Введение
Министр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева в своем выступлении «Профильное обучение: стратегия и тактика» на августовском совещании работников образования сказала: «Одним из важных условий введения профильного обучения является усиление … личностной направленности образования, а также обеспечение активности школьника…» [Журнал «Народное образование Якутии». №4, 2003.с.3].
В центре внимания современной школы – личность ребенка, его развитие как личности. Каждый ребенок уникален, наделен потенциалом для непрерывного развития своих способностей. И сегодня стоит актуальная задача – развитие интеллекта школьников, их творчества.
Использование наряду с уроком – основной формой учебного процесса – нестандартных форм обучения обусловлено изменением позиций учителя и ученика в учебном процессе. Нетрадиционные типы уроков смягчают некоторые недостатки классно-урочной системы на взаимоотношения учеников и учителя. Прежде всего преодолевается перегрузка учеников однотипной работой, видимость активности вместо развития познавательных способностей детей.
Перед собой поставила цель работы: в своей педагогической практике внедрить нетрадиционные формы обучения на уроках литературы.
При этом нужно было решить следующие задачи:
- предоставить возможность для выбора индивидуальной, групповой образовательной траектории;
- развивать творческий потенциал, исследовательские навыки;
- способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных навыков.
Объект исследования – процесс использования нетрадиционных форм обучения.
Предмет исследования – методика проведения нетрадиционных типов урока; творческое применение ее в практической деятельности учащихся.
Гипотеза – при условии применения на практике нетрадиционных типов урока повысится мотивация к учебной деятельности, к литературе; при помощи учителя ученики реализуют себя в творчестве, создадут условия для саморазвития.
Практическая значимость – в результате использования нетрадиционных типов уроков на практике происходит социализация учащихся.
Из опыта работы
На мой взгляд, особенно удаются и нравятся ученикам уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-семинары, уроки-игры, уроки-соревнования.
Остановлюсь на нескольких уроках по литературе.
Интегрированный урок-исследование по одной из самых сложных областей литературы и языка - художественному переводу - можно провести после изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе.
Тема урока: «Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» в переводе якутского поэта Михаила Тимофеева. Лексические трансформации при переводе. Рифма, ритм, звукопись».
Тип урока – урок-исследование.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с поэтом-переводчиком М.Тимофеевым и его некоторыми работами; выяснить, какие якутские поэты переводили Пушкина и какова роль переводческой деятельности в развитии литературы саха.
Развивающая: способствовать развитию исследовательских навыков, совершенствовать навыки сопоставительного анализа оригинала художественного произведения с переводом; развивать умение чувствовать слово.
Воспитательная: воспитать вдумчивого читателя; показать роль перевода как средство культурного общения между народами.
Оборудование: 1. Портреты Пушкина и Тимофеева. 2. Выставка книг о Пушкине и Якутии, переводов произведений русского поэта на якутский язык. 3. «Узник» в оригинале и переводе. 4. Карточки с заданиями. 5. Словари литературоведческих терминов. 6. Русско-якутский, якутско-русский словари. 7. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова; «Толковый словарь русского языка» в 4 томах под ред. Д.Ушакова; «Саха тылын быhаарыылаах кылгас тылдьыта». 6. Проектор.
Опережающие задания: 1. Реферат «Пушкин на якутском языке». 2. Сообщение о М.Тимофееве.
Консультация учителя: знакомство с понятием «Лексические трансформации».
Ход урокаI. Орг. момент.
Чтение учеником стихотворения «Памятник» Пушкина. Ознакомление с целью урока.
II. Слово учителя.
Стихотворения якутских поэтов о Пушкине.
III. Выступления учащихся:
– Реферат «Пушкин на якутском языке» (5-7 минут).
– Устные сообщения учащихся: «Михаил Тимофеев», «О стихотворении «Узник» Пушкина».
IV. Беседа учителя с классом:
– С какими переводами стихотворений великого русского поэта мы знакомы?
– Нужно ли в настоящее время переводить произведения?
– В чем актуальность переводческой деятельности.
Чтобы убедиться в том, что переводческая деятельность является одной из сложных проблем в области литературы и языка, мы сейчас совершим небольшую экскурсию в творческую лабораторию переводчика М.Тимофеева.
V. Исследования учащихся по текстам оригинала и перевода.
Гипотеза исследования – при любом переводе происходит трансформация текста оригинала; при переводе могут быть сохранены рифма, ритм; звукопись имеет важную роль и при переводе.
Задания для 1 группы
- Выяснить, имеются ли отклонения от прямых словарных соответствий (тылы солбуйуу). Почему автор заменил одни слова другими? Оправданны ли данные замены? Обоснуйте свой ответ.
- Вспомните, что такое рифма. Сохранены ли рифмы оригинала при переводе? Опирайтесь на классификацию якутской рифмы профессора Н. Тобурокова (карточка).
Задания для 2 группы
- Найдите факты передачи невыраженных в оригинале элементов смысла с помощью дополнительных единиц (тылы эбии). Попытайтесь объяснить данное явление лексической трансформации.
- Как в переводе сохраняется ритм оригинала?
Задания для 3 группы
- Найдите случаи лакуны (тылы тумнуу). Почему опущены слова в переводе?
- Исследуйте звукопись: найдите аллитерацию и ассонанс в оригинале и переводе. Определите их роль в тексте.
VI. Защита проектов исследования.
Выводы по проведенному уроку:
- В условиях билингвизма обучение актуальному вопросу литературы и языка – переводческой деятельности – способствует более глубокому пониманию учащимися текстов художественных произведений, внимательному отношению к каждому предложению, слову. Воспитывается вдумчивый читатель.
- Совершенствуется языковая компетенция учащихся, дается возможность углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике якутского и русского языков.
- Развиваются навыки работы с различными справочниками, словарями, научной литературой.
- Через русско-якутский двусторонний перевод развивается творческий потенциал учащихся.
А вот план урока-исследования в 8 классе на тему «Художественные средства создания образа Ионы как выражение авторского замысла», который целесообразно провести после знакомства с содержанием рассказа.
Цели урока:
Образовательная: выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка; исследовать художественное слово.
Развивающая: способствовать развитию исследовательских навыков, совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.
Воспитательная: воспитать вдумчивого читателя, чуткое отношение друг к другу.
Оборудование: портрет Чехова, проектор, карточки с заданиями.
Урок начинается со слова учителя, с беседы об особенностях рассказов Чехова, о содержании рассказа «Тоска».
На следующем, исследовательском этапе я обращаю внимание детей на понятия гипотеза, объект, предмет исследования. В сильном классе учащиеся могут сами сформулировать данные понятия:
Гипотеза исследования – художественные средства, использованные автором, помогают раскрыть тему и идею произведения.
Объект исследования – художественные особенности рассказа «Тоска».
Предмет исследования – языковые, синтаксические средства, цветовые символы в рассказе «Тоска».
Класс делится на 4 творческие группы. После выполнения заданий происходит презентация работ.
1 группа
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
2 группа
Найдите метафоры, олицетворения, сравнения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
3 группа
Простые или сложные предложения чаще всего встречаются в тексте рассказа? Встречаются ли однородные члены предложения (градация)? Если да, какова их роль?
4 группа
Определите, какой цветовой фон окружает Иону? Почему Чехов использовал именно этот фон (цвета)?
Примерные ответы учащихся:
1 группа. Эпитеты (образные определения) вызывают у читателя не очень светлые, радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
2 группа. Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают чувствовать состояние Ионы.
3 группа. Чехов использует преимущественно простые предложения, короткие фразы и при этом достигает стройную конструкцию предложений, ясно ощущаемое ритмическое начало. В рассказе очень много предложений с однородными членами, которые усиливают выразительность высказываний.
4 группа. Иону окружает «чудовищный» цветовой фон, что говорит о том, что для одинокого, потерявшего родного сына человека не осталось ничего светлого в жизни. Имеют место цвета траура.
Выводы по уроку следующие: использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведению с помощью различных лексических и синтаксических художественных приемов Чехов раскрывает большую беду «маленького» человека. Таким образом, гипотеза исследования была доказана.
На мой взгляд, уроки-исследования ориентированы на более глубокое осмысление произведений, развивают творческий потенциал учащихся.
Исследования произведений выходят далеко за рамки уроков литературы – во внеурочной деятельности.
В 2003-2004 учебном году провела по своей программе элективный курс по методу проектов «Исследовательские проекты» для учащихся 10-11 классов. Также на проблемных курсах ИПКРО в г. Якутске «Углубленное изучение литературы в профильных классах» с участием Романичевой Е.С. (Москва) в 2004 году защитила программу элективного курса для старших классов «Художественное мастерство А.П.Чехова», которая была одобрена экспертами. Учащиеся, занимавшиеся на курсах, показали высокие результаты на кустовых, улусных, региональных, республиканских НПК и даже на уровне России.
Представляю фрагмент урока «Умники и умницы» по роману «Дубровский» в 7 кл.
Тема урока: Устами героев…(заключительный урок).
Цели:
Образовательные: повторить, обобщить знания по роману «Дубровский» А.С.Пушкина; побудить учащихся углубиться во внутренний мир, характер героев.
Развивающие: развивать устную речь, творческие навыки.
Воспитательные: воспитать уважительное отношение друг к другу, вдумчивого читателя.
Тип урока: нестандартный (литературная викторина «Умники и умницы»).
Оборудование: плакат, медали, фишки, шапки для победителей, иллюстрации художников к роману.
I агон. Зеленая дорожка
Вопросы участникам для выбора дорожек:
– Художественное время в романе (19 век).
– Имение Дубровского (Кистеневка).
Кто я?:
-
«Я богат и знатен. Все рады угождать моим прихотям. Я люблю устраивать для гостей шумные и буйные увеселения». Кто это?
– Кирила Петрович Троекуров. -
Почему я поссорился с моим старинным приятелем Андреем Гавриловичем Дубровским?
– Ссора произошла в моей псарне. Дубровский сказал, что вряд ли моим людям житье такое же, как и моим собакам. Один из псарей намекнул Дубровскому на то, что ему не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Дубровский скрылся. На мой приказ воротиться он написал письмо, и я решил его проучить. -
Чтобы выиграть дело в суде, кого я уговорил помочь отобрать имение Дубровского?
– Заседателя Шабашкина. -
Почему я поехал к больному Дубровскому?
– Чтобы помириться с ним. -
Какие забавы я устраивал для гостей с медведями?
– В телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божию. Проголодавшего медведя запирали в комнате, приводили какого-то гостя, я приказывал вталкивать его к медведю. Каково было гостю! Мне очень нравились подобные увеселения. -
Как я отношусь к своей дочке?
– Я любил ее до безумия, но обходился иногда и жестоко.
Желтая дорожка
Кто я?:
-
Я лишился матери с малолетства и был привезен в Москву на 8 году жизни. Служил в одном из гвардейских пехотных полков в Петербурге. Отец для меня не жалел денег.
– Владимир Дубровский. -
Как я из Дубровского превратился в Дефоржа?
– На одной станции я встретился с французом Дефоржем, который был выписан из Москвы в качестве учителя в имение Троекурова. Я предложил ему за 10000 отдать документы, бумаги, на что француз изумился, но отдал все, что я просил. -
Почему я не отомстил Троекурову?
– Потому что я полюбил Машу и решил не трогать ее отца. -
Почему я расстался со своими крестьянами?
– Потому что я не до конца им верил, они мошенники, и, вероятно, не хотели оставить разбои. Я же дворянин, и мы не могли понимать друг друга. -
Почему мне не удалось спасти Машу?
– Потому что я с опозданием узнал о беде Маши: о случившемся я узнал от моего дворового мальчика.
Красная дорожка
Кто я?:
-
За меня Троекуров решил выдать дочку замуж. Почему?
– Потому что я богат, имел 3000 душ родового имения. Он уважал мое княжеское достоинство, две звезды, я знал свет. Троекуров почитал меня себе равным. -
Почему я остался непоколебим к просьбе Марьи Кирилловны отказаться от женитьбы?
– Потому что я был поражен ее красотой и решил на ней жениться. А то, что она не хотела за меня выйти замуж, меня нисколько не смущало, не волновало. Главное, чтобы она была рядом со мной.
Финал:
–Придумайте продолжение романа или ответьте на вопрос «Чем актуально произведение в наше время?»
Как правило, уроки занимательного характера активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют эмоциональному подъему урока.
Учащимся понравились такие уроки, как «И жизнь, и слезы, и любовь» по сопоставлению лирики Ф.Тютчева и А.Фета (семинар в 10 кл.), «Образ воды как художественное средство изображения трагедии войны в поэмах А.Твардовского «Василий Теркин» и С.Васильева «Ытык Ильмень» к 60-летию Победы (урок-исследование в 11 кл.), «Приемы создания образов в рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовского (урок-творчество с элементами исследования в 8 кл.), «Доминантные слова в рассказе «Куерэгэй» Т.Сметанина и сказке-были «Неизвестный цветок» А.Платонова (урок-исследование в 7 кл.) и другие.
Заключение
Исходя из личного опыта и результатов работы, хочу выразить свои мысли по организации и проведению нестандартных типов урока:
– Требуется творческий подход от учителя. Необходима тщательная подготовка к уроку, возможна предварительная работа с учащимися, консультации. Выбор типа урока требует учета возрастных особенностей детей, уровня их развития.
– У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, интерес к литературе. Не секрет, что дети сейчас мало читают.
– Совершенствуется умение работать в группе, выступать перед аудиторией, убеждать слушателей: развиваются коммуникативные навыки, устная речь.
– Нестандартные типы уроков призваны обеспечить творческое применение знаний, дают возможность расширить образовательное пространство.