Самоанализ учебного занятия с использованием ИКТ (ЦОР) и компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)
Класс: 6
Изучаемая тема: Мир путешествий и приключений
Тема и тип учебного занятия: Приключенческая литература в нашем чтении
Каково место учебного занятия (УЗ) в изучаемой теме? Первое занятие по теме и итоговое.
Как разрабатываемое учебное занятие связано с предыдущим? Изучение особенностей литературных жанров.
Как разрабатываемое учебное занятие работает на будущее? Дети могут стать помощниками в проведении уроков.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во учеников; кол-во слабоуспевающих, средних и сильных учащихся)
В данном классе дети разно уровневые. Из 26 детей 6 учащихся могут заниматься по предмету на "5"; 6 - на "4"; остальные - удовлетворительно.
Какие особенности учащихся были учтены Вами при разработке учебного занятия? Дети в классе активны, любознательны. Класс дружный, дети умеют поддержать друг друга в трудную минуту, откликаются на просьбы о помощи. Работая в группах, внимательны к отстающим.
Цели и задачи, которые Вы ставили при разработке учебного занятия.
Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.
Задачи:
- Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
- Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
- Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ
- Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
Отбор дидактического и учебного материала, методов и форм обучения в соответствии с поставленными целями
| Цель | Дидактические и учебные материалы | Методы | Формы | Результат |
| Выявить особенности приключенческой
литературы, используя предложенные источники
информации. Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу". Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу. |
Литературоведческие словари, интернет,
произведения различных писателей Составление вопросов для опроса населения Слайды, предложенные учителем |
Частично-поисковый; исследовательский Частично-поисковый; исследовательский Частично-поисковый |
Самостоятельная работа в группах Самостоятельная работа в группах
Индивидуальная самостоятельная работа |
Оформление результатов
исследовательской работы с использованием ИКТ Оформление результатов исследовательской работы с использованием ИКТ Сравнительная таблица |
Оценка достижения поставленных целей. Какие Ваши действия помогли Вам достичь поставленных целей? Если поставленные цели не были достигнуты, то что, на Ваш взгляд, помешало их достижению? Что можно изменить в вашем учебном занятии для того, чтобы поставленные Вами цели были достигнуты.
В результате проведенной работы дети оформили сравнительную таблицу, что показало их умение отличать приключенческую литература от литературы других жанров. Данная исследовательская работа заинтересовала большинство учащихся класса. Дети с интересом подбирали необходимый материал, задавали вопросы, решали проблемы. К сожалению не все учащиеся класса приняли участие в исследовании (отстающие дети). Думаю, что им необходимо предлагать более легкие задания.
Фрагменты учебного занятия, на которых использовались ИКТ (ЦОР)
| Фрагмент УЗ | Используемые ИКТ (ЦОР) | Какие задачи решает (что позволяет сделать) | Обоснование необходимости применения ИКТ (ЦОР) |
| Вводное занятие Самостоятельная работа в группах Заключительное занятие Выступление учащихся |
Слайды Интернет, Word и Power Poin Слайды Демонстрация работ с использованием ИКТ |
Эстетичное оформление работы Умение самостоятельно работать в группах, использовать доступные ресурсы Эстетичное оформление работы Публичное выступление |
Наглядность Развитие самостоятельной деятельности Наглядность, проверка работы Умение строить свой ответ, используя собранный материал |
Какие компетентности предполагалось сформировать у учеников в ходе проведения данного занятия? коммуникативная компетентность; публичное выступление; 2 уровень; информационная компетентность; извлечение первичной информации; 1 уровень
Как разработанные к данному учебному занятию КОЗ сработали на формирование запланированных компетентностей? Дети с заданиями справились, запланированные компетентности сформированы.
Что-то еще, о чем "не могу молчать"
Всем учащимся класса данная работа понравилась; совместно с учащимися запланировали создать проект по теме "Родная природа в стихах русских поэтов" (май).
Проектная деятельность на уроках литературы.
План - конспект урока по теме: Приключенческая литература в нашем чтении. (2 часа)
Цель: Через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять отличие "приключенческой литературы" от литературы других жанров.
Задачи:
- Выявить особенности приключенческой литературы, используя предложенные источники информации.
- Провести опрос населения на тему: "Читаете ли вы приключенческую литературу".
- Оформить результаты исследовательской работы с использованием ИКТ.
- Используя аннотации произведений, оформить сравнительную таблицу.
1 занятие
Вступительное слово учителя. Слайд 1,2, 3
Мозговой штурм. Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь? Слайд 4 =>
Тема проекта: Приключенческая литература в нашем чтении. Слайд 5
Темы индивидуальных исследований. (Предлагаются детьми - слайд 6)
Деление детей по группам, выбор командира, распределение ролей.
Составление и обсуждение плана работы. Слайд 7
2 занятие
- Вступительное слово
- Представление работ
- Используя 2 слайд, оценка детьми полученных работ
- Работа по проблемным вопросам учебной темы.
Слайд 3
Частные вопросы - слайд 4 - Оформление и проверка сравнительной таблицы - слайд 5, 6
- Работа с решением КОЗ. Слайды 7-10
- Рефлексия
- Понравилась ли такая форма работы?
- Предложите свою тему для проекта
- Твои вопросы по проекту
| № слайда | Действие учителя | Действие ученика |
| 1 этап работы над проектом | ||
| №1 | Вступительное слово | Внимательно слушают |
| №2 | комментарии | Запись оценки работы |
| №3 | Слово учителя | Внимательно слушают |
| №4 | Вопрос учителя (мозговой штурм) | Выдвижение гипотиз |
| №5 | комментарии | Формулировка темы проекта |
| №6 | комментарии | Определение тем для индивидуальных исследований |
| №7 | комментарии | Работа над планом работы в группах |
| 2 этап работы над проектом | ||
| №1 | Вступительное слово | Внимательно слушают |
| №2 | Слово учителя | Запись на отдельных листочках критерий оценок |
| Оценивает выступление учащихся | Выступление команд, оценка друг друга | |
| №3 | Задает проблемные вопросы | отвечают |
| №4 | Задает частные вопросы | отвечают |
| №5 | Комментарии к оформлению сравнительной таблицы | Заполняют сравнительную таблицу |
| №6 | Самопроверка сравнительной таблицы | |
| №7 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление |
| №8 | комментарии | Оценивание друг друга |
| №9 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление результата |
| №10 | Комментирование КОЗ | Деление на группы и представление результата |
| № слайда | Действия учителя | Действие учащегося |
| 1 этап работы над проектом | ||
| №1 | Вступительное слово | Внимательно слушают |
| №2 | Комментарии учителя по выполнению работ | Запись в тетради критерий оценивания |
| №3 | Слово учителя | Внимательно слушают |
| №4 | Мозговой штурм (учитель задает проблемный вопрос) | Выдвигают гипотизы |
| №5 | Выбор темы проекта | Выбор темы проекта |
| №6 | Задание учащимся: разбить тему на подтемы | Выдвижение и выбор тем для индивидуальных исследований |
| №7 | Обсуждение плана работы в группах | Обсуждение плана работы в группах |
| 2 этап работы над проектом | ||
| №1 | Вступительное слово учителя | Дети внимательно слушают |
| №2 | Комментарии к оцениванию творческих работ | Запись критериев на отдельном листочке (сдать листочки в конце урока) |
| Оценивание работ учащихся | Выступление команд | |
| №3 | Комментарии к решению проблемных вопросов | Ответы учащихся |
| №4 | Комментарии к решению частных вопросов | Ответы учащихся |
| №5 | Комментарии к заполнению сравнительной таблицы | Заполнение сравнительной таблицы |
| №6 | Самостоятельная проверка сравнительной таблицы | |
| №7 | Комментарии к решению КОЗ | Деление по группам |
| №8 | Комментарии к оцениванию КОЗ | Представления ребят |
| №9 | Комментарии к решению КОЗ | Деление по группам |
| №10 | Комментарии к решению КОЗ | Выступление ребят |
| рефлексия | Комментарии к заполнению анкеты | Заполнение анкеты |
Визитная карточка
| Автор предлагаемой разработки учебного занятия |
| Фамилия, имя, отчество автора
(полностью): Гердт Светлана Валерьевна Город (село), район: с. Высотино, Сухобузимского района Номер и название школы: МОУ "Высотинская сош |
| Предмет, в рамках которого разрабатывается учебное занятие |
| литература |
| Возраст учащихся (класс) |
| 11-13 лет, 6 класс |
| Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие |
| Мир путешествий и приключений |
| Проблемные места, возникающие при изучении этой темы |
| Навыки самостоятельной деятельности
развиты не на достаточном уровне; Не все дети умеют сотрудничать друг с другом, работать в группе (умение слушать, воспринимать, отстаивать свою точку зрения, передавать материал); Недостаточное умение оценивать свою работу в группе и работу товарища; Недостаточное умение выбирать нужную информацию; Неумение представлять свою работу, отстаивать собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы; Недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности; Недостаточное умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному. |
| Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем. |
| Организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся в группах для обобщения и систематизации знаний, используя экспериментальный опыт, ИКТ технологии. Подвести учащихся к пониманию "приключенческой литературы". |
| Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие. |
| Используя экспериментальную работу, вовлечь детей; в классе дети разного уровня, с разными способностями, создавая ситуацию успеха, повысить интерес к предмету |
| Тема учебного занятия |
| Приключенческая литература в нашем чтении |
| Цели учебного занятия и задачи, позволяющие достичь поставленные цели |
| Цели: Через исследовательскую и
проектную деятельность учащихся, используя
экспериментальный опыт, ИКТ технологии, понять
отличие "приключенческой литературы" от
литературы других жанров. Задачи:
|
| Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников) |
|
| Перечень
критериев/инструментов проверки достижения планируемых результатов |
Оценка презентации:
Оценка устных выступлений:
Понравилась ли такая форма работы? Предложите свою тему для проекта Твои вопросы по проекту Оцени свою работу в проекте |
| Время, необходимое для реализации учебного занятия |
| 2 часа |
| Требуемые ресурсы (человеческие и технические) |
| Учащиеся; компьютер; фотоаппарат; видеокамера |
| Исполнители |
| Учитель; ученики |
| Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии |
| Поиск информации по теме и представление результатов в виде выступлений |
| Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов |
| Триада вопросов Основополагающий вопрос - Как приключенческая литература влияет на нашу жизнь? Проблемные вопросы учебной темы:
В чем заключается отличие приключенческой литературы от литературы других жанров? Частные вопросы:
Представьте, что вы в Кентервильском замке Вы: один из близнецов; мисисс Отис; Вашингтон; Вирджиния; Расскажите свою историю встречи с привидением, основываясь на события в рассказе (1 рассказывает - остальные слушают, комментируют, добавляют); Презентуйте придуманный миф в форме небольшого представления; Выступление 3-5 минут. Будьте готовы ответить на вопросы. Критерии оценивания:
Прочитайте отрывок . Как бы вы назвали данный отрывок? О каком событии говорится? Что предшествовало данному событию? Какова развязка события? Все были крайне встревожены и не знали, что предпринять, когда вдруг мистер Отис вспомнил, что позволил цыганскому табору остановиться у него в поместье. Он тотчас отправился со старшим сыном и двумя работниками в Блэкфельский лог, где, как он знал, стояли цыгане. Маленький герцог, страшно взволнованный, во что бы то ни стало хотел идти с ними, но мистер Отис боялся, что будет драка, и не взял его. |