Самоанализ учебного занятия с использованием ИКТ (ЦОР) и компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)
Класс: 6
Изучаемая тема: Мир путешествий и приключений
Тема и тип учебного занятия: Приключенческая литература в нашем чтении
Каково место учебного занятия (УЗ) в изучаемой теме? Первое занятие по теме и итоговое.
Как разрабатываемое учебное занятие связано с предыдущим? Изучение особенностей литературных жанров.
Как разрабатываемое учебное занятие работает на будущее? Дети могут стать помощниками в проведении уроков.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во учеников; кол-во слабоуспевающих, средних и сильных учащихся)
В данном классе дети разно уровневые. Из 26 детей 6 учащихся могут заниматься по предмету на "5"; 6 - на "4"; остальные - удовлетворительно.
Какие особенности учащихся были учтены Вами при разработке учебного занятия? Дети в классе активны, любознательны. Класс дружный, дети умеют поддержать друг друга в трудную минуту, откликаются на просьбы о помощи. Работая в группах, внимательны к отстающим.
Цели и задачи, которые Вы ставили при разработке учебного занятия.
Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.
Задачи:
- Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
- Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
- Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ
- Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
Отбор дидактического и учебного материала, методов и форм обучения в соответствии с поставленными целями
Цель | Дидактические и учебные материалы | Методы | Формы | Результат |
Выявить особенности приключенческой
литературы, используя предложенные источники
информации. Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу". Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу. |
Литературоведческие словари, интернет,
произведения различных писателей Составление вопросов для опроса населения Слайды, предложенные учителем |
Частично-поисковый; исследовательский Частично-поисковый; исследовательский Частично-поисковый |
Самостоятельная работа в группах Самостоятельная работа в группах
Индивидуальная самостоятельная работа |
Оформление результатов
исследовательской работы с использованием ИКТ Оформление результатов исследовательской работы с использованием ИКТ Сравнительная таблица |
Оценка достижения поставленных целей. Какие Ваши действия помогли Вам достичь поставленных целей? Если поставленные цели не были достигнуты, то что, на Ваш взгляд, помешало их достижению? Что можно изменить в вашем учебном занятии для того, чтобы поставленные Вами цели были достигнуты.
В результате проведенной работы дети оформили сравнительную таблицу, что показало их умение отличать приключенческую литература от литературы других жанров. Данная исследовательская работа заинтересовала большинство учащихся класса. Дети с интересом подбирали необходимый материал, задавали вопросы, решали проблемы. К сожалению не все учащиеся класса приняли участие в исследовании (отстающие дети). Думаю, что им необходимо предлагать более легкие задания.
Фрагменты учебного занятия, на которых использовались ИКТ (ЦОР)
Фрагмент УЗ | Используемые ИКТ (ЦОР) | Какие задачи решает (что позволяет сделать) | Обоснование необходимости применения ИКТ (ЦОР) |
Вводное занятие Самостоятельная работа в группах Заключительное занятие Выступление учащихся |
Слайды Интернет, Word и Power Poin Слайды Демонстрация работ с использованием ИКТ |
Эстетичное оформление работы Умение самостоятельно работать в группах, использовать доступные ресурсы Эстетичное оформление работы Публичное выступление |
Наглядность Развитие самостоятельной деятельности Наглядность, проверка работы Умение строить свой ответ, используя собранный материал |
Какие компетентности предполагалось сформировать у учеников в ходе проведения данного занятия? коммуникативная компетентность; публичное выступление; 2 уровень; информационная компетентность; извлечение первичной информации; 1 уровень
Как разработанные к данному учебному занятию КОЗ сработали на формирование запланированных компетентностей? Дети с заданиями справились, запланированные компетентности сформированы.
Что-то еще, о чем "не могу молчать"
Всем учащимся класса данная работа понравилась; совместно с учащимися запланировали создать проект по теме "Родная природа в стихах русских поэтов" (май).
Проектная деятельность на уроках литературы.
План - конспект урока по теме: Приключенческая литература в нашем чтении. (2 часа)
Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.
Задачи:
- Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
- Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
- Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ.
- Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
1 занятие
Вступительное слово учителя. Слайд 1,2, 3
Мозговой штурм. Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь? Слайд 4 =>
Тема проекта: Приключенческая литература в нашем чтении. Слайд 5
Темы индивидуальных исследований. (Предлагаются детьми - слайд 6)
Деление детей по группам, выбор командира, распределение ролей.
Составление и обсуждение плана работы. Слайд 7
2 занятие
- Вступительное слово
- Представление работ
- Используя 2 слайд, оценка детьми полученных работ
- Работа по проблемным вопросам учебной темы.
Слайд 3
Частные вопросы - слайд 4 - Оформление и проверка сравнительной таблицы - слайд 5, 6
- Работа с решением КОЗ. Слайды 7-10
- Рефлексия
- Понравилась ли такая форма работы?
- Предложите свою тему для проекта
- Твои вопросы по проекту
№ слайда | Действие учителя | Действие ученика |
1 этап работы над проектом | ||
№1 | Вступительное слово | Внимательно слушают |
№2 | комментарии | Запись оценки работы |
№3 | Слово учителя | Внимательно слушают |
№4 | Вопрос учителя (мозговой штурм) | Выдвижение гипотиз |
№5 | комментарии | Формулировка темы проекта |
№6 | комментарии | Определение тем для индивидуальных исследований |
№7 | комментарии | Работа над планом работы в группах |
2 этап работы над проектом | ||
№1 | Вступительное слово | Внимательно слушают |
№2 | Слово учителя | Запись на отдельных листочках критерий оценок |
Оценивает выступление учащихся | Выступление команд, оценка друг друга | |
№3 | Задает проблемные вопросы | отвечают |
№4 | Задает частные вопросы | отвечают |
№5 | Комментарии к оформлению сравнительной таблицы | Заполняют сравнительную таблицу |
№6 | Самопроверка сравнительной таблицы | |
№7 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление |
№8 | комментарии | Оценивание друг друга |
№9 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление результата |
№10 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление результата |
№ слайда | Действия учителя | Действие учащегося |
1 этап работы над проектом | ||
№1 | Вступительное слово | Внимательно слушают |
№2 | Комментарии учителя по выполнению работ | Запись в тетради критерий оценивания |
№3 | Слово учителя | Внимательно слушают |
№4 | Мозговой штурм (учитель задает проблемный вопрос) | Выдвигают гипотизы |
№5 | Выбор темы проекта | Выбор темы проекта |
№6 | Задание учащимся: разбить тему на подтемы | Выдвижение и выбор тем для индивидуальных исследований |
№7 | Обсуждение плана работы в группах | Обсуждение плана работы в группах |
2 этап работы над проектом | ||
№1 | Вступительное слово учителя | Дети внимательно слушают |
№2 | Комментарии к оцениванию творческих работ | Запись критериев на отдельном листочке (сдать листочки в конце урока) |
Оценивание работ учащихся | Выступление команд | |
№3 | Комментарии к решению проблемных вопросов | Ответы учащихся |
№4 | Комментарии к решению частных вопросов | Ответы учащихся |
№5 | Комментарии к заполнению сравнительной таблицы | Заполнение сравнительной таблицы |
№6 | Самостоятельная проверка сравнительной таблицы | |
№7 | Комментарии к решению КОЗ | Деление по группам |
№8 | Комментарии к оцениванию КОЗ | Представления ребят |
№9 | Комментарии к решению КОЗ | Деление по группам |
№10 | Комментарии к решению КОЗ | Выступление ребят |
рефлексия | Комментарии к заполнению анкеты | Заполнение анкеты |
Визитная карточка
Автор предлагаемой разработки учебного занятия |
Фамилия, имя, отчество автора
(полностью): Гердт Светлана Валерьевна Город (село), район: с. Высотино, Сухобузимского района Номер и название школы: МОУ "Высотинская сош |
Предмет, в рамках которого разрабатывается учебное занятие |
литература |
Возраст учащихся (класс) |
11-13 лет, 6 класс |
Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие |
Мир путешествий и приключений |
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы |
Навыки самостоятельной деятельности
развиты не на достаточном уровне; Не все дети умеют сотрудничать друг с другом, работать в группе (умение слушать, воспринимать, отстаивать свою точку зрения, передавать материал); Недостаточное умение оценивать свою работу в группе и работу товарища; Недостаточное умение выбирать нужную информацию; Неумение представлять свою работу, отстаивать собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы; Недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности; Недостаточное умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному. |
Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем. |
Организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся в группах для обобщения и систематизации знаний, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии. Подвести учащихся к пониманию "приключенческой литературы". |
Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие. |
Используя экспериментальную работу, вовлечь детей; в классе дети разного уровня, с разными способностями, создавая ситуацию успеха, повысить интерес к предмету |
Тема учебного занятия |
Приключенческая литература в нашем чтении |
Цели учебного занятия и задачи, позволяющие достичь поставленные цели |
Цели: Через исследовательскую и
проектную деятельность учащихся, используя
экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять
отличие "приключенческой литературы" от
литературы других жанров. Задачи:
|
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников) |
|
Перечень
критериев/инструментов проверки достижения планируемых результатов |
Оценка презентации:
Оценка устных выступлений:
Понравилась ли такая форма работы? Предложите свою тему для проекта Твои вопросы по проекту Оцени свою работу в проекте |
Время, необходимое для реализации учебного занятия |
2 часа |
Требуемые ресурсы (человеческие и технические) |
Учащиеся; компьютер; фотоаппарат; видеокамера |
Исполнители |
Учитель; ученики |
Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии |
Поиск информации по теме и представление результатов в виде выступлений |
Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов |
Триада вопросов Основополагающий вопрос - Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь? Проблемные вопросы учебной темы:
В чем заключается отличие приключенческой литературы от литературы других жанров? Частные вопросы:
Представьте, что вы в Кентервильском замке Вы: один из близнецов; мисисс Отис; Вашингтон; Вирджиния; Расскажите свою историю встречи с привидением, основываясь на события в рассказе (1 рассказывает - остальные слушают, комментируют, добавляют); Презентуйте придуманный миф в форме небольшого представления; Выступление 3-5 минут. Будьте готовы ответить на вопросы. Критерии оценивания:
Прочитайте отрывок . Как бы вы назвали данный отрывок? О каком событии говорится? Что предшествовало данному событию? Какова развязка события? Все были крайне встревожены и не знали, что предпринять, когда вдруг мистер Отис вспомнил, что позволил цыганскому табору остановиться у него в поместье. Он тотчас отправился со старшим сыном и двумя работниками в Блэкфельский лог, где, как он знал, стояли цыгане. Маленький герцог, страшно взволнованный, во что бы то ни стало хотел идти с ними, но мистер Отис боялся, что будет драка, и не взял его. |