Цель урока:
- Историческая реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности.
- Прививать любовь к литературе и истории родного края, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах.
- Выразительное чтение, аспектный анализ.
Оборудование: Портрет В.С.Пикуля, карта Камчатки, тексты романа, фрагменты национальной музыки, фрагменты фильма «Богатство» по роману В.С.Пикуля.
Перед уроком учащимся розданы карточки с указанием направления деятельности: архивариусы, текстологи, литераторы.
План урока:
- Визитка В.С.Пикуля (3 чел.).
- Писатель – историк.
- Главная идея романа «Богатство».
- Исторические события потрясли Камчатку.
- Особенности творчества и аспекты романа.
Ход урока:
На фоне музыки звучит стихотворение о первопроходцах.
Визитка о жизни и творчестве В.Пикуля (3 чел.).
Учитель.: Да, Пикуль – исторический романист считал себя сторонником метода В.Шишкова: немножко рыхловато, даже порой тяжеловесно, но зато точно, последовательно, и очень широко он изображал жизнь.
Учитель: В каком жанре чаще всего работает писатель
Примерный ответ: в жанре исторической прозы.
Учитель: Почему писатель обращается, прежде всего, к исторической тематике?
Примерный ответ: Пикуль – человек много переживший, перечувствовавший, с 13 лет на фронте. Он стремится найти вопросы, которые волновали, мучили его – писателя-самоучку, на страницах русской истории.
Учитель: Мы видим, что в своих произведениях автор обращает свое внимание на наиболее трудные периоды нашей страны, как бы раскрывал «белые пятна» истории России. О чем пишет писатель?
Примерный ответ: Об истории, которая как бы замалчивается, но знать которую народ хочет и должен знать, ибо это его, народа, история. Его книги объединяет одно – чаще всего повествует писатель не о громких победах русской армии, не о спокойном и величественном течении отечественной истории, а о наших неудачах, наших болях, наших трагедиях.
Учитель: Романы Пикуля можно условно разделить на три серии. Первая - романы о событиях 18 века. Вторая – «морские» романы. Третья – «дальневосточная» - романы периода русско-японской войны под общим названием «Оборона»: «Богатство», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», «Каторга». И сегодня мы остановимся на романе «Богатство», как наиболее близком нам. Романе, рассказывающем об обороне Камчатки, о малоизвестных страницах русско-японской войны.
Учитель: (дискуссия) Что такое богатство вообще и как трактует понятие богатство В.С.Пикуль?
Примерный ответ: По Пикулю – это прошлое, люди, самоотверженность, мужество, недра, пушнина, рыбные запасы
Учитель: Какие детали указывают на то, что речь идет действительно о Камчатке? (землетрясение, пушнина, юкола, спирт, ясак, икра, закусывание моржовыми ластами).
Отрывок из гл. «Пушистая Камчатка». (с. 39) – 3 чел.
Учитель: О каких событиях говорится у автора?
XVII в. -
XVIII в. - на доске краткая хронология событий.
XIX в. –
Учитель: Что стремился выразить автор этими словами и словами стихотворения, прозвучавшим в начале урока?
Примерный ответ: Гордость за страну, за людей, за историю, где проявились сила духа, нравственность.
Учитель: Но последняя фраза из этого отрывка безысходна. Почему?
Примерный ответ: Камчатка становится легкой добычей для американцев, стремящихся за бесценок, как когда-то Аляску или силой ее приобрести и быстро развивающихся японцев, которых поддерживают европейские страны, особенно Англия, и мечтающие захватить не только Камчатку, но и весь Дальний Восток.
Учитель: Какие, в основном, годы описываются в романе?
Примерный ответ: 1903 – 1905 годы.
Учитель: Докажите.
Примерный ответ: Соломина Андреев отправляет летом до начала войны, следовательно, это 1903 год, в январе 1904 года началась война с Японией, в Хабаровске Соломину стало известно о гибели эскадры Рождественского под Цусимой – май 1905 года, подход «Сунгари» с Соломиным и Неякиным к Владивостоку во время восстания моряков – осень 1905 года.
Учитель: Уже начало романа посвящено русско-японским отношениям? Почему они вызывали такое беспокойство в 1903 году и почему многие были уверены, что Япония «не посмеет».
Учитель: Так почему же Япония посмела, каковы были причины русско-японской войны?
Отрывок из «Выдвижение главного героя». Диалог Соломина и Андреева.
Учитель: Можно ли из этого диалога понять, почему Япония была уверена в успехе своего десанта?
Учитель: В чем была стратегия Соломина?
Учитель: Почему же надежды японцев и американцев не сбылись. В чем суть романа.
Примерный ответ: Роман, рассказывает об обороне Камчатки. Она обречена изначально. Защита ее не предусмотрена штатными расписаниями и приказами министерств и губернаторских служб. И если Камчатку удалось отстоять, то не благодаря правительственным указаниям, а вопреки им. И не ради будущих выгод и почестей берутся за оружие герои «Богатства». Они идут на смерть, потому что Камчатка – их Родина, их земля, отдать которую нельзя никому. Это и Исполатов, который за свою самоотверженность не надеется получить никакого послабления, ни старик Егоршин, которому даже награды не нужны, ни юноша Сережа Блинов, для которого слово патриотизм не пустой звук, инвалид Жабин, готовый рисковать жизнью, чтобы спасти жителей Гижиги от голода, и жители Явина, которые согласны были терпеть лишения и нужду, но не возвращаться в занятый врагом поселок и т.д.
Учитель: Какие аспекты поднимает автор в своем романе?
Примерный ответ:
Социальный, политический, нравственный, этический, исторический, эстетический, этнический, культурный, художественный, экономический.
Учитель: Особенности творчества Валентина Саввича Пикуля.
- эмоциональный пересказ исторических версий.
- авторские комментарии, отступления, разъяснения, голос автора – восторженный, любящий, осуждающий, негодующий.
- многослойность художественной ткани романа, переплетение личных судеб великих деятелей истории и скромных второстепенных персонажей.
- сюжет, более опирающийся более на события, чем на психологический анализ.
- портреты, афоризмы, меткие изречения, отрывки из писем – на основе документированных источников.
- сюжеты романов охватывают одно или несколько десятилетий и создает мозаичную реалистическую картину эпохи.
- эпизоды нанизываются один на другой, реализуя в итоге основной замысел.
- тональность повествования – энергичная, романтическая, приподнятая, пристрастная, автор порой не сдерживается и вмешивается в рассказ, напрямую обращаясь к читателю (пример, Соломин прощается с Петропавловском, голос автора который прощается и с современной Камчаткой).
Учитель: В начале урока вы получили задание, какие же выводы вы смогли сделать?
- архивариусы.
- текстологи.
- литераторы.
Ответы учащихся.
Учитель: Вы показали хорошие теоретические знания, теперь проверим, как вы знаете роман?
Исторический брейн-ринг.
Сколько жителей было в Петропавловске? (350 душ).
А сколько на всей Камчатке? (7 тысяч).
Что такое лепрозорий и где он находился? (Территория с больницей, отведенная для больных проказой, в бухте Раковой).
Чем была вымощена уникальная Петропавловская площадь? (Винными бутылками).
За что получил свою первую награду георгиевский кавалер охотник Егоршин? (За оборону Петропавловского порта от англо-французской эскадры в 1854 году).
Что имело пышное название «Вихрь, вызванный взмахом сабли»? (японская шхуна).
Почему так ждали на Камчатке канонерскую лодку «Маньчжур»? (оградить побережье Охотского моря от браконьерства японцев).
О каких Курильских островах идет речь в романе? (Шумшу и Парамушир).
Кто такой Мацуоко Ямагато? (Основатель патриотического общества японской справедливости», «защитник северных дверей», самурай).
За что получил свою награду староста села Явино? (За правильные действия – увод жителей при подходе японцев и проведении разведки).
Что такое дзен и почему в него впал Ямагото? (Состояние прострации, из-за поражения и пленения).
Что такое инородческий капитал? (ясак).
За что был застрелен немецкий доберман-пинчер? (Чтобы не испортил породы камчатских собак).
Сколько было получено денег на аукционе, проведенном Соломиным? (80 тысяч).
Литературная викторина «О ком речь?»
Синтез кабака и аптеки? (Доктор Трушин)
Кто единственный имел дом с железной крышей.(купец Плакучий)
Бобровый король с балыком на вилке. (Папа-Пападаки)
Красивая камчадалка, окучивавшая картошку в лепрозории. (Наталья Ижева)
Выращивал клубнику, что две с трудом влезали в стакан. (Огородник Матвей)
Я любопытный и, когда схожу с корабля на берег, внимательно смотрю себе под ноги…(Кавторанг Кроун)
Высокий, болезненный человек, опиравшийся на самодельный костыль. (Жабин Никифор Сергеевич).
Злодей, словно сошедший со страниц старинных трагедий с глазами осьминога. (Губницкий).
Чье любимое выражение «Приходи кума любоваться!» (Мишки Сотенного)
Кто мог в полуфраке и торбасах заказывать в трактире шампанское? (Исполатов)
Кто, вылетев из окна трактира, таинственно исчез? (юарон фон дер Бригген)
За кого просили: «Креста на вас нету! Молодой человек всей душой рвется в сражение, так оцените его священный порыв… (Сергей Блинов).
Сколько всего романов написал Валентин Саввич? (30).
Сколько лет творческой деятельности? (40).
Какое произведение было написано последним?
Как умер?
Вывод:
Учитель: Можно ли по романам Пикуля изучать историю?
Учитель: В школе мы изучаем историю по учебникам, куча справочников, энциклопедий. Нужны ли тогда такие писатели как Пикуль?
Учитель: Допустим ли в исторических романах художественный вымысел?