- Обучать работе с текстом, умению анализировать произведение, выделять основные проблемы, поднятые автором.
- Развивать навыки вдумчивого чтения, творческое воображение учащихся.
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Урок 1. "Она никому не принадлежала:"
Ход урока
- Познакомить учащихся и проанализировать 1 и 2 части рассказа Л.Андреева "Кусака".
- Выявить восприятие рассказа учениками.
- Развивать речь учащихся, творческое воображение.
I. Орг.момент.
II.
1. Слово учителя о писателе.
2. Учитель читает выразительно эпиграф: "Я не начал писать, а пришёл, и приходом своим не только взволновал до крайности, но и испугал, насторожил. Л.Андреев". - Что вы, ребята, можете сказать об этом человеке, основываясь этим высказыванием писателя?
На этом и на последующих уроках мы с вами испытаем разные чувства. Наше сердце временами будет биться учащённо. Волнение, переживания, куча различных эмоций захватит нас, кто-то украдкой от всех смахнёт слезу со своих глаз. Вы даже сами не сразу сможете понять, что творится с вами, внутри вас. "Кто же виновен в этом?" - спросите вы. А виною тому послужит ваша встреча с замечательным писателем и знакомство с его рассказом "Кусака".
- Какие у вас возникают ассоциации при слове "кусака"? Почему? Кого можно назвать кусакой?
- К концу знакомства с этим удивительнейшим произведением мы с вами попробуем ответить на вопрос У. Шекспира: "Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?"
III. Чтение 1 части рассказа (на усмотрение учителя - читают учащиеся или сам учитель, но лучше это будет звучать при выразительном чтении учителя).
IV. Беседа по вопросам.
- Какое настроение вызвала у вас эта часть рассказа?
- Зачитайте пейзаж этой части. Какие краски в нём преобладают? Как вы думаете, почему?
- Какой предстаёт перед читателями Кусака? Есть ли у неё кличка? Как её зовут?
- Как и каким появляется здесь человек? Почему о нём говорит писатель?
V. Знакомство со 2 частью рассказа.
VI. Ответы на вопросы.
- Какое время года описывается в этой части? Какие преобладают краски? Меняется ли настроение? Почему?
- Что изменилось в жизни Кусаки?
- Как складывались её отношения с людьми?
- Как Кусака выражала людям свою преданность?
- Теперь попробуйте описать Кусаку. Какою вы её видите в этой части?
- Как вы понимаете слова: "Ей больно было от непривычной ласки, словно от удара".
- Как в её жизнь вошла любовь? Зачитайте.
VII. Домашнее задание. Прочитайте 3 часть рассказа; нарисуйте иллюстрацию.
VIII. Итог урока. - Сумел ли Леонид Андреев своим "приходом" вас взволновать, испугать, насторожить?
Урок 2. "Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?"
- Познакомить учащихся с 4 и 5 частями рассказа, проанализировать части 3, 4, 5.
- Выявить восприятие рассказа учениками.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверяем домашнее задание.
Беседа по иллюстрациям. - Какие фрагменты рассказа изобразили? Зачитайте. Какой заголовок можно подобрать к вашему рисунку?
3. Беседа по 3 части рассказа.
- Как вы понимаете слова: "Всей своей собачьей душой расцвела Кусака"?
- Какой стала теперь Кусака?
- Как она пыталась доказать людям свою любовь?
- Почему у собаки не "выпарился до конца страх", почему она "ждала побоев", ведь люди ласкают её, кормят, играют с ней?
III. Чтение и анализ 4 части рассказа.
Зачитайте пейзаж этой части. Какие краски преобладают в нём?
Меняется ли настроение? Почему?
Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? Зачитать.
Выберется ли собака из ошейника-петли? Может ли ей кто-нибудь помочь?
Вернётся ли Лёля за Кусакой? Почему?
IV. Знакомство с 5 частью рассказа.
Анализ прочитанного:
- Найдите главное предложение этой части. ("Собака выла").Что чувствуется в этих словах? Почему она выла?
- Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям?
- Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее - человек, который её пнул, или дачники? Почему?
- Объясните, когда Кусака несчастнее - до или после дружбы и людьми?
- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Лёля о Кусаке или Кусака о Лёле?
- Ответьте на вопрос темы урока: Кого из героев можно считать неблагодарным? Почему? Вы когда-нибудь сталкивались с неблагодарностью? Какие чувства испытывали?
V. Работа на листочках или в тетрадях.
- Какие чувства пережили при знакомстве с рассказом?
- Какие чувства, мысли вызвал рассказ?
Какое настроение у вас после прочтения всего рассказа?
Нарисуйте или напишите ассоциации в словах или мини-сочинение не более чем из 5 предложений. (Вопросы написаны на доске или распечатаны на листочках).
VI. Домашнее задание.
1. Подготовьте выразительное чтение отрывка из рассказа, который произвёл на вас самое сильное впечатление.
2. От лица собаки продолжите историю её жизни.
VII. Итог урока.
Кого же можно назвать кусакой? Встречаются ли они в нашей жизни?
Урок 3. "Мы в ответе за тех, кого приручили"
- Подвести итог изучения рассказа.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать чувство сострадания к "братьям нашим меньшим".
Эпиграф урока: "В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни. Л.Андреев".
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Слово учителя.
Писатель Леонид Андреев навёл нас на размышления о добре и зле, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме. Об этом говорят ваши работы. (Зачитываются некоторые отрывки из работ учащихся, которые они писали на предыдущем уроке).
III. Проверка домашнего задания.
IV. - Ребята, как вы думаете, какова главная причина, по которой Кусаку не взяли в город? (Она дворняга, не породистая).
Послушайте стихотворение о рыжей собаке Эдуарда Асадова. (Учитель наизусть рассказывает стихотворение или читает выразительно).
- Что общего у собак из произведений Л. Андреева и Э. Асадова?
О чём заставляют нас задуматься писатели?
V. Прочитаем внимательно эпиграф к уроку. Это слова Леонида Андреева. Как вы понимаете эти слова? (Желательно спросить каждого учащегося).
VI. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру "Всегда ли мы добры к людям и животным"?
VII. Итог урока.
1. Когда был написан рассказ по времени? (В начале XX века).
2. Что изменилось с тех пор в отношении человека к животному?
3. Почему этот рассказ актуален в наше время?