Пояснительная записка
Предлагаемый конспект урока развития речи представляет один из возможных вариантов подготовки пятиклассников к написанию изложения с использованием информационно-коммуникативной технологии и технологии тестового контроля, развивающего обучения.
Выбранные технологии активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка – восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.
Компьютерная поддержка уроков русского языка создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, снимающая психологические проблемы и барьеры, создаёт реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.
Презентация, созданная по теме урока, актуализирует знания учащихся, способствует конкретизации и визуализации предмета речи, направляет учащихся на диалоговое общение с текстом, предоставляет опорный материал для работы на уроке.
Часть презентации “Проверим свои знания” представляет взаимодействие тестовой формы контроля с информационно-коммуникативной технологией, что позволяет улучшить учебный процесс за счёт активизации организационной, контролирующей и диагностирующей функции этого этапа деятельности учащихся. Самоконтроль по ключу с последующей самооценкой по предложенным критериям даёт возможность получить реальное представление об уровне знаний, умений и навыков учеников на подготовительном этапе работы и правильно организовать коррекционную деятельность. Учащиеся выполняют творческую работу не в рабочих тетрадях, а на компьютере в программе Microsoft Word, что позволяет им редактировать текст до желаемого результата, допустить минимальное количество ошибок. На этапе написания подробного изложения ученикам предлагается выбор: или самостоятельно выполнить работу, или использовать опорный материал (технология дифференцированного подхода). Домашнее задание способствует развитию творческих способностей, использованию межпредметных связей (русский язык с информатикой). Представленный ниже урок является попыткой использования тестовой формы на уроке развития речи при подготовке к подробному изложению в 5 классе, что является новым в методике развития речи. Тестовые задания разного характера и уровня сложности, составленные с целью пропедевтики аналогично тем, что встречаются на ГИА в 9 классах, ЕГЭ в 11 классах, способствуют качественной подготовке к ЕГЭ.
Материал данного урока может быть использован при проведении уроков развития речи в классах, обучающихся по традиционным программам, а также в классах с углублённым изучением русского языка.
На сегодняшний день ЕГЭ является единственной и обязательной формой государственной аттестации учащихся средней школы по русскому языку и включает в себя тестовые задания по основным курсам русского языка с 5 по 11 класс. Практика показала, что подготовку к ЕГЭ целесообразно начинать с 5 класса, поэтому свою работу я построила с учетом решения этой задачи, включая тестовые задания разного характера и уровня сложности. Представленный ниже урок является попыткой использования тестовой формы на уроке развития речи при подготовке к подробному изложению в 5 классе.
Цели и задачи (слайд 2. См Приложение):
- подготовить учащихся к написанию подробного изложения с опорой на план;
- совершенствовать умение проводить содержательный и языковой анализ текста;
- привитие навыков грамотного письма через текстовую форму;
- использовать информационные технологии при создании текста изложения, при выполнении тестовых заданий.
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор.
Методы и приёмы:
- наблюдение;
- анализ текста;
- творческий практикум;
- словесное рисование;
- тестовый контроль.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к изложению
Учитель: Ребята, какие задачи вы традиционно ставите перед собой, чтобы успешно справиться с таким непростым заданием, как написание подробного изложения? (Слайд 3)
Ответы учащихся:
– понять тему и идею текста;
– изложить текст:
– подробно;
– последовательно;
– красиво;
– записать текст грамотно.
Учитель: Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи. С чего же традиционно начинается урок? (С упражнения на внимание.)
Будем следить за полетом нашей знакомой мухи. В своем полете она сделает четыре остановки. Если вы будете внимательны, то по траектории её движения сможете составить два слова, записать их и составить с ними словосочетание, которое будет заглавием текста для изложения. Сосредоточились. Начали.
З* | т | й | д | а |
о | л | о | о | ь |
н | о | т | ж | д |
Первое слово: вниз, вправо, вниз, вправо, вверх (золотой);
Второе слово: вправо, вниз, вправо, вверх (дождь);
– Что получилось? (Золотой дождь).
– Ребята, как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте изложения? (Варианты ответов).
Выполнение задач, поставленных учащимися:
Слушание текста (слайд 4).
Текст для подробного изложения.
1) Все лето листья подставляли солнцу свои
ладошки и щечки, спинки и животики. 2) И так
налились и пропитались солнцем, что к осени сами
стали как солнышки – багряными и золотыми. 3)
Налились, отяжелели и потекли. 4) Полетели
иволгами по ветру. 5) Запрыгали белками по сучкам.
6) Понеслись куницами по земле. 7) Зашумел в лесу
золотой дождь. 8) Капля по листику щелкнет –
сорвется лист. 9) Синицы на ветке завозятся –
брызнут листья по сторонам. 10) Ветер вдруг
налетит – закружится пестрый смерч. 11) Елочки
листьями украсились. 12) Папоротники под листьями
пригрелись. 13) Грибы под листьями спрятались. 14)
Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья
летят, скачут, плывут. 16) Листья качаются на
паутинках. 17) Листья вверху, внизу и вокруг. 18)
Шумит золотой дождь. (102 сл.)
(По Я. Сладкову)
– О чём же этот текст? (Ответы учащихся.)
Цель данного изложения – передать содержание текста, сохранив, по возможности, яркие изобразительные средства, использованные автором для описания осеннего листопада.
Вопросы и задания для анализа текста.
- Определите тему и идею текста, запишите в тетрадь. Почему “Золотой дождь” – наиболее удачное заглавие?
- С чем сравниваются в тексте листья?
- Составьте небольшой опорный конспект по данному тексту: (слайд 5). Работа выполняется на компьютере.
ЛИСТЬЯ | – подставляли ладошки и щёчки, спинки и
животики – полетели ………. – …………………. – …………………. |
Как вы понимаете значение слова багряные?
- Почему, описывая листья, автор использует слова ладошки, щечки, спинки, животики?
- А теперь поработаем над тем, чтобы язык вашего изложения был красивым и выразительным. Найдите выразительные средства языка, которые использует автор текста. Постарайтесь объяснить их роль. Какие языковые средства употреблены в тексте для показа движения листьев? Что такое смерч? Почему автор, описывая листья, употребляет это слово?
Карточка – помощник для учащихся (слайд 6)
Выразительные средства языка:
* олицетворение
* метафора
* постоянные эпитеты
* сравнения
* ряды однородных членов
* инверсия
* сравнения
* анафора
- Какие изменения произошли в лесу (с елочками, папоротниками, грибами)?
- Как переданы в тексте звуки, которые издают падающие и летящие листья? Как понять значение слова лопотать? Справьтесь в толковом словаре. Приведите предложение, в котором подчеркивается, как много листьев в лесу.
- Разделите текст на части; озаглавьте их.
Примерный вариант плана (слайд 7):
1) Листья стали багряными и золотыми.
2) Листопад начался.
3) Лес изменился.
4) Шумит золотой дождь.
– Скажите, какую из поставленных вами задач поможет выполнить составленный план? (изложить текст последовательно)
И последний этап вашей работы – это подготовка к грамотному письму. В этом вам помогут тестовые задания и словари, ваши верные помощники.
Тестовые задания выполняются на компьютере.
Тестовые задания (слайд 8–13)
1. К какому типу речи принадлежит текст для изложения?
А) повествование;
Б) рассуждение;
В) описание.
2. К какому стилю речи принадлежит текст для изложения?
А) публицистический;
Б) художественный;
В) разговорный.
3. Какие средства выразительности использует автор в тексте:
А) постоянные эпитеты;
Б) олицетворение;
В) метафора;
Г) инверсия;
Д) сравнения;
Е) гипербола;
Ж) анафора;
З) риторическое обращение.
4. В каких словах пропущена гласная “О”
А) з…л…тые;
Б) пап…р…тники;
В) к…чаются;
Г) л…п…чут;
Д) пр…питались.
5. Буква “И” пишется в слове:
А) по земл…;
Б) на ветк…;
В) к осен….
6. В каком слове на месте пропуска пишется “Ь”
А) скребут…ся;
Б) лист…я;
В) качают…ся;
Г) закружит…ся;
Д) суч…кам.
7. Слитно пишутся слова:
А) (в)верху;
Б) (в)низу;
В) (по)сучкам;
Г) (на)летит;
Д) (во)круг.
8. В каких словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением:
А) от…желели;
Б) пон…слись;
В) пот…кли;
Г) ив…лги;
Д) спр…тались.
9. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:
А) Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки спинки и животики.
Б) И так налились и пропитались солнцем что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.
В) Листья шуршат, скребутся, лопочут.
10. Из предложения 2 выпишите слово с непроизносимой согласной.
11. Напишите номера предложений с однородными членами предложения.
Ключ для проверки теста (слайд 14):
- в
- б
- а, б, в, г, д
- а, б, д
- в
- б
- а, б, г, д
- а, б, в, д
- а, б
- солнцем
- 1, 2, 3, 14, 15, 17
* Учитель должен объяснить знаки препинания в 8, 9, 10 предложениях.
Выставление оценки ведётся по следующим критериям: (слайд 15)
“5” – 0-1 ошибка
“4” – 2-3 ошибки
“3” – 4-5 ошибок
“2” – 6 ошибок и больше
III. Работа с черновиком
Текст изложения учащиеся набирают на компьютере или в тетради.
- Сильные учащиеся самостоятельно пишут изложение.
- Учащиеся, испытывающие затруднения при написании текста, могут воспользоваться основой-подсказкой (слайд 16).
Все лето листья подставляли солнцу…………………………………….. И так ……………………………. солнцем, что к осени сами стали………………….– багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли. Полетели…………………. Запрыгали ……………. Понеслись………………….
Зашумел в лесу…………... Капля по листику щелкнет –……………. Синицы на ветке завозятся –………………….. Ветер вдруг налетит –……………...
Елочки листьями……….. Папоротники под листьями…………. Грибы под листьями……….
Листья…….., ……….., ………... Листья……., ………,……... Листья………. Листья……., ………и……….
Шумит…………..
IV.
Чтение полученных вариантов. РедактированиеПроверка может осуществляться с опорой на тестовые задания. Взаимопроверка или самопроверка.
V.
Подведение итогов работыНа втором уроке ребята готовят чистовой вариант изложения.
VI.
Домашнее заданиеСоздать сочинение-миниатюру, продолжив “Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…”, использовать разнообразные изобразительно-выразительные средства, оформить можно рукописно или на компьютере с привлечением компьютерной графики (слайд 17).