Грамотность чтения (контрольная работа для учащихся 5-х классов)

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Понятие "грамотность чтения" имеет широкий смысл: это не техника чтения как таковая, но прежде всего способность к пониманию разных видов текста и рефлексии на основе прочитанного. В рамках своих возрастных и психофизиологических особенностей учащийся должен уметь размышлять над содержанием текста, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном, использовать его в жизненных ситуациях. Таким образом, грамотность чтения не является неделимой единицей, а выступает как постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, в условиях школы называемая общеучебными знаниями, умениями и навыками.

С учебным текстом (текстом из учебника в научном/научно-популярном стиле) учащиеся школы сталкиваются ежедневно: работа с текстом используется как в урочной деятельности, так и при выполнении домашних заданий. В широком смысле умение учащихся работать с текстом является основой получения качественных знаний, поэтому постоянная диагностика сформированности грамотности чтения позволит педагогу вовремя вносить коррективы в учебный процесс.

Цель контрольной работы: на основе учебного научно-публицистического текста определить уровень сформированность грамотности чтения.

Задачи контрольной работы:

  • выявить уровень ОУУН (понимание прочитанного, умение выделять главное, делать вывод, сопоставлять понятия, адекватно пользоваться словарным запасом, внимание, память), актуализируемых в процессе работы над учебным научно-популярным текстом,
  • изучить характер трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.

Данная контрольная работа является диагностической по цели, тестовой по форме и развивающей по характеру.

Ход урока

Прочитай внимательно текст.

Молоко - это настоящее чудо природы. О целительной силе молока известно издревле и во всех уголках нашей планеты. В большинстве стран мира принято использовать в пищу коровье молоко, а там, где не разводят коров или погодные условия суровы, в пищу используется оленье, козье молоко, а также кумыс (кобылье молоко). Молоко - основа огромного количества молочных, молочнокислых и молокосодержащих продуктов питания: сыров, творога, простокваши, ряженки, кефира, мороженого, молочных коктейлей, детских смесей. Молоко - единственный в природе пищевой продукт, в котором есть всё необходимое для пропитания человека, недаром его называют универсальной пищей. Особенно полезно молоко детям, потому что оно богато кальцием и фосфором, а они полезны для роста костей, а также витамином А, который полезен для зрения. В прошлые века молоко активно использовалось как лекарственное средство от туберкулёза, так как молочные белки способны убивать вредоносные бактерии. Да и сегодня рабочим вредных цехов полагается бесплатное молоко.

1. Подчеркни название, наиболее полно отражающее содержание текста. Как бы ты озаглавил этот текст? Напиши своё название в последней строчке.

Молоко.

Полезные свойства молока.

Молоко - самая древняя пища человека.

Молоко - настоящее чудо природы.

2. Сопоставь левые и правые строки таблицы. Поставь между ними знак =, если левая и правая строки говорят об одном и том же, но по-разному.

издревле   с незапамятных времён
полностью состоит из молока   молокосодержащий
полезный для здоровья   целительный
много десятилетий   издревле
содержит немного молока   молокосодержащий

3. Объясни кратко, почему жители Свердловской области не употребляют в пищу кумыс и оленье молоко?

4. Используя текст и таблицу, выведи краткое определение, что значит молокосодержащие продукты.

Молочные продукты Молочнокислые продукты Молокосодержащие продукты
Молоко

Сгущённое молоко

Сливки

Кумыс

Кефир

Ряженка

Творог

"Снежок"

Мороженое

"Растишка"

"Киндер-сюрприз"

Молочный коктейль

Молочный суп

Молокосодержащие продукты -

5. Опираясь на текст, объясни своими словами, что означает универсальная пища.

6. Объясни, почему молоко особенно полезно для маленьких детей.

Этапы выполнения контрольной работы:

Чтение учащимися текста и выполнение заданий (лист 1) - 40 мин.

Сдача листа с выполненными заданиями учителю

Заполнение анкеты (лист 2) - 5 мин.

Оценка результатов:

Список

учащихся

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание5 Задание 6 Общее

кол-во баллов

Умение выделять главное в тексте Умение сопоставлять понятия; словарный запас Умение ориентироваться в тексте, рассуждать; логика, доказательность Умение рассуждать, делать выводы, выделять нужную информацию Умение рассуждать, делать выводы, выделять нужную информацию; терминологическая грамотность Умение преобразовывать текст по заданным параметрам, строить связное высказывание; логика рассуждения
1 - 2 б. 1 - 2 - 3 б. 1 - 2 - 3 б. 1 - 2 - 3 б. 1 - 2 - 3 б. 1 - 2 - 3 б. 0 - 17 б.
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Общее кол-во баллов