Литературная гостиная на тему "История заселения Амурской области"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Презентация

Вступительное слово.

Приамурье относится к зоне рискованного земледелия. Здесь с завидным постоянством повторяются периоды переувлажнения или, напротив, жесточайших засух. Но, несмотря на превратности климата, амурские земледельцы, опираясь на помощь государства, сумели создать современное сельскохозяйственное производство. Все вы знаете, что заселение Дальнего Востока началось очень давно, еще в 17 веке. Кем же были те люди, которые впервые ступили на Амурские земли?

История возникновения казачества

Казаки – вот те первые, кто пришли на Амур. Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Ученые полагают, что оно берет начало в монгольском языке, где слово «ко» - означает «броня», «латы», а слово «зах» - «межа», «граница», «рубеж», т.е. «козах» - «защитник границы» (показ казачьих костюмов – женского и мужского).

Возникло казачество в конце14 века. Отдельные ханства некогда составляли Золотую Орду, вели между собой междоусобную борьбу. Постепенно степи от низовья Днепра до Дона и Волги, обезлюдили. Территория была названа Диким полем. В 15 веке на его окраинах начали селиться русские люди. От предотвращения прорывов татарских полчищ на границе строятся города, между ними из срубленных деревьев сооружаются заграждения – засеки.

Для несения сторожевой службы высылались конные отряды – станицы. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укрепленных городах. Опасность постоянных татарских набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно появились на Днепре, Дону и Волге, чуть позже на Яике (ныне река Урал) и Тереке, а затем и на Дальнем востоке.

Участие казачества в заселении и хозяйственном освоении дальневосточных земель

Воссоединение Приамурья и Приморья с Россией в середине 19 века явилось исторически прогрессивным событием. Ф. Энгельс отмечал, что «в непродолжительном времени долины… Амура будут заселены русскими колонистами». Такая уверенность основывалась на глубоком понимании значения восточных окраин для развития России.

Воссоединение с Россией обширных, но малонаселенных и необжитых земель сразу поставило задачу их заселения и освоения. 22 ноября 1858 года Сибирский Комитет отметил, что вопрос о заселении Приамурского края есть вопрос первостепенной важности. Усиление там населения необходимо для развития огромных материальных сил края. Без этого вновь присоединенный богатый край не принесет той пользы, которую от него вправе и ожидать и требовать Россия.

Необходимо было разработать специальные правила о заселении территории Дальнего Востока. В начале 50-х годов 19 века Муравьев предложил план водворения крестьян на Камчатку и Аянский тракт, в соответствии с которым сюда было переселено 126 семей из Забайкалья и Иркутской области. В дальнейшем в связи с изменившейся обстановкой на Дальнем Востоке этот план отменили, а назначенные к переселению на Камчатку крестьяне в 1855 году переселились между Мариинским и Николаевским постами на Амуре. В декабре 1858 года был утвержден журнал Сибирского комитета, излагавший основные правила переселения крестьян в Приамурский край начиная с 1859 года.

Правила предусматривали значительные льготы для добровольных переселенцев: освобождение от податей и повинностей, выдачу ссуд и т.д. Шла речь в них и о крепостных крестьянах, которые, переселившись, становились свободными. Однако это положение заранее было обречено на неудачу, так как вступало в противоречие с самим существом крепостнического права в России. Но подобные темпы заселения не удовлетворяли потребностей вновь осваиваемого края.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году позволило перейти к переселению на новых основаниях. 26 марта 1861 года были утверждены правила «Для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях». Эти области объявлялись открытыми для свободного заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех других сословий», желающими за свой счет переселиться.

Новые правила вызвали массовый приток желающих переселиться на Дальнем Востоке. Но и введя данные правила, правительство разными запретительными мерами ограничивало переселение крестьян на восток в 60-80-х годах 19 века. В это время проходило в основном сухопутное переселение крестьян из европейских губерний страны.

Составляющим звеном переселенческого движения на восток во второй половине 19 века явилось переселение казаков, которое имело свои особенности. Выделяются три значительных потока казачьего переселения на Дальний Восток или в пределах этого региона, чередующихся с примерно равными по длительности периодами почти полного прекращения такого переселения.

Первое казачье переселение осуществлялось в 1855-1862 годах и имело две задачи: главную – заселить новые территории по Амуру и Уссури, обеспечив их оборону и хозяйственное освоение и составить контингент для образования нового казачьего войска; дополнительную – увеличить численность казачьего населения края. Главная задача разрешалась переселением на Амур и Уссури забайкальских казаков, а дополнительная – переселением в войско штрафованных нижних чинов из гарнизонных батальонов внутренней стражи, расквартированных в основном в европейской части страны.

Второе казачье переселение было осуществлено в течение одного года (1879). Примерно половина казачьего населения, проживавшего на Уссури, переселилась в новый район – Южно-Уссурийский, заняв там территорию вдоль русско-китайской границы. Главная цель переселения заключалась в необходимости хозяйственного освоения района южного Приамурья и обеспечения его пограничной охраны. Затем наступил 15-летний период длительного «затишья» в переселенческом движении казачества.

Переселение казаков из европейской части России осуществлялось морским путем, забайкальцев – речным. Перевозки морем резко сокращали время нахождения в пути, но были чрезвычайно утомительны и опасны для здоровья переселенцев, так как на судах Добровольного флота не было соответствующих условий для жизни пассажиров.

Большое значение имели естественный прирост и зачисление в казачье сословие представителей различных категорий местного населения.

Итак, в течение второй половины 19 века казачество активно участвовало в заселении Дальнего Востока. Одновременно оно занималось освоением восточных окраин страны.

Хозяйственное освоение края началось с прибытием сюда первых поселенцев – крестьян и казаков. Особенно заметны были успехи крестьян Амурской области, которая быстро стала житницей Дальнего Востока (чтение стихотворения – Приложение 1).

Успехи переселения в последующие годы отразились и на положении в земледелии (Слайд 1). К 1890 году Дальний Восток обеспечивал себя хлебом и временно освободился от ввоза его извне. Особенно успешно развивалось земледелие в Южно-Уссурийском крае. В 1882 году местные крестьяне впервые поставили хлеб для войска (Слайд 2,3). Кроме зерновых казаки выращивали и другие культуры: картофель, овощи, бахчевые, лен, табак и т.д.

Развитие земледелия затруднялось сложными природными условиями. Нередки были наводнения, засухи, ураганные ветры. Случались даже землетрясения. Поэтому наряду с земледелием важнейшей отраслью казачьего хозяйства являлось скотоводство. Более всего развивалось коневодство (Слайд 4). Наиболее развито оно было в Забайкалье. Местное казачество занимало «одно из первых мест казачьих войск России» по «относительному к населению количеству лошадей».

Кроме коневодства казаки занимались разведением крупного рогатого скота, овец, свиней, коз, а в Забайкалье – и верблюдов.

В конце 19 века начало развиваться в крае пчеловодство. Занимались казаки и различными промыслами, ремеслами. Распространена была охота. Крупные доходы приносил казакам рыбный промысел.

Заготавливали казаки и лес. Особенно большой доход этот промысел приносил проживающим на р. Уссури, которые сплавляли лес в Хабаровку. Широко распространены были извоз и перевозка грузов через Байкал. Забайкальские казаки, кроме того, занимались выделкой кож, сукна и холста для домашнего употребления.

Были среди казаков ремесленники: кузнецы, столяры, слесари, сапожники, шорники, портные. Некоторые владели мельницами, небольшими мастерскими, кузнецами.

Таким образом, в целом вклад забайкальских, амурских и уссурийских казаков в основании восточных окраин страны, как и в заселении этих земель, был чрезвычайно большим. Казаки участвовали в развитии всех основных отраслей хозяйства края: земледелия и скотоводства, промышленности и промыслов, транспорта и связи.

Основы бытового уклада: жилище, одежда, пища

Казаки селились по пограничной линии станицами и хуторами, расстояние между которыми было 25-40 верст. Порядок заселения определялся обязанностями казачества по охране государственной границы, осуществлением коммуникативной и административно-полицейских функций. Все амурские станицы были одинаковы.

Вдоль реки, у основания горы или по ее скату, были вытянуты улицы с небольшими домиками в 2-3 окна. Впереди домов у берега располагались огороды и бани, за домами – плохо огороженные дворы. Надворных построек почти не было, за исключением навесов, ветхих сараев и редких амбаров, а потому «станицы не представляют вида зажиточности и домовитости обитателей».

Дома верхнеамурских первопоселенцев, где был в изобилии строевой сосновый лес, делались рублеными, без фундамента, в одну комнату, редко у кого дома состояли из двух половин (Слайд 5,6). В южных безлесых районах основным видом жилья были мазанки. Стены их состояли из закрепленных на четырех устоях рядов плетня или частокола, между которыми набивалась земля. Затем наружные и внутренние стороны домов обмазывались глиной, по верх их делали потолки из плах.

Почетное место в казачьей избе отводилось иконам. В переднем углу находилась большая резная божница с массой икон.

Традиционным в быту амурского казака, из-за отсутствия теплых помещений для скота, было содержание в жилом доме – за особыми перегородками возле входных дверей – телят, ягнят и поросят.

Одним из элементов материальной культуры казаков является их одежда. Именно по одежде судит современник об общей культуре дальневосточного казака. Одежда у казаков стала приобретать функциональное назначение. Не беря во внимание форму находившихся на службе казаков, следует отметить, что элементы одежды, отличавшие служилых людей, присутствовали и в повседневном летнем мужском костюме. Казаки южноамурских станиц носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие с лампасами или черные миткалевые брюки и высокие сапоги или олочи – кожаную обувь домашнего изготовления, напоминавшую лапти.

Но чаще всего в быту казаки носили костюм городского типа, практически не включавший элементов традиционной казачьей одежды. Главным требованием, предъявленным к одежде, было удобство в быту. Мужчины носили ситцевые рубахи и хлопчатобумажные штаны, излюбленной одеждой женщин были ситцевые кофты и хлопчатобумажные юбки, фартуки, закрывавшие юбку от талии вниз (Слайд 7).

Зимнюю одежду (Слайд 8) казака составляли меховая шапка-ушанка, короткое меховое или ватное пальто до середины бедра, большие валенки или унты из оленьего меха, ватные или суконные брюки, суконная рубаха. Верхней одеждой женщин служили так называемые «кормушки» - стеганные из шерсти короткие тужурки, а также бараньи шубы и козьи дохи.

Основу питания амурского и уссурийского казачества составляли блюда из муки, мяса, дичи, молока, овощей.

Таким образом, можно сказать, что питание казачьих семей носило сезонный характер. Постные периоды определялись христианским календарем. Мясо, масло и сметана присутствовали в рационе только на праздничных трапезах.

Развитие образования

Система обучения казаков была определена «Положением об Амурском казачьем войске». По необходимости разрешалось строить станичные школы. Для подготовки малолеток на писарские и урядничьи должности в Благовещенске при бригадном управлении учреждалась бригадная школа, в которой основывались бригадные мастерские для обучения воспитанников необходимым в казачьем быту специальностям.

Период становления образовательной системы в казачьих землях на Дальнем Востоке можно датировать 1859-1872 годами, когда школы учреждались при сотнях и бригадах.

Помимо школ, существовавших в рамках военных структур, в это время начали открываться станичные школы. Кроме них низшее образовательное звено было представлено церковно-приходскими школами. Первая из них появилась в Амурском казачьем войске в 1898 году.

Школьное дело в казачьих землях было поставлено значительно лучше, чем у крестьян. Но расширение сети начальных учебных заведений не обеспечивало достаточного уровня грамотности дальневосточных казаков, хотя результативность учебного процесса имела положительную тенденцию. В целом на Дальнем Востоке обучению детей уделялось больше внимания, чем в других регионах страны. Однако начальная школа полностью не решала проблему неграмотности среди казаков. Более трети казаков-малолеток в Приамурье в силу различных обстоятельств не посещали школу. Многие их тех, кто по статистике числился обучавшимся, выбывали их школы, не закончив полного курса.

Проблема полной грамотности мужского казачьего населения была поставлена и последовательно разрешалась в силу той функциональной роли, которую выполняли казаки на службе Царю и Отечеству, в общественном самоуправлении, в хозяйственно-экономической жизни семьи и станичных обществ.

Школы представляли собой одноэтажные деревянные здания, большинство из которых стояли на деревянном фундаменте. Крыши в основном были покрыты железом или тесом. Классные комнаты – довольно просторные и высокие, от коридоров отделялись перегородками. Коридор совмещал в себе прихожую и раздевалку, рекреационных залов в помещении не было. Часто при школе находилась квартира учителя. Отапливались школы голландскими и русскими печами, освещались керосиновыми лампами. Обязательным требованием, предъявляемым каждой казачьей школе, было наличие на ее территории гимнастических городков, где осуществлялась физическая подготовка к будущей службе.

Структура начальной школы в станицах дальневосточного казачества соответствовала структуре традиционной российской школы. Это были одноклассные начальные учебные заведения. По мере укрепления финансового положения станиц наметилась устойчивая тенденция к преобразованию одноклассных школ в двухклассные.

Однако введенный порядок часто нарушался, родители оставляли детей на домашних работах, что вызывало отчуждение учеников от школы.

Таким образом, система низшего образования казаков, включавшая в себя станичную и профессиональную школы, выполняла возложенную на нее роль по обеспечению войск нужными специалистами в гражданской жизни, давала первоначальную подготовку к службе.

Большую воспитательную работу среди подростков и населения вели школьные библиотеки и организованные при крупных школах народные библиотеки. В Амурском войске народные библиотеки были открыты при Поярковскомй, Иннокентьевской, Екатерино-Никольской и Раддевской школах.

Ученики школ получали и высшее образование, но обучение в высших учебных заведениях для большинства выпускников станичных школ было недоступно. Таким образом, образовательная система в дальневосточных казачьих войсках была направлена на подготовку к воинской службе и крестьянскому труду.

Религиозные верования

Традиционную часть казачьей культуры составляла религия, активно влиявшая на формирование мировоззрения, нравственных устоев и настроения широких кругов казачьего населения.

В казачьих землях Дальнего Востока православная церковь имела особое предназначение и выполняла специфические задачи. Распространение православия, христианизация местного населения рассматривалась царизмом как важный фактор укрепления русского владычества в новых землях. Содержание православного вероучения, неразрывно связанное с идеей монархизма, являлось традиционной мировоззренческой основой казачества, и церковь призвана была поддерживать незыблемую веру в царя как наместника Бога на земле. Воспитывая казака как слугу государства, православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Казачьей психологии воина и пахаря близка была нравственная проповедь православной церкви с ее принципами справедливости, благочестия, соборности, что особенно было созвучно общинному образу жизни казаков. Нельзя не отметить значение церкви в жизни казачьей семьи, в воспитании таких духовных качеств, как верность семье, послушание, стыд, грех и т.д.

Наряду с православными идеалами, в патриархальном казачьем быту широкое распространение получили различные суеверия, которые являлись не столько следами языческого прошлого, сколько свидетельствовали о мистическом характере сознания русского населения. Находясь в лесу, казаки задабривали дедушку лесного, в воде – дедушку водяного, в избе, и особенно в ночное время, - дедушку домового. Они верили в порчу, колдовство, дурной глаз, заговоры, нередко обращались к помощи знахарей. Живучесть религиозных архаизмов объясняется устойчивостью традиций, малообразованностью казачества, отсутствием элементарной медицинской помощи.

Таким образом, самодержавие и церковь были заинтересованы в формировании религиозного сознания казачества, видели в православии его духовную основу.

Народное творчество дальневосточных казаков

Песенная традиция казаков Дальнего Востока глубокими корнями уходит в историю общеказачьего фольклора, в котором образно преломилась история российского государства, быт и нравы его населения. Вместе с тем на нее наложили свой отпечаток местные особенности и обычаи.

Определяющими направлениями в устном народном творчестве казаков была героико-патриотическая тематика, прославление воинского подвига, истории продвижения и закрепления русских на Дальнем Востоке, романтики первопроходничества (пение или чтение Приложение 2).

Фоном для большинства амурских песен послужили тягостные условия колонизации края, в которые были поставлены казаки.

Песни стали как бы вехами ратного пути амурского казачества. Участие казаков в первой мировой войне также нашло отражение в патриотических песнях.

Многие из исторических песен казаков выполняли функцию строевых (чтение – Приложение 3).

Среди патриотических песнопений уверенно звучит голос пионеров в освоении нового края, внесших практический вклад в «амурское дело» и воспевших ратные подвиги своих современников. Содержание песен и стихов казачьих поэтов Л. Волкова, А. Карпова проникнуто сыновней любовью к родному Приамурью, глубокой тревогой о трудной судьбе населения.

Ахилл Карпов стал поэтом гимна Амурского казачьего войска «Слава вам, братья, герои - амурцы!», в котором подводит итог полувекового присутствия русских на Амуре, воздает по заслугам казачеству за вклад в освоение края. Гимн в художественной форме отражает историю войска, но, к сожалению, ни один источник не дает его полного содержания. Настоящий текст гимна восстановлен хранителем фондов Амурского областного краеведческого музея В.Н. Абеленцевым по книге Р. Иванова «Краткая история Амурского казачьего войска» и воспоминаниям казаков (чтение – Приложение 4).

Гордостью амурского казачества можно по праву назвать талантливого поэта Леонида Петровича Волкова, который неустанно воспевал энергичную деятельность графа Муравьева и его сподвижников. Главными героями его стихов были мужественные, беззаветно преданные отчизне люди: простые казаки и казачьи командиры, их жены и священнослужители. Эту тему поэт излагает в стихотворении на смерть графа Н.Н. Муравьева (чтение – Приложение 5).

Наряду с героико-патриотической тематикой стихов и песен, казачья поэзия в амурских станицах широко представлена народными напевами и наигрышами. Лирические песни казаков, являясь частью народных, образно раскрывают картины деревенского быта, обычаи и занятия людей. Чаще всего они посвящены любви, семейно-бытовым отношениям, обнажают глубокие нравственные устои казаков. Это ритуальные и календарные обрядовые песни, шуточные припевки.

По своему происхождению амурские песни были продолжением фольклорной традиции Забайкалья. Но уже в начале нашего века праздники все более стали утрачивать обрядовый характер. Только в свадебном ритуале сохранились отдельные элементы, традиционные для забайкальских казачьих свадеб. Это сватовство, девичники, длившиеся целую неделю, поездки на кладбище, косокрашение и расплетение косы, приготовление особого кушанья, свадебные поезда (инсценирование и пропевание – Приложение 6).

В песнях отражается знакомство парня с девушкой. Песенные характеристики «удалого молодца» и скромной «красной девицы» соответствует требованиям патриархального уклада казачьей жизни. Для жениха характерны такие черты, как храбрость, сметливость, трудолюбие, для невесты – робость, смущение, внешняя привлекательность.

Чаще всего свадьбы игрались по любви, но нередко они представляли союз, образованный по воле родителей.

Засватанная невеста организовывала девичник, предполагавший сложный обряд – от косокрашения до увоза ее под венец. Невеста собирала подружек, которые украшали ей косу, просила благословения родителей, а если она была сиротой, то ехала за благословением на кладбище, посещала баню, ходила в гости, угощала подружек и родственников. Для каждого этапа подготовки к свадьбе были присущи свои песни.

Положение молодой жены в мужнином доме было нелегким. Оставаясь со свекровью после ухода мужа в войско, она по существу становилась домработницей. Поэтому муж, вводя молодую жену в дом, давал ей суровое наказание:

Привыкай-ка, красна девица,
Ко обычаю тяжелому.

В песнях звучат жалобы молодой жены на свою «горькую долюшку» на чужой сторонушке, высказываются обиды матери «что, не собравши с разумом, замуж отдала».

В духе народной традиции девушки гадали на свою судьбу под Рождество и на Новый год, а дети ходили из дома в дом, славили Христа. Затем наступали более веселые времена – святки, когда по улицам бегали незлобивые духи - шаликулы и устраивали мелкие пакости – разрисовывали ворота, растаскивали дрова, хозяйственный инвентарь, строили на улицах баррикады. В продолжении «страшных вечеров» (по-забайкальски) по инициативе девиц устраивались игранчики. Девушки снимали какую-нибудь просторную избу и с наступлением сумерек собирались туда потанцевать, поиграть, попеть песни. Парни тоже приходили, но, как правило, активного участия в играх не принимали.

Весело отмечали казаки масленицу, пасхальные дни. Любимым праздником была Троица, когда наряжали в девичье платьице березку, одевали ее лентами, водили вокруг нее хороводы и пели. А на следующий за Троицей Духов день березку раздевали и с песнями купали или топили в реке.

Часто гулянья молодежи, даже в престольные праздники, заканчивались драками. Это нашло отражение в характере и в тексте произведений устного народного творчества. Все чаще стали петь залихватские, с хулиганским оттенком песни, и даже старинные лирические переделывались на мотив частушек (инсценирование и пропевание – Приложение 7).

Заключение

Наш народ должен высоко чтить память об этих людях – людях, являющихся первопоселенцами Дальнего Востока, Амурской области, нашего района, нашего села. Ведь именно с их имен начинается история нашего края. Именно они создали все то, что мы видим вокруг себя сегодня. Давайте не будем забывать об этом и постараемся, чтобы и ваши дети знали о них.

Список использованной литературы

  1. Абеленцев, В.Н. Амурское казачество 19-20 веков. – Благовещенск, 2005. С.125-128, 135.
  2. Азадовский, М.К.Песнь о переселении на Амур//Сибирский архив. – Минусинск, 1916. - № 3-4. – С.164-169.
  3. Акашев, Ю.Д. Заселение Приамурья и политика царизма в 60-е годы 19 века.//История, археология и этнография народов Дальнего востока. – Владивосток, 1973. – Вып. 1. – С.156.
  4. Алоева М.А.. Классные часы в 5-7-х классах. Ростов-на-Дону - 2006.
  5. Белый Н.. Амурская область – житница Дальнего Востока. Хабаровск – 2002.
  6. Иванов, Р. Краткая история Амурского казачьего войска. – Благовещенск, 1912.
  7. Иванов, Р. Краткая история Амурского казачьего войска. – Благовещенск, 1912. – с.169.
  8. Логиновский, К.Д. О быте казаков Восточного Забайкалья//Живая страница. – СПб., - Т. 12. - Вып. 2. – С. 185,190.
  9. Мамонов, В.Ф. История азиатской России. В 3-х томах. – Екатеринбург, 1995. - Т.2. - С. 168-170, 193-197.