Литература
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Сказка ключницы Пелагеи" 2009
В начале урока создаются условия для повторения уже известных сведений о С.Т. Аксакове из курса начальной школы. Затем ребятам предстоит узнать много нового о писателе: познакомиться с его жизнью на башкирской земле, увидеть места, где он жил и трудился.
-
Первые уроки литературы в 5-м классе 2009
Значение первых уроков литературы в 5-м классе трудно переоценить. Именно на них формируется положительная мотивация к предмету, анализируется и оценивается ситуация, в которой начинается учебный процесс, определяется уровень подготовленности учащихся, особенности их индивидуального развития, ставятся задачи литературного образования.
-
Функции сравнений в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2009
Цель исследования – обосновать ведущую роль сравнения в выражении авторской эмоциональности. Лирический, романтический пафос, которым окрашены пейзажи Тургенева, как мы предполагаем, и есть тот новый взгляд на Россию, так поразивший современников. Этот тезис выдвигается в качестве рабочей гипотезы.
-
Материалы к уроку литературы на тему "Символика пейзажа". 11-й класс 2009
Урок посвящён анализу осеннего пейзажа в русской литературе XIX—XXвв. Последовательность «шагов» анализа чётко определена: выделить границы пейзажа, определить событие, героя; найти ключевые слова, тропы; назвать функцию пейзажа и его смысл в эпизоде, в произведения, широком контекста; назвать «сквозные» символы, мотивы; подобрать цитату. Особое внимание обращается на движение от образа к символическому смыслу картины мира, от «смотреть» к «видеть», от слова к слову-символу в контексте русского духовного самосознания.
-
Метонимия как основное средство выражения авторской позиции в "Петербургских повестях" Гоголя 2009
В «Петербургских повестях» Гоголь берет слова с конкретным значением и употребляет их в переносном значении, используя метонимический перенос. Мы по-новому видим мир человека в XIX веке, образы Петербурга, России. В работе подробно рассматривается метонимию в «Петербургских повестях» и делаются попытки найти цель ее применения.
-
Урок литературы в 11-м классе "Религиозные мотивы в творчестве С.А. Есенина" 2009
Формирование понятия художественного стиля и эволюции его лирического героя - цель предлагаемого урока. Объектом рассмотрения становления поэта, его поэтики стал первый сборник "Радуница". Погружение в текст, углубленная работа над текстом - это сложные виды работы на уроках литературы, без которых невозможно сориентировать выпускников на высшие идеалы русской литературы.
-
М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича…" Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов" 2009
Разработка урока позволяет расширить знания учеников о биографии М.Ю. Лермонтова, об истории России, помогает выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. Использование презентации на уроке позволяет развивать познавательные процессы у учащихся.
-
Использование технологии решения исследовательских задач при изучении рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2009
В процессе решения исследовательской задачи развиваются такие умения учащихся, как способность отвечать на эвристический вопрос; осмысливать проблемную ситуацию; выдвигать, обосновывать и проверять гипотезу; находить новый способ преобразования текста; продумывать план решения исследовательской задачи; самостоятельно выбирать объем информации.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2009
Урок «Эхо войны» по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления» позволяет учителю обсудить проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия, познакомить учащихся с некоторыми приемами анализа в художественном произведении, углубить их представление о характере героя, данном в развитии, дать понятие «Антитеза как стилистическая фигура».
-
Литературная композиция, посвященная памяти жерт политических репресий "Мы шли этапом" 2009
Литературная композиция может быть использована учителем-предметником как внеклассное мероприятие по предмету «Литература Красноярского края», так и классным руководителем как мероприятие по воспитательной работе. Данный сценарий рассчитан для учащихся 8—11-х классов.
-
Связь времени и места в художественном повествовании (А.С. Пушкин. "Капитанская дочка") 2009
Урок-исследование представляет собой отчет о групповой творческой работе учащихся. Целями урока являются: постижение некоторых особенностей Пушкина-художника, углубление представления о нем; оценивание смысла и значения художественных деталей, зарисовок, диалогов, композиций. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
-
"Пушкин проясняет нас…" Интеллектуальный марафон по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок-марафон для систематизации и обобщения знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина, в котором используется 6 номинаций: окружение поэта, проза, поэзия, искусство, «мысль изреченная» и роман «Евгений Онегин». Номинации состоят из 6 вопросов каждая. Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности.
-
Шекспировский вопрос. Интересно ли творчество Шекспира современному читателю 2009
Интегрированный урок литературы и английского языка. Цель урока – развитие у учащихся литературных и лингвистических способностей; воспитание чувства языка; формирование умений анализировать, обобщать, делать выбор; развитие креативных способностей учащихся.
-
Л.С. Петрушевская. "Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках". Урок литературы в 5-м классе 2009
Урок внеклассного чтения, который проводится после изучения литературных сказок. Основная цель занятия - формирование навыков исследовательской работы в группе, расширение кругозора детей, воспитание их познавательной активности.
-
Урок по теме "Герой таинственной повести" (по повести А.С. Пушкина "Выстрел"). 8-й класс 2009
Продолжаем изучение «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. Внимательно читаем текст, учимся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении. Получаем представление о романтическом герое.
-
Урок в 9-м классе "Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова" 2009
Автор в работе знакомит учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова, идет повторение ранее изученных произведений поэта; формирует эстетический вкус учащихся средствами искусства.
-
Интегрированный урок литературы в 11-м классе на тему «"Гранатовый браслет" – рассказ о прекрасной, могучей любви» 2009
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности - мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности исследовательского, художественно-эстетического характера, что способствует развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти речи, обогащению эмоционального мира.
-
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»" 2009
На данном уроке рассматриваются особенности жанра стихотворений в прозе, многообразие тем. Обучающиеся размышляют об особенностях названия произведений, формулируют определение жанра, находят сочетание эпического и лирического в текстах. Особое внимание на уроке уделяется нравственной проблематике произведений.
-
Конспект урока "Соня Мармеладова - воплощение народной христианской нравственности" 2009
Конспект урока в 10-м классе (материал для одного-двух уроков). Урок раскрывает нравственные идеалы автора, помогает учащимся исследовать авторскую позицию, обучает целостному восприятию произведения.
-
Интегрированный урок английского языка и литературы "Литературная гостиная, посвященная творчеству В.Шекспира" WILLIAM SHAKESPEARE – MMORTAL POET OF NATURE с мультимедийной презентацией 2009
Урок предназначен для учащихся 7–9-х классов. В зависимости от языковой подготовки учащихся задания можно усложнять. Например, сонеты можно предложить учащимся продекламировать и на русском, и на английском языках. На этапе обобщения темы можно предложить учащимся ответить на вопросы без опоры на текст и т.д.
-
Программа спецкурса по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы "Культура славянского народа. Обряды и обычаи" 2009
В данной программе автор стремился выстроить картину мира древних славян, чтобы дети смогли осознать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человека и судьбу России. Программа раскрывает школьникам сущность и специфику фольклорных жанров, закономерности их исторического развития, знакомит с обрядами и обычаями русского народа.
-
Проект "Мифологические верования древних славян" 2009
В школьном курсе русской литературы культура наших древних предков - славян – освещена совершенно недостаточно. Ситуация понятна - славянские мифы не сохранились, но ведь мифология для человека первобытного общества была основным способом понимания мира, а позднее стала основой для создания неповторимых поэтических, песенных, сказочных образов.
-
Урок-мастерская по рассказу Уайльда "Кентервильское привидение" в 6-м классе 2009
Принципиальное отличие мастерской от обычного урока - это рефлексия, то есть анализ своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах. Работа учащихся не оценивается учителем. Сверяя свои прежние знания с тем новым знанием, которое ученик выстроил сам, испытывая этот «разрыв», он восходит к своему «Я», раскрывается, растёт, приобретает веру в свои возможности.
-
Урок-презентация на тему "Самые уязвимые" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" и материалам МГП) 2009
Урок с использованием материалов МГП поможет учащимся задуматься над проблемами особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного отношения к ним. В ходе урока используется презентация, что позволяет сделать его ярким, интересным, насыщенным.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ф.А. Абрамов. "О чем плачут лошади" 2009
Что нужно сделать человеку, чтобы внезапно не почувствовать себя "каким-то нелепым, отжившим существом"? Как не нарушить невидимую и хрупкую связь человека с природой? Об этом, а также о сострадании к "братьям меньшим" и ответственности за тех, кого приручили, размышляем, читая рассказ Ф.А. Абрамова "О чём плачут лошади".
-
Урок по внеклассному чтению по теме "Человек — добрый и мудрый хозяин природы в произведениях Пришвина" 2009
Представлен урок внеклассного чтения. Урок-анализ стихотворений Пришвина знакомит учащихся с биографией писателя, учит видеть красоту, мелодичность стихотворения, учит любить и защищать родную природу.
-
Урок литературы для 6-го класса по теме "Сказочные великаны Рабле" (первый урок по роману Рабле) 2009
Урок знакомит учащихся с новым автором и необычным романом. Задача урока: выяснить первое впечатление от прочитанного произведения, ввести учащихся в мир романа Ф.Рабле, продолжить работу по обучению художественному пересказу, устному рассуждению по прочитанному произведению, умению быстро ориентироваться в тексте, развивать умение кратко, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
-
Урок-исследование: традиции и новаторство прозы Андреева (по рассказу Л.Н. Андреева "Предстояла кража") 2009
Рассказ «Предстояла кража» относится к раннему, подражательному этапу творчества Л.Андреева. Уже в этом произведении писатель поднимает проблемы, которые станут традиционными для всего его творчества, - проблемы страха, одиночества, проблему конфликта между роком и человеком.
-
Урок–игра в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона "Королевская Аналостанка" 2009
Вашему вниманию предлагается описание урока-игры в 5-м классе по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона «Королевская Аналостанка». Урок неизменно вызывает интерес у пятиклассников.
-
Рабочая тетрадь по литературе для 5-го класса по программе В.Я. Коровиной 2009
Рабочая тетрадь по литературе рассчитана на применение в 5-м классе по программе В.Я. Коровиной. Тетрадь содержит различные виды заданий к изучаемым в 5-м классе художественным произведениям: викторины, кроссворды, портретную галерею, задания творческого характера.