:
“Невинная вина” “блудного сына”
А.Е. Кедровский.
Жизнь - благо, и бремя её легко
К.Д. Воробьёв.
Приветствие учителя. Сегодня мы продолжаем цикл уроков по литературному краеведению. А начать мне хотелось бы со слов Е.И. Носова: “К.Д. Воробьёв принадлежит к тем не частым писателям, которые потом многократно перечитываются. Уже известно, чем начинается и чем заканчивается то или иное произведение, а вот почему-то опять тянет к книге, хочется перелистать ещё и ещё. И это повторное, уже неспешное, углублённое постижение художника не менее радостно, нежели изначальное его открытие”. А почему?
- Да потому, что ищем и находим в его произведениях ответы на вечные вопросы:
- Почему люди предают друг друга?
- Что такое настоящая любовь?
- Где взять силы, чтобы выстоять в нечеловеческих условиях?
- Что такое искупление, возмездие, прощение, покаяние?
- Почему “вина невинная” – нам предстоит выяснить, второй эпиграф-это слова Воробьёва, и тоже есть над чем подумать, порассуждать;
- А сочетание “блудный сын” (из библейской притчи)? (Показать репродукцию картины Рембрандта).
Помогать в течение урока мне будут ассистенты.
ХОД УРОКА
Прогнозирование по названию.
Повесть называется “Почём в Ракитном радости”. Как вы думаете, о чём она?
- На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
- Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?
- Работа с художественным текстом. Сегодня мы вместе осмыслим, вникнем в повесть К.Воробьёва, но читать будем не как обычно, а с остановками.
В данной части урока реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:
- чтение текста от “остановки до остановки”;
- вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
- ответ - предположение, его обоснование.
Итак, продолжаем знакомство с писателем, поговорим о мастерстве писателя.
Повесть прочитана, и я думаю, что
именно это, первое прочтение,
вызвало у вас эмоциональный отклик. Поделитесь
впечатлениями (ответы учащихся):
- читать Воробьёва - большая духовная работа;
- автобиографично;
- в описаниях природы мы узнаём неброскую прелесть и очарование родных мест (лаконичная, простые описания).
- Сама повесть построена как мозаика разнородных впечатлений: воспоминания автора, внутренний монолог, лирические откровения;
- сложная композиция (несколько сюжетных линий). По времени мы и в сегодняшнем дне, и в прошлом (т.е. вводится ретроспективная часть);
- много рассуждений о небе (небо – символ высокого и справедливого в жизни, символ высшего суда во всём);
- удивительное сравнение “День казался крашеным яйцом” и т.д.
Ассистенты, есть что добавить? / читает из “Сборника мудрых мыслей” (учащиеся составляли его самостоятельно):
а) “Детство - это посох, с которым человек входит в жизнь...”
б) “...не все внезапные радости под силу человека, не каждый подарок можно увезти на “Волге”” и т.д.
Учитель:
Ребята, а вы заметили, что автор не разбивает повесть на отдельные главки, но тем не менее мы имеем дело с хронотопом дороги (т.е. продолжаем работу над литературоведческим понятием), который определяется: (показать схему-таблицу) – движением персонажей;
- встречами с людьми;
- преодолением препятствий;
- достижением конечной цели.
Итак, произведение многопланово: выделим сюжетную линию.
К.Останков едет в родное село Ракитное, где не был 25 лет. Покинул поспешно, т.к. оказался “невольным виновником” трагической судьбы своего дяди Мирона Останкова. А сейчас он едет поквитаться с неким Косьянкиным, который в угоду властям извратил события, подвёл невинного человека под статью “расстрел”, а самого героя Константина Останкова оставил на годы с муками совести, потому что он - Кузьма написал в районную газету статью.
Ассистенты добавляют:
- Повесть отражает события 1937г. – историки называют это время “жёстким и жестоким”, пик политических репрессий, уничтожение культуры...
- Прочитав повесть, мы узнаём, что она не о возмездии, а о покаянии.
Учитель: Герой понимает, что он должен побывать в родных местах, пообщаться с земляками, заглянуть в их души. Мы вместе с героем попробуем проследить дорогу в отчий дом, наверное, это дорога жизни человека с её истоками и переживаниями.
(Первая остановка).
Начинаем движение главного героя:
- Почему она такая долгая? (говорит о сокровенном, передуманном 1000 раз!);
- Как вы понимаете слова: “В Ракитное еду как на суд...”?
- Итак, диалог с прошлым начинается с самых первых строк. Докажите! Анализируя эпизоды обращаем внимание на детали описания, на то, как автор раскрывает внутренний мир персонажей.
- Встреча со старушкой (“что-то выделывало моё сердце”, “икона, цепочка из скрепок, парафиновая свеча подействовали ободряюще”, “смотрела как-то соучастно-родственно” и т.д.)
Вывод: (его потрясла человеческая доброта; люди забыли и простили).
- Не случайно вслед за этим идёт описание Ракитного, воспоминания о песнях, которые не пелись, а кричались. (Яркая цветовая палитра, ощущение полноты жизни).
- Какая деталь в описании подчёркивает внутреннее состояние героя? Посмотрим, насколько вы внимательные читатели. (“День казался крашеным яйцом”)
(Пасхальное яйцо - символ Пасхи, воскрешения Христа, рождения ново! жизни; каждый новый день несёт красоту, добро, веру).
(Вторая остановка).
- А мы следуем дальше за героем-повествователем (мы идём по одной дороге с ним) и попадаем в Медведовку (“ни за что доброе не цеплялась моя память”) – всплывают события рокового 1937 года.
- Обращаемся к нашему хронотопу: 2-ой и 3-ий этапы следуют параллельно. Я просила вас подобрать вопросы к этим двум этапам (ассистенты передали листочки с вопросами).
Поработаем над ними (некоторые предлагаю для общего обсуждения):
- Какое чувство испытывает герой при виде плотников? (Радость труд душа не очерствела);
- Преодоление препятствий. Где и как они проявляются? (Сомнения: “повернуть ли назад?”);
(Третья остановка).
- Следуя за героем, мы оказываемся на кладбище. Проанализируйте эту сцену. (Работа над словом: знобящий* восторг; без прошлого не может быть настоящего и будущего);
- Верующий ли человек Константин Останков? (Да, он живет, соизмеряя каждое свое слово, мысль правдой Божьей, он всеми силами души стремится к покаянию).
Ассистент добавляет: “сохранил чистоту” в сердце - из наставлений Серафима Саровского.
(Четвёртая остановка)
Учитель:
А далее опять встреча с детьми, из разговора с которыми герой узнаёт, что его дядя Мирон Петрович Останков жив.
Заглянем в глубинки души героя-повествователя:
- Какой приём использует автор? (Идёт внутренний монолог: “Он встал передо мной как искупление”* (заслужить прощение), возмездие* (оплата, кара за преступление, за злые дела) (Работа с толковым словарём).
- И вновь внутренние препятствия... (“тот дядя Мирон расстрелянный простил, и мы помирились; ...как быть с живым дядей Мироном, с лысым мирошником* (мельник, диалектное)”).
(Пятая остановка).
- Кульминационный момент. (“Встреча с прошлым” (выразительное чтение)).
- Ещё одно препятствие – самое трудное – встреча с прошлым.
- Как автор подчёркивает, что героя переполнили чувства? (дядя Мирон простил, а умение прощать – величайшая черта человека, как и умение покаяться: “Ну что ты означал тогда в моей беде...?”).
- Я попросила двух ассистентов нарисовать иллюстрации к повести. Посмотрим! (Идёт работа с рисунками: тёмные краски (“Возвращение “блудного” сына”; “Очная ставка” – ставка с прошлым)) (Один из рисунков в тёмных тонах, другой в светлых – почему?).
- Что вы можете сказать о дяде Мироне?
- обладает удивительным нравственным чутьём;
- истинный духовный наставник;
- умеет прощать “Вольные и невольные” прегрешения; стал исцелителем души К. Останкова и т.д.
Ещё один интересный вопрос: назовите основные черты характера Константина Останкова?
- совестливость, правдивость, сумел сберечь душевную зоркость, нравственную чистоту;
- сохранил в душе основные библейские заповеди: покаяние, прощение, сострадание;
- выстрадал для себя истину - смысл жизни в единении людей, в их служении друг другу и т.д.
- Какие радости испытывает герой на пути к покаянию? (Радость общения с тёткой, родной хатой).
- Каким мы видим героя в конце повести? (Испытание жизнью выдержал достойно).
(Шестая остановка)
Возвратимся к эпиграфу. Перечитаем, (бремя* – тяжесть, но оно легко, герой преодолел жизненные препятствия (25 лет ходил с клеймом “убийцы”, знал, что заменили (10 лет)), душа просветлилась).
- Состояние “бесконечного счастья”, которое переживает герой в конце повести, это чудо? случайность? закономерность? (Нет, выстраданное воздаяние за то, что сумел сохранить в себе душу, любовь к людям, веру в добро).
- Закрываем последнюю страницу повести.
Домашнее задание: сочинение – миниатюра: “Как сохранить человеческое достоинство в наше нелёгкое время”, Основные мысли, на которые вы будете опираться, запишите в форме тезисов (учащиеся записывают):
- не быть равнодушным, относиться к другим...;
- покаяние, понимание, сострадание, вера поможет моему ровеснику в такое нелёгкое для России время;
- сострадание – непременное условие жизни; – отношение к ближнему и т.д.
Подведём итог сегодняшнему уроку:
Герой достойно прошёл путь испытаний, выдержал их совестью и памятью.
Выставление оценок 5-7 учащимся, у остальных проверю сочинения-миниатюры.
Закончились хождения души по мытарствам, через нравственное падение мучительные тяготы и лишения человек вновь совершает восхождение по духовному пути.
См. приложение.
Тезисы к уроку № 2
- Урок по литературному краеведению в 10 классе продолжает знакомство с литературой родного края.
- Технология развития критического мышления.
- Рассматриваются основные понятия, что такое искупление, возмездие, прощение, покаяние.
- Важно, чтобы каждый ребенок ответил для себя на вопрос: “Как сохранить человеческое достоинство в наше непростое время?”