Понятие "грамотность чтения" имеет широкий смысл: это не техника чтения как таковая, но прежде всего способность к пониманию разных видов текста и рефлексии на основе прочитанного. В рамках своих возрастных и психофизиологических особенностей учащийся должен уметь размышлять над содержанием текста, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном, использовать его в жизненных ситуациях. Таким образом, грамотность чтения не является неделимой единицей, а выступает как постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, в условиях школы называемая общеучебными знаниями, умениями и навыками.
С учебным текстом (текстом из учебника в научном/научно-популярном стиле) учащиеся школы сталкиваются ежедневно: работа с текстом используется как в урочной деятельности, так и при выполнении домашних заданий. В широком смысле умение учащихся работать с текстом является основой получения качественных знаний, поэтому постоянная диагностика сформированности грамотности чтения позволит педагогу вовремя вносить коррективы в учебный процесс.
Цель контрольной работы: на основе учебного научно-публицистического текста определить уровень сформированность грамотности чтения.
Задачи контрольной работы:
- выявить уровень ОУУН (понимание прочитанного, умение выделять главное, делать вывод, сопоставлять понятия, адекватно пользоваться словарным запасом, внимание, память), актуализируемых в процессе работы над учебным научно-популярным текстом,
- изучить характер трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.
Данная контрольная работа является диагностической по цели, тестовой по форме и развивающей по характеру.
Ход урока
Прочитай внимательно текст.
Молоко - это настоящее чудо природы. О целительной силе молока известно издревле и во всех уголках нашей планеты. В большинстве стран мира принято использовать в пищу коровье молоко, а там, где не разводят коров или погодные условия суровы, в пищу используется оленье, козье молоко, а также кумыс (кобылье молоко). Молоко - основа огромного количества молочных, молочнокислых и молокосодержащих продуктов питания: сыров, творога, простокваши, ряженки, кефира, мороженого, молочных коктейлей, детских смесей. Молоко - единственный в природе пищевой продукт, в котором есть всё необходимое для пропитания человека, недаром его называют универсальной пищей. Особенно полезно молоко детям, потому что оно богато кальцием и фосфором, а они полезны для роста костей, а также витамином А, который полезен для зрения. В прошлые века молоко активно использовалось как лекарственное средство от туберкулёза, так как молочные белки способны убивать вредоносные бактерии. Да и сегодня рабочим вредных цехов полагается бесплатное молоко.
1. Подчеркни название, наиболее полно отражающее содержание текста. Как бы ты озаглавил этот текст? Напиши своё название в последней строчке.
Молоко.
Полезные свойства молока.
Молоко - самая древняя пища человека.
Молоко - настоящее чудо природы.
2. Сопоставь левые и правые строки таблицы. Поставь между ними знак =, если левая и правая строки говорят об одном и том же, но по-разному.
издревле | с незапамятных времён | |
полностью состоит из молока | молокосодержащий | |
полезный для здоровья | целительный | |
много десятилетий | издревле | |
содержит немного молока | молокосодержащий |
3. Объясни кратко, почему жители Свердловской области не употребляют в пищу кумыс и оленье молоко?
4. Используя текст и таблицу, выведи краткое определение, что значит молокосодержащие продукты.
Молочные продукты | Молочнокислые продукты | Молокосодержащие продукты |
Молоко Сгущённое молоко Сливки Кумыс |
Кефир Ряженка Творог "Снежок" |
Мороженое "Растишка" "Киндер-сюрприз" Молочный коктейль Молочный суп |
Молокосодержащие продукты -
5. Опираясь на текст, объясни своими словами, что означает универсальная пища.
6. Объясни, почему молоко особенно полезно для маленьких детей.
Этапы выполнения контрольной работы:
Чтение учащимися текста и выполнение заданий (лист 1) - 40 мин.
Сдача листа с выполненными заданиями учителю
Заполнение анкеты (лист 2) - 5 мин.
Оценка результатов:
Список учащихся |
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание5 | Задание 6 | Общее кол-во баллов |
Умение выделять главное в тексте | Умение сопоставлять понятия; словарный запас | Умение ориентироваться в тексте, рассуждать; логика, доказательность | Умение рассуждать, делать выводы, выделять нужную информацию | Умение рассуждать, делать выводы, выделять нужную информацию; терминологическая грамотность | Умение преобразовывать текст по заданным параметрам, строить связное высказывание; логика рассуждения | ||
1 - 2 б. | 1 - 2 - 3 б. | 1 - 2 - 3 б. | 1 - 2 - 3 б. | 1 - 2 - 3 б. | 1 - 2 - 3 б. | 0 - 17 б. | |
Общее кол-во баллов |