Литература
-
"Художник и власть". Творческая история романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Отражение в романе реалий 30-х годов 2009
Данная работа состоит из конспекта учебного занятия на 90 минут и презентации. Автор стремится ввести учащихся в атмосферу 30-х годов XX века, рассказать об особенностях культурного развития России в данное время; познакомить с живописью, музыкой, кинематографом и литературой 30-х гг., с творческой историей романа М.А. Булгакова, отражением в тексте произведения особенностей эпохи.
-
Методическая разработка (план) урока "Мифологизмы мышления древних славян. Существа, составляющие близкое окружение человека" 2009
Занятие строится по принципу проекта, основным видом деятельности становится групповая работа. В ходе освоения темы каждая группа готовит и представляет определенный блок информации о домовых, кикиморах, овинниках. На основании этого материала анализируются произведения фольклора и литературы: заговоры и пословицы, статьи А.Блока и В.Даля, отрывки из повести В.Распутина "Прощание с Матерой", стихотворения С.Есенина о деревьях.
-
Программа элективного курса " Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе" 2009
Программа элективного курса ориентирована на освоение содержания мифов, на изучение особенностей мировоззрения пращуров, нашедшего отражение в жанрах фольклора и литературы. Программа включает тематическое планирование и виды домашних заданий. Отдельные темы курса могут быть изучены на уроках в классах гуманитарного профиля или на занятиях факультатива.
-
"Нам дороги эти позабыть нельзя" 2009
Слово "армия" происходит от латинского слово "armo" - вооружаю. Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Цели предлагаемого урока - знакомство с биографией и творчеством поэтов, писавших стихотворения о войне; прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения; гордиться заслугами дедов и отцов; вызывать уважение к старшему поколению.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу" 2009
Урок посвящен анализу текста. Комплексный анализ помогает глубоко осмыслить содержание, он показывает, как в языке все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. В контексте каждое слово можно изучать углубленно, раскрывать его сущность, красоту, звучание. Проблемные вопросы, поставленные непосредственно к тексту, к отдельному слову, вызывают у учащихся интерес, желание докопаться до истины, до глубинного смысла.
-
Методическая разработка урока русской литературы "Вы все будете жить! " по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2009
Повесть В.Закруткина "Матерь человеческая" - гимн простой русской женщине, бессмертию рода человеческого, великому разуму жизни. Чистота и праведность образа Марии, высота и сила ее духа, выкованного в невыносимых страданиях. Жизнь - трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. Ассоциация образа Марии с образом России, великой в духовной мощи. Христианские мотивы в повести. К уроку прилагаются презентация и буклет.
-
Интегрированный урок (география +история+литература) по теме "Вниз по матушке, по Волге" 2009
Урок помогает продолжить формирование знаний и представлений об особенностях и главных чертах природы,истории возникновения и литературных местах российских городов. Эти уроки дети запоминают надолго.
-
Вечер, посвященный творчеству В.С. Высоцкого 2009
Цели урока: углубить знания учащихся о личности и творчестве В.С. Высоцкого; стимулировать развитие художественного мировоззрения, нравственного сознания учащихся; использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся; развивать навыки выразительного чтения; создать атмосферу "погружения" в творчество автора.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк" 2009
Большие возможности для обращения к проблемам нравственного воспитания дают уроки внеклассного чтения. Рассказ Л.Петрушевской "Глюк" содействует обретению учащимися нравственных ценностей, воспитанию негативного отношения к наркотикам.
-
"Любовь, похожая на сон" (Сценарий вечера-концерта) 2009
Внеклассное мероприятие по литературе, призванное развивать воображение учеников, развивать способность решать сложные творческие задачи, которые ставит любой писатель. На занятии много внимания уделяется связи литературы с другими видами искусства.
-
Образ русалки в мифах, легендах и произведениях русских писателей 2009
На конкретных примерах исследуется образ русалки в славянских мифах и легендах, произведениях Пушкина, Лермонтова, других русских поэтов и писателей.
-
"Вся моя биография – в моих сочинениях". Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Модульный урок 2009
Урок, созданный по модульной технологии, ориентирован на активное усвоение знаний на основе самостоятельной работы учащихся с учебным материалом. По данной технологии можно организовать первые уроки по биографии и творчеству писателя. Ведь словесные методы не всегда помогают достижению результата: мозг человека работает в 4—5 раз быстрее, чем самая быстрая речь; поэтому слушающий время от времени отключается (начинает думать о чём-то своём). На слух улавливается 40-50% информации.
-
Конспект урока литературы в 6-м классе "Живи, как эта ежевика…" 2009
Урок является вторым после изучения рассказа А.П. Платонова "Неизвестный цветок", проводится в 6-м классе по учебнику В.Ю. Свиридовой. Урок закрепляет навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения; учит ребят выполнять сопоставительный анализ произведений.
-
Урок внеклассного чтения "Русские писатели о железной дороге" 2009
Цель: познакомить учащихся с историей строительства Транссибирской магистрали, с людьми, навечно и неразрывно связавшими свою судьбу с главным делом всей жизни - железной дорогой, пробудить интерес к творчеству В.Распутина.
-
Интегрированный урок по географии, русскому языку и литературе по теме "Казаки на майдане" 2009
Такой урок выбран, так как регионализация образования требует использования регионального компонента, который нацелен на сохранение мира, возвращение к истокам, традициям своего народа, обращает внимание на понятие "малая родина".
-
Обобщающий урок-викторина в 5-м классе "По тропам русских народных сказок" 2009
Обобщающий урок по литературе, проводимый в виде викторины, помогает не только систематизировать полученные знания, но и развивает чувство здоровой конкуренции, подталкивает учащихся к более внимательному, детальному изучению предлагаемого материала.
-
Как проводить викторины в сельской малокомплектной школе? 2009
Я работаю учителем якутского языка и литературы 24 года. За все эти годы провожу примерно по два раза в год литературные викторины о родной литературе. Всего провела около пятидесяти викторин и хочу поделиться своим опытом работы с молодыми педагогами.
-
Литературный коллаж "Добро и зло" 2009
Данный материал предлагает один из множества вариантов воспитания в детях чувства доброты к окружающему миру, формирования дружеского отношения к людям, понимания важности уважительного отношения друг к другу. Извечное противостояние добра и зла почти всегда приводит в сказках к победе добра. Этот сценарий не исключение.
-
"Проявление инфантилизма как черты народного характера в ранних рассказах В.М. Шукшина" 2009
Анализ развития общества указывает на тревожное явление, когда у человека наблюдается явное затягивание детства, результатом чего выступает инфантилизация школы и общества. Неуважение к историческому прошлому своей страны открывает путь к гражданскому инфантилизму в подростковой среде. Как нейтрализовать инфантилизм? Работу по преодолению гражданского инфантилизма подрастающих поколений сегодня можно и нужно начинать с усиления приоритетности идей образования.
-
Открытый урок по литературе по теме "Мир просит тебя: открой меня заново" 2009
Цели урока: формирование эстетического восприятия мира; развитие речи и наблюдательности; воспитание художественного вкуса через восприятие поэтического и изобразительного искусства.
-
Урок по русской литературе по теме "Место человека в жизни" (По рассказу А.Платонова "Песчаная учительница") 2009
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа "Песчаная учительница".
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2009
Творчество Грибоедова представлено в 9-м классе бессмертной комедией «Горе от ума», в системе уроков центральное место отводится Чацкому. В сравнении с Молчалиным учащиеся могут сделать выводы о нравственном идеале автора, поразмышлять о человеческих ценностях. «Это произведение актуально сегодня» - именно к такому выводу должны прийти учащиеся.
-
Урок чтения в 5-м "К" классе (VIII вид) по теме "Зима" 2009
Уроки чтения в коррекционных классах должны быть направлены на развитие коммуникативных умений, эмоционально окрашены. Этому способствуют использование ИКТ, организация работы в группе, использование игровых моментов на уроке.
-
Путешествие в страну Пушкиниану 2009
Начиная цикл уроков, посвящённых изучению произведений А.С. Пушкина, надо иметь в виду, что шестиклассники уже достаточно много знают о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений. Материал 6-го класса включает в себя сведения о новых этапах жизни поэта, которые должны прочно связаться с впечатлениями и знаниями, полученными ранее.
-
Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" 2009
Изучая и анализируя роман Тургенева "Отцы и дети" на уроках литературы, мы традиционно выдвигаем на первый план социальные проблемы, конфликт поколений, споры главных героев. Однако не только социальные вопросы волнуют автора и нас, читателей. В романе раскрываются и проблемы вечные, не связанные с конкретным временем: проблемы семьи, любви, дружбы. Они в наше время актуальны.
-
Использование на уроках литературы художественных произведений, автором которых является учитель. Н.Лисина. "Рольф" 2009
Авторские рассказы для изучения на уроках внеклассного чтения в 5—7-х классах. Материал, помогающий нравственному воспитанию школьников, воспитанию чувства ответственности за тех, кого мы приручили.
-
Разработка урока по теме "Художественный мир рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа" 2009
По ходу урока автор работы предусматривает ознакомление ребят с историей создания рассказа, появления его в печати и общественный резонанс, вызванный его публикацией. Работа аналитического характера.
-
Тема урока "Обучение подробному изложению" 2009
На уроке закрепляется понятие подробного изложения текста.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручаем…" (по рассказу Л.А. Андреева "Кусака") 2009
Урок в 7-м классе по произведению Л.Андреева «Кусака» способствует привитию доброго и внимательного отношения к природе, животному миру. Развивает творческие способности учащихся и подводит к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. Перед уроком проводится большая подготовительная работа.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" 2009
Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Основной задачей занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитание и развитие индивидуальных особенностей.