Литература
-
Русское народное творчество (фольклор). Потешки 2009
Урок посвящен знакомству с одним из жанров устного народного творчества - потешками. На уроке рассматриваются жанровые особенности потешек, их историческая и обучающая ценности. Инсценируя потешки, мы убеждаемся в мудрости народного творчества, в необходимости изучения этой народной мудрости.
-
Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Автором представлен урок, цель которого - учить детей выделять сюжетные линии в романе, определять их стилевые особенности, изучить роль хронотопа; развивать логическое мышление, умение работать с опорной схемой. Формировать нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.
-
Игра, посвященная творчеству Н.В. Гоголя 2009
Мероприятие представлено в форме игры. Её можно провести после знакомства с биографией Н.В. Гоголя и последующего изучения произведений писателя.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Природа родного края в стихотворениях М.П. Смирновой" 2009
В ходе урока учащиеся узнают, что творческая мастерская поэтессы богата лаконичностью, эмоциональностью, богатством духовного мира. Она наделена божественной творящей силой и в то же время это обычный земной человек. Дети показывают свое творческое мастерство, проникаются чувством любви к Родине, углубляя знания о творчестве поэтессы.
-
Урок в 9-м классе. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Тема: "Духовной жаждою томим" 2009
Учитель ставит своей целью проникновение в тайны стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», воспользовавшись не академическим анализом, который часто подводил исследователей, а соотнесением произведения с жизнью, с ее ценностями. Занятие помогает через композиционный анализ стихотворения постичь его идейно-образную структуру, овладеть проблемно-диалоговым методом как главным приемом в системе духовно-нравственного воспитания.
-
Поэтический медиачас "Сражаюсь, верю, люблю" 2009
Поэтический медиачас – новая форма массовой работы, которая сочетает показ презентации и выразительное чтение. Мероприятие «Сражаюсь, верю, люблю» посвящено 85-летию поэта Эдуарда Асадова. Презентацию дополняют тексты шестнадцати стихотворений поэта. Участники медиачаса – ученики 5-х классов, но можно привлечь детей более старшего возраста.
-
Мастерская "Стихотворные размеры" 2009
Мастерская проводится в 6-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова по программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. Учащиеся работают индивидуально и в группе; они лучше обучаются творчески мыслить, фантазировать, четко и в образной форме выражать свои мысли. Проведение занятия помогает избежать затруднений в определении размера стиха, увидеть ритмические особенности каждого стихотворного размера сразу.
-
Изучение русской народной сказки на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой 2009
Автор представляет систему уроков по изучению русской народной сказки и выделяет 4 этапа: знакомство с жанром, аналитическая работа с текстом, самостоятельное осмысление художественного произведения и создание учениками своих сказок по предложенным образцам. Разработка поможет учителю создать у учащихся представление о жанре и подготовить к написанию домашнего сочинения.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа" (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") 2009
Урок построен по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Он является итоговым по изучению рассказа. Учащиеся знакомятся с композиционным приёмом контраст, с помощью которого раскрывается идея произведения.
-
Образ Мастера в сказках П.П. Бажова (5-й класс) 2009
Авторы представляют цикл уроков литературы по программе 5-го класса. На примере изучаемых произведений – "Каменный цветок", "Горный мастер", "Хрупкая веточка" – раскрывается своеобразие и уникальность образа Мастера.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П.П. Бажова 2009
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы.
-
Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс) 2009
Автор предполагает анализ литературного произведения в сопоставлении с близкими по идейному содержанию произведениями других видов искусства. На уроке используется технология холистического обучения, основанная на природосообразности ученика, в основе которой лежат методы, сочетающие работу обоих полушарий головного мозга. Кроме аналитической работы и речевой деятельности, дети сами создают живописные образы, слушают музыку, погружаются в ситуацию, представленную автором в произведении.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе "Что в имени тебе моем?" (Современные поэты о Пушкине) 2009
Конспект урока уместен как заключительный урок по творчеству по А.С. Пушкина. Цель работы - выяснить, почему мы вновь и вновь обращаемся к А.С. Пушкину, что в имени великого поэта привлекает наших современников.
-
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" 2009
Обобщающий урок, сопровождаемый презентацией, дает полную характеристику образа Герасима, показывает его нравственную силу, превосходство над другими героями, демонстрирует уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрывает трагизм судьбы крепостных.
-
Урок по литературе на тему "Фольклорные традиции в "Прологе" поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" 2009
Урок-исследование по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» направлен на раскрытие своеобразия таланта и художественного мастерства поэта в изображении необычайно богатого духовного мира простого крестьянина, воспитание интереса к народным истокам, традициям русского народа. Урок посвящен исследованию народных фольклорных мотивов в поэме через языковое своеобразие.
-
Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Гоголь собирал предания, поговорки, песни русского и украинского народа. Читая повесть, ещё раз убеждаемся: всё в ней согрето теплом гоголевского смеха: и события, и персонажи, мастерски описанные автором. Да разве может что-то подобное произойти в другом месте и в другое время, как не в рождественскую ночь на милой Украине!
-
Басни И.А. Крылова как творческое наследие потомкам 2009
Использование метода проектов на уроках литературного чтения (и вообще на уроках) в начальных классах - это современный подход к преподаванию. Метод проектов способствует решению многих целей и задач образования, обучения, развития учащихся. А именно: формирует активную, нравственную, любознательную, конкурентоспособную личность, умеющую высказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения.
-
"Кубань песенная", урок литературы 2009
Знакомство с биографией и творчеством кубанского композитора, народного артиста России и Украины, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко; развитие интереса к кубанскому народному творчеству, поэтам-песенникам, литературе Кубани.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Такую жизнь нельзя считать короткой" 2009
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина, может использоваться к юбилейным датам со дня рождения поэта (в 2010 году исполнится 115 лет со дня рождения поэта) или для литературного вечера. Данное мероприятие направлено на пробуждение у ребят интереса к творчеству Есенина, знакомит с некоторыми фактами биографии поэта. В разработку включены не только стихотворения, но и романсы на стихи поэта.
-
"Человек спасается достоинством" (Ж.Нива). Средства создания образа героя в повести А.Солженицина "Один день Ивана Денисовича" 2009
На уроке раскрывается сущность образа Ивана Денисовича с помощью основных элементов художественного стиля Солженицына; показана принципиальная новизна героя для русской литературы XX века и важнейшие особенности языковой манеры писателя.
-
Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки" 2009
Главный вопрос, решаемый на уроке,– какое значение имеет понятие "совесть", тревожащее как самого писателя, так и его читателей.
-
Урок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии" 2009
Урок не только знакомит учащихся 9-го класса с понятием "Серебряный век", но и позволяет благодаря нетрадиционной форме проведения - "литературное кафе" - и элементам проектной деятельности получить представление об основных направлениях модернизма, их своеобразии и ярких представителях.
-
Литературный праздник "Последний герой", посвященный роману Д.Дефо "Робинзон Крузо" в 6-7-м классе 2009
Что бы ни говорили о вредном воздействии телевидения на неокрепшее детское сознание врачи, психологи, учителя, родители, какие бы запреты ни вводили, современные школьники всё равно смотрят телевизор чаще, чем читают, и, естественно, хорошо знакомы с разными телевизионными играми. Это можно использовать во внеклассной работе по литературе, создавая литературные праздники, в основу которых положен сценарий популярной на телевидении игры или передачи.
-
Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой" 2009
Урок, посвященный жизни и творчеству Цветаевой, проведен в нетрадиционной форме – урок открытых мыслей. Весь материал представляют студенты, выступая в роли биографов, критиков, декламаторов. Данный урок построен по технологии творческого развития, автором которой является А.З. Рахимов. Урок имеет поликультурную направленность: читаем стихотворения М.И. Цветаевой не только на русском языке, но и в переводе на марийский язык.
-
Рассказ Пантелеймона Романова "Гвозди" как отражение эпохи коллективизации и раскулачивания 2009
Статья посвящена жизни и творчеству писателя ХХ века, Пантелеймона Романова (1884-1938). В работе даётся анализ рассказа П.Романова "Гвозди".
-
Литературоведческий анализ стихотворения Ярослава Смелякова "Памятник" 2009
Данная работа может быть использована на уроках литературы в старших классах как образец литературоведческого анализа поэтического произведения, так как учащиеся зачастую испытывают трудности при выполнении подобных творческих работ. Этот материал (в полном объёме или частично) можно также использовать на уроках, посвящённых изучению поэзии XX века, на занятиях элективных курсов по литературе.
-
"Святому братству верен я". Лицейская дружба Пушкина 2009
Урок помогает воспитывать стремление дружить, помогать друг другу, быть сплоченными.
-
Открытый урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…" 2009
Урок построен с учётом бережного отношения к внутреннему миру ребёнка, с целью предоставления простора его индивидуальности. Благоприятные условия, созданные на уроке, развёртывали духовные силы, зреющие в ребёнке.
-
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Обобщение по произведениям русских классиков XIX века" (3-й класс) 2009
Мероприятие разработано в соответствии с курсом «Литературное чтение» образовательной программы «Школа России». Основными его задачами являются: привитие интереса к творчеству русских классиков, развитие познавательной активности учащихся на уроке, формирование умения выразительно читать, сопереживать за товарищей в коллективной учебной игре.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Разработка урока литературы в 9-м классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы. В ходе урока учащиеся разбирают образ помещика Собакевича на основе индивидуальной работы с текстом, учатся работать в группе.