Литература
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтические картины родной природы в лирике С.А. Есенина" 2009
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями С.А.Есенина, учатся их анализировать, ведут активный диалог друг с другом. Школьникам предложены различные виды деятельности: просмотр презентации, чтение художественных текстов, подбор и оформление иллюстраций к книге стихов великого русского поэта.
-
Урок по теме «Поэма А.Блока "Двенадцать" - пророчество о XX веке» 2009
Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать» через жанровое своеобразие позволяет проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции, определить роль образов-символов и художественных деталей; показать полемический характер поэмы; оценить провидческий характер поэмы; понять многозначительность финала; осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – поэму «Двенадцать». Урок сопровождается презентацией по поэме.
-
Интегрированное занятие как средство привлечения подростков к образовательной деятельности 2009
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога. Безусловно, проектирование таких занятий требует большой предварительной подготовки как учителя, так и учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык) по теме "Благородный адвокат человечества" 2009
Урок знакомит детей с творчеством Иоганна Фридриха Шиллера.
-
Урок литературы и нравственной грамматики "Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Путь Андрия к предательству" 2009
Урок сопоставительной характеристики двух героев этой повести – Остапа и Андрия – как нельзя лучше подходит для объединения с нравственной грамматикой. Данная тема позволяла поработать внимательно с текстом, на основе прочитанного материала составить сопоставительную характеристику героев.
-
Комплект алгоритмов основных умений и навыков для предметов эстетического цикла 2009
Прежде чем требовать от обучающихся выполнения тех или иных учебных действий, надо научить их раскрыть последовательность этих действий. Здесь представлены алгоритмы различных учебных умений и навыков: составления рассказа, составления плана, создания реферата, анализа произведений искусства и др.
-
Урок внеклассного чтения "Эхо войны" (по рассказу Б.Екимова) 2009
В программу по литературе включены произведения, посвященные Великой Отечественной войне, и мы часто говорим о защитниках Отечества. А вот на страдания мирных людей, не принимавших участия в вооруженном конфликте, внимание обращаем мало. Внутренняя драма героини рассказа Б.Екимова связана с пережитым во время давно закончившейся войны.
-
Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя "Портрет" (программа по ред. А.Г. Кутузова). "Проблема ответственности человека за свою судьбу" 2009
Разработка позволяет учащимся глубоко освоить знания по теме благодаря сочетанию различных видов деятельности на уроке. Предусмотрен детальный анализ художественного текста, работа с суждениями литературоведов, сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной форм работы.
-
Урок литературы по роману "Преступление и наказание". "В Петербурге Достоевского" (10-й класс общеобразовательной школы) 2009
Задача урока — обучающимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться сочувствием к страдающим людям, а привести их к пониманию неразрешимости тех проблем, противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, к пониманию, что эта «неразрешимость» зависит не от воли отдельных людей, а от состояния общества.
-
Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках 2009
Урок литературы ставит целью познакомить учащихся с художественными произведениями, письмами, дневниками о блокаде Ленинграда, тяжелыми свидетельствами страшной страницы истории Великой Отечественной войны. Урок призван помочь осознать, что о войне не должны забывать.
-
Урок литературы в 6-м классе "Слово–праздник" 2009
Урок внеклассного чтения, проводимый в рамках программы по литературе «Народная культура» в 6-м классе, во время которого в занимательной игровой форме учащиеся знакомятся с новыми словами, народными праздниками, традициями и обычаями. Исторические «находки» и произведения русского народного творчества, страницы месяцеслова и приметы земледельческого календаря – вот основа материала урока.
-
"Муза дальних странствий" Н.С. Гумилева 2009
Данный урок литературы - урок-размышление о нравственных ценностях, о любви к родине и к прекрасному, о добре и зле, о смысле жизни. Урок формирует интерес к стихам как к жанру литературы, развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать.
-
Урок–презентация "Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь" 2009
Автор статьи представляет урок-презентацию биографии Л.Н. Толстого, где знакомит учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя.
-
Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" 2009
Целью урока является актуализация личного опыт учащихся, формирование лучших их нравственных качеств. Раскрытие темы поможет дать краткий обзор творчества В.Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
-
Урок по литературе по теме "Преступление и наказание". История создания, смысл названия. 2009
Вступительный урок дает возможность учащимся более подробно разобраться в мировоззрении писателя, раскрывает историю создания романа, смысл названия. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников. Используются отрывки кинофильмов "Преступление и наказание" (режиссер Л.Кулиджанов), "Идиот" (режиссер В.Бортко).
-
Урок-концерт "Мастерство Толстого-художника в изображении картин мирной жизни (по роману "Война и мир")" 2009
Урок-концерт, на котором на фоне музыки звучат волнующие строки лучших страниц романа "Война и мир", инсценируются любимые эпизоды. Все это сопровождается мультимедийной презентацией. Так учащиеся постигают мастерство великого художника слова - Л.Н. Толстого.
-
Путешествие в Лукоморье. Интегрированное занятие (математика + информатика + литература) 2009
Литературное путешествие - одна из форм нестандартной работы. Путешествие с различными героями литературных произведений формирует у пятиклассников основы информационной культуры. Помогая любимым героям, ребята прочно осваивают приёмы работы с интерактивной доской.
-
"Счастье должно жить постоянно…" Урок по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок" с использованием ИКТ 2009
На уроке учащиеся работают с текстом произведения А.Платонова, выявляют роль изобразительно-выразительных средств, учатся вслушиваться в слово. Литература становится помощником в формировании эстетических и нравственных ценностей у детей.
-
Материалы к уроку литературы в 9-м классе по теме: "Слово…" - "древний урок человечности" (размышления) 2009
Патриотизм, государственность, державность - утверждение роли своей страны как великой державы - это исторически обусловленные ценностные ориентиры не утратили своей актуальности и в современном мире. "Слово..." учит любить свою землю, думать широко, прощать обиды и уважать народы.
-
"Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась" (по повести В.Распутина "Нежданно-негаданно") 2009
В повести В.Распутина разговор идет о гуманности в обществе, в нашем государстве. "Природа людей рождает братьями, и душа у всех одинакова". Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Гуманность - это прежде всего человечность, отзывчивость.
-
Урок-исследование по литературе в 10-м классе с применением ИКТ 2009
Данный урок расширяет рамки знакомства с судьбой, творчеством Лескова, развивает исследовательское и ассоциативное мышление учащихся, формирует навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, воспитывает чувство гордости за Россию. Использование ИКТ стимулирует интерес учащихся.
-
Тема урока: «Гармонии стиха божественные тайны» 2009
Путем исследования стихотворений И.Бунина учитель на уроке учит видеть художественный образ, развивает аналитические умения школьника находить эмоциональный лейтмотив, определять стилистическую окрашенность поэтического текста. Учитель вместе с учеником учится ценить самое важное – ценить Слово.
-
Утверждение нравственных ценностей в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 2009
В системе уроков внеклассного чтения по произведениям А.Алексина этот урок второй. На первом ученики познакомились с автором, размышляли над проблемой нравственного взросления героев повести "Третий в пятом ряду". На втором уроке работаем над повестью "Сигнальщики и горнисты", размышляем о необходимости духовной преемственности поколений.
-
Сценарий литературной игры "Умники и умницы" по теме "Древнерусская литература" 2009
Как привлечь внимание школьников к древнерусской литературе? Как заинтересовать их этим периодом в истории русской литературы? Помогут в этом элементы игры, занимательности. Статья содержит сценарий интеллектуальной литературной игры по теме "Древнерусская литература" (для учащихся 8—9-х классов). Использовать данный материал также можно и на уроках истории.
-
Литература как искусство слова 2009
Литература - не только учебный предмет, это вид искусства, способный воздействовать на мысли и чувства учащихся, обладающий огромной воспитательной силой. Поэтому всегда в 5—11-х классах первый урок о чуде, имя которому - литература.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе. "Разговор о войне" (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") 2009
Необходимо, чтобы дети знали историю своей страны, читали лучшие произведения современной литературы. Сегодняшние ученики должны понять, что без памяти о той страшной войне можно многое потерять. Повесть В.Некрасова учит оставаться людьми даже в сложных жизненных ситуациях.
-
Гравюра как изобразительный комментарий литературного произведения (на примере гравюр В.А. Фаворского и "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина) 2009
Художник-иллюстратор переводит словесные образы в зримые, которые поясняют литературный текст, сюжет произведения, помогают представить протекающее действие, облик действующих лиц. Цель урока-исследования - анализ взаимосвязи гравюры со стихотворением с точки зрения соответствия их выразительных средств друг другу.
-
Урок литературы в 7-м классе "И.А. Бродский «Пилигримы». Тема и идея стихотворения" 2009
И.А. Бродский - всемирно известный поэт. Его поэзия отразила сознание интеллектуальной группы людей, живущих на грани двух миров: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Сказочный мир А.С. Пушкина. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»" 2009
Урок литературы в 5-м классе. Цели: познакомить с фрагментами биографии Пушкина; расширить представление о его сказочных произведениях; познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»; развивать творческое воображение обучающихся.
-
Урок литературы в 5-м классе 2009
Вводное занятие по литературе в 5-м классе - знакомство с книгой, текстом. На уроке школьники учатся читать текст с пониманием, слушать, выделять главную мысль, извлекать информацию, высказывать свое мнение, а также работать в группе.