Приключенческая литература в нашем чтении (проектная деятельность на уроках)

Разделы: Литература


Самоанализ учебного занятия с использованием ИКТ (ЦОР) и компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)

Класс: 6

Изучаемая тема: Мир путешествий и приключений

Тема и тип учебного занятия: Приключенческая литература в нашем чтении

Каково место учебного занятия (УЗ) в изучаемой теме? Первое занятие по теме и итоговое.

Как разрабатываемое учебное занятие связано с предыдущим? Изучение особенностей литературных жанров.

Как разрабатываемое учебное занятие работает на будущее? Дети могут стать помощниками в проведении уроков.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во учеников; кол-во слабоуспевающих, средних и сильных учащихся)

В данном классе дети разно уровневые. Из 26 детей 6 учащихся могут заниматься по предмету на "5"; 6 - на "4"; остальные - удовлетворительно.

Какие особенности учащихся были учтены Вами при разработке учебного занятия? Дети в классе активны, любознательны. Класс дружный, дети умеют поддержать друг друга в трудную минуту, откликаются на просьбы о помощи. Работая в группах, внимательны к отстающим.

Цели и задачи, которые Вы ставили при разработке учебного занятия.

Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.

Задачи:

  1. Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
  2. Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
  3. Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ
  4. Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.

Отбор дидактического и учебного материала, методов и форм обучения в соответствии с поставленными целями

Цель Дидактические и учебные материалы Методы Формы Результат
Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.

Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".

Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.

Литературоведческие словари, интернет, произведения различных писателей

Составление вопросов для опроса населения

Слайды, предложенные учителем

Частично-поисковый; исследовательский

Частично-поисковый; исследовательский

Частично-поисковый

Самостоятельная работа в группах

Самостоятельная работа в группах

 

Индивидуальная самостоятельная работа

Оформление результатов исследовательской работы с использованием ИКТ

Оформление результатов исследовательской работы с использованием ИКТ

Сравнительная таблица

Оценка достижения поставленных целей. Какие Ваши действия помогли Вам достичь поставленных целей? Если поставленные цели не были достигнуты, то что, на Ваш взгляд, помешало их достижению? Что можно изменить в вашем учебном занятии для того, чтобы поставленные Вами цели были достигнуты.

В результате проведенной работы дети оформили сравнительную таблицу, что показало их умение отличать приключенческую литература от литературы других жанров. Данная исследовательская работа заинтересовала большинство учащихся класса. Дети с интересом подбирали необходимый материал, задавали вопросы, решали проблемы. К сожалению не все учащиеся класса приняли участие в исследовании (отстающие дети). Думаю, что им необходимо предлагать более легкие задания.

Фрагменты учебного занятия, на которых использовались ИКТ (ЦОР)

Фрагмент УЗ Используемые ИКТ (ЦОР) Какие задачи решает (что позволяет сделать) Обоснование необходимости применения ИКТ (ЦОР)
Вводное занятие

Самостоятельная работа в группах

Заключительное занятие

Выступление учащихся

Слайды

Интернет, Word и Power Poin

Слайды

Демонстрация работ с использованием ИКТ

Эстетичное оформление работы

Умение самостоятельно работать в группах, использовать доступные ресурсы

Эстетичное оформление работы

Публичное выступление

Наглядность

Развитие самостоятельной деятельности

Наглядность, проверка работы

Умение строить свой ответ, используя собранный материал

Какие компетентности предполагалось сформировать у учеников в ходе проведения данного занятия? коммуникативная компетентность; публичное выступление; 2 уровень; информационная компетентность; извлечение первичной информации; 1 уровень

Как разработанные к данному учебному занятию КОЗ сработали на формирование запланированных компетентностей? Дети с заданиями справились, запланированные компетентности сформированы.

Что-то еще, о чем "не могу молчать"

Всем учащимся класса данная работа понравилась; совместно с учащимися запланировали создать проект по теме "Родная природа в стихах русских поэтов" (май).

Проектная деятельность на уроках литературы.

План - конспект урока по теме: Приключенческая литература в нашем чтении. (2 часа)

Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.

Задачи:

  1. Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
  2. Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
  3. Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ.
  4. Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.

1 занятие

Презентация 1.

Презентация 2.

Вступительное слово учителя. Слайд 1,2, 3

Мозговой штурм. Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь? Слайд 4 =>

Тема проекта: Приключенческая литература в нашем чтении. Слайд 5

Темы индивидуальных исследований. (Предлагаются детьми - слайд 6)

Деление детей по группам, выбор командира, распределение ролей.

Составление и обсуждение плана работы. Слайд 7

2 занятие

  1. Вступительное слово
  2. Представление работ
  3. Используя 2 слайд, оценка детьми полученных работ
  4. Работа по проблемным вопросам учебной темы. Слайд 3
    Частные вопросы - слайд 4
  5. Оформление и проверка сравнительной таблицы - слайд 5, 6
  6. Работа с решением КОЗ. Слайды 7-10
  7. Рефлексия
  • Понравилась ли такая форма работы?
  • Предложите свою тему для проекта
  • Твои вопросы по проекту
№ слайда Действие учителя Действие ученика
1 этап работы над проектом
№1 Вступительное слово Внимательно слушают
№2 комментарии Запись оценки работы
№3 Слово учителя Внимательно слушают
№4 Вопрос учителя (мозговой штурм) Выдвижение гипотиз
№5 комментарии Формулировка темы проекта
№6 комментарии Определение тем для индивидуальных исследований
№7 комментарии Работа над планом работы в группах
2 этап работы над проектом
№1 Вступительное слово Внимательно слушают
№2 Слово учителя Запись на отдельных листочках критерий оценок
  Оценивает выступление учащихся Выступление команд, оценка друг друга
№3 Задает проблемные вопросы отвечают
№4 Задает частные вопросы отвечают
№5 Комментарии к оформлению сравнительной таблицы Заполняют сравнительную таблицу
№6   Самопроверка сравнительной таблицы
№7 Комментирование КОЗ Деление на группы и представление
№8 комментарии Оценивание друг друга
№9 Комментирование КОЗ Деление на группы и представление результата
№10 Комментирование КОЗ Деление на группы и представление результата

 

№ слайда Действия учителя Действие учащегося
1 этап работы над проектом
№1 Вступительное слово Внимательно слушают
№2 Комментарии учителя по выполнению работ Запись в тетради критерий оценивания
№3 Слово учителя Внимательно слушают
№4 Мозговой штурм (учитель задает проблемный вопрос) Выдвигают гипотизы
№5 Выбор темы проекта Выбор темы проекта
№6 Задание учащимся: разбить тему на подтемы Выдвижение и выбор тем для индивидуальных исследований
№7 Обсуждение плана работы в группах Обсуждение плана работы в группах
2 этап работы над проектом
№1 Вступительное слово учителя Дети внимательно слушают
№2 Комментарии к оцениванию творческих работ Запись критериев на отдельном листочке (сдать листочки в конце урока)
  Оценивание работ учащихся Выступление команд
№3 Комментарии к решению проблемных вопросов Ответы учащихся
№4 Комментарии к решению частных вопросов Ответы учащихся
№5 Комментарии к заполнению сравнительной таблицы Заполнение сравнительной таблицы
№6   Самостоятельная проверка сравнительной таблицы
№7 Комментарии к решению КОЗ Деление по группам
№8 Комментарии к оцениванию КОЗ Представления ребят
№9 Комментарии к решению КОЗ Деление по группам
№10 Комментарии к решению КОЗ Выступление ребят
рефлексия Комментарии к заполнению анкеты Заполнение анкеты

Работы учеников.

Визитная карточка

Автор предлагаемой разработки учебного занятия
Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Гердт Светлана Валерьевна

Город (село), район: с. Высотино, Сухобузимского района

Номер и название школы: МОУ "Высотинская сош

Предмет, в рамках которого разрабатывается учебное занятие
литература
Возраст учащихся (класс)
11-13 лет, 6 класс
Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие
Мир путешествий и приключений
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы
Навыки самостоятельной деятельности развиты не на достаточном уровне;

Не все дети умеют сотрудничать друг с другом, работать в группе (умение слушать, воспринимать, отстаивать свою точку зрения, передавать материал);

Недостаточное умение оценивать свою работу в группе и работу товарища;

Недостаточное умение выбирать нужную информацию;

Неумение представлять свою работу, отстаивать собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы;

Недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности;

Недостаточное умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному.

Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем.
Организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся в группах для обобщения и систематизации знаний, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии. Подвести учащихся к пониманию "приключенческой литературы".
Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие.
Используя экспериментальную работу, вовлечь детей; в классе дети разного уровня, с разными способностями, создавая ситуацию успеха, повысить интерес к предмету
Тема учебного занятия
Приключенческая литература в нашем чтении
Цели учебного занятия и задачи, позволяющие достичь поставленные цели
Цели: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.

Задачи:

  • Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
  • Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
  • Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ.
  • Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)
  • создание документа
  • создание презентации
  • умение задавать вопросы и отвечать на них
Перечень критериев/инструментов
проверки достижения планируемых результатов
Оценка презентации:
  • Интересный материал
  • Красивое оформление
  • Логичность подачи материала
  • Подача презентации

Оценка устных выступлений:

  • Четкая, понятная речь
  • Правильная подача материала
  • Выразительность, эмоциональность

Понравилась ли такая форма работы?

Предложите свою тему для проекта

Твои вопросы по проекту

Оцени свою работу в проекте

Время, необходимое для реализации учебного занятия
2 часа
Требуемые ресурсы (человеческие и технические)
Учащиеся; компьютер; фотоаппарат; видеокамера
Исполнители
Учитель; ученики
Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии
Поиск информации по теме и представление результатов в виде выступлений
Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов
Триада вопросов

Основополагающий вопрос -

Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь?

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Что такое приключение?
  2. Почему возник жанр приключенческой литературы?
  3. Почему произведение Жюль Верна "Таинственный остров" относится к приключенческой литературе?
  4. Почему произведение Оскара Уайльда "Кентервильское привидение" относится к приключенческой литературе?
  5. Почему в поединке между привидением и мальчиками победителями стали последние? (по произведению Оскара Уайльда "Кентервильское привидение")

В чем заключается отличие приключенческой литературы от литературы других жанров?

Частные вопросы:

  1. Необходимо ли человеку чтение?
  2. Кто из писателей писал в жанре приключенческой литературы?
  3. Какую литературу можно назвать приключенческой?
  4. Произведение какого писателя (приключенческая литература) вас больше заинтересовало?
  5. Какое произведение считают одним из самых популярных "робинзонад"?
  6. Назовите главных героев произведения Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"
  7. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) (коммуникативная компетентность; публичное выступление; 2 уровень)

Представьте, что вы в Кентервильском замке

Вы: один из близнецов; мисисс Отис; Вашингтон; Вирджиния;

Расскажите свою историю встречи с привидением, основываясь на события в рассказе (1 рассказывает - остальные слушают, комментируют, добавляют);

Презентуйте придуманный миф в форме небольшого представления;

Выступление 3-5 минут. Будьте готовы ответить на вопросы.

Критерии оценивания:

  • Соответствие тематике
  • Композиционная законченность
  • Выдержанный регламент
  • Использование вербальных средств (интонация, связующие слова)
  • Использование невербальных средств (жесты, мимика) (информационная компетентность; извлечение первичной информации; 1 уровень)

Прочитайте отрывок . Как бы вы назвали данный отрывок? О каком событии говорится? Что предшествовало данному событию? Какова развязка события?

Все были крайне встревожены и не знали, что предпринять, когда вдруг мистер Отис вспомнил, что позволил цыганскому табору остановиться у него в поместье. Он тотчас отправился со старшим сыном и двумя работниками в Блэкфельский лог, где, как он знал, стояли цыгане. Маленький герцог, страшно взволнованный, во что бы то ни стало хотел идти с ними, но мистер Отис боялся, что будет драка, и не взял его.