Содержание проблемы
Проблема развития школьника, которая десятилетиями разрабатывалась психологией и педагогикой, в наше время наконец-то становится основной идеей многих методик. Эти устремления к развитию школьника в процессе обучения диктуются сложным комплексом требований, которые предъявляет человеку наша эпоха.
В наше время замечена тенденция снижения читательского интереса ребят. И задача учителя - развивать более активное и полное творческое восприятие художественного произведения, развивать художественные переживания школьников. Многочисленные исследования показывают, что лишь небольшая часть школьников умеет осмысленно читать. Между тем непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, а отсюда и нелюбовь к серьёзному чтению порождают бездуховность, которая, как трясина, поглощает любые замыслы писателей, авторов учебников и учителей, делает их усилия бесплодными.
В нашем культурном обиходе книга, теснимая домашним экраном, всё больше и больше отступает на второй план.
А что в этом плохого? – могут спросить некоторые. – Экран тоже несёт богатую информацию.
Действительно, несёт, даже преподносит. Только ведь человека растит не то, что он получает готовое, а то, что он добывает работой ума, чувства, воображения. А такая работа происходит больше всего в общении с книгой. Вот, что пишет об этом известная детская писательница Астрид Линдгрен: “Книгу ничем не заменить. Книга окрыляет фантазию. Ребёнок наедине с книгой, где-то в святая святых своей души, творит свои собственные образы, яркие, неизгладимые. Детская фантазия неисчерпаема, без неё человечество обеднело бы. Всё великое, что когда-либо совершалось в мире, рождалось сперва в человеческом воображении. Каким мир будет завтра, зависит от тех, кто как раз сейчас учится читать”.
А к чему ведёт угасание интереса к книге?
К эмоциональному обнищанию. К отупению. Ко всему тому, что называют бездуховностью. Хотя само это слово стало штампом.
Таким образом, возникает проблема: снижение читательского интереса школьников.
Чтобы изменить эту ситуацию, нужно оживить учебный процесс с помощью заданий, которые вызывают большой интерес учащихся. К таким видам заданий относится и коллаж, который помогает преодолеть скуку и усталость на уроке.
Почему сказки? Да потому что в сказках всегда побеждает добро, они учат нас справедливости, отзывчивости.
Выполнение такого рода задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и коммуникативных умений.
Цель проекта – создание коллажа с целью активизировать творческую деятельность учащихся на уроках литературы, повысить интерес к художественной литературе и расширить читательский кругозор школьников.
Ожидаемый результат – коллаж по сказкам А.С.Пушкина.
План реализации проекта
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
Сентябрь (1 половина) – погружение в проект: определение темы и целей проекта; подбор творческих групп.
Сентябрь (2 половина) – организация деятельности: определён источник информации (сказки А.С.Пушкина); способ сбора информации (чтение и обсуждение сказок А.С.Пушкина и чтение пролога к поэме «Руслан и Людмила»); распределение обязанностей между учащимися (рисунки по сказкам писателя, чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила», выбор сказочного героя для коллажа).
Октябрь – осуществление деятельности: изучение и обсуждение сказок, конкурс рисунков и конкурс чтецов, объявление победителей, обсуждение и создание коллажа по сказкам.
Ноябрь – презентация результата: защита проекта на уроке литературы и участие в школьном конкурсе проектов.
Заняли 2 место.
Бюджет проекта
Статья расходов |
Расчёт |
Сумма |
Источники |
1. Бумага белая А-3 |
1 x 6 руб. |
6 рублей |
Личный фонд |
2. Бумага для рисования |
3 папки x 60 рублей |
180 рублей |
|
3. Карандаши |
3 коробка x 120 руб. |
360 рублей |
|
4. Клей |
1 шт. x 22 руб. |
22 рубля |
|
|
Итого |
568 рублей |
|