Цели:
- дать новые знания по теме урока, систематизировать и обобщить изученное;
- показать своеобразие модернистского искусства рубежа веков;
- расширить знания учащихся по литературе и живописи;
- продолжить формирование целостного взгляда на предмет литературы;
- продолжить развитие образного мышления учащихся;
- продолжить развитие эстетического сознания и творческой активности учащихся;
- продолжить формирование разносторонне развитой личности;
- продолжить формирование патриотических и гражданственных чувств старшеклассников.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийное средство обучения для показа презентации в формате Microsoft Office PowerPoint;
- репродукции картин: К. Малевича “Чёрный квадрат”, П. Пикассо “Авиньонские девицы”, В. Кандинского “Деталь к композиции IV”,
- портрет В. Хлебникова;
- сборники стихотворений поэтов-футуристов;
- стихотворение Толстяковой М. “Посвящение любимой картине”;
- цветные полоски (красные, жёлтые, зелёные, коричневые, чёрные);
- цветные листы, соотносимые со звуками русского языка (красный – б; золотой – з; жёлтый – ж; голубой – к; слоновой кости – л; синий – м; алый – н; чёрно-красный – п);
- карточки с отрывками из стихотворений В. Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова;
- индивидуальные сообщения 2-х учеников-ассистентов;
- доска с записью (при отсутствии компьютерной презентации).
Методические приёмы: лекция учителя с элементами беседы, учебный эксперимент, самостоятельная работа учащихся, индивидуальные сообщения.
Ход урока
Перед уроком готовится доска (если нет возможности использования мультимедийных средств обучения):
Макет доски
Футуризм “речетворчество” “заумь” цветомузыка Futurum (лат.) – будущее |
Первое декабря. “О, сколько нам открытий чудных…” Художественные открытия модернистского искусства ХХ века. Футуризм.
|
Василий Кандинский (1886-1944 гг.) Казимир Малевич (1878-1935 гг.) Пабло Пикассо (1881-1973 гг.) Давид Бурлюк Велимир Хлебников Игорь Северянин Владимир Маяковский |
(Обучающиеся рассаживаются по местам.)
I этап. Лекция учителя
Учитель:
Кто сказал, что это не искусство?
Это, между прочим, красота!
Почему так смотрите вы грустно,
И не светят радостью глаза?Посмотри на чёткость этих линий,
На контраст красивейших цветов.
Пусть цветов так много в тех картинах –
Надо только два. И всё, шедевр готов!Как надоели все пейзажи –
Реальность, что видна в окно;
Не нравятся портреты даже,
А это то, что ждали все давно.Малевич – гений вот великий:
Придумать тот сюжет он смог,
Какой никто нигде не видел,
Вообразить никто не мог.Восхищена чудеснейшим его твореньем,
Дрожу я с головы до пят:
Не отрывая глаз, смотрю я в упоенье
На манящий меня “Квадрат”.
Это стихотворение “Посвящение любимой картине” написала ученица 9 “Б” класса Толстякова Мария. А на доске – знаменитый “Чёрный суприматический квадрат” Казимира Малевича. Полотно написано в 1914-15 гг., и оно – своеобразный прорыв эпохи. Рядом – портрет русского поэта Серебряного века Велимира Хлебникова. По силе влияния, которое он оказал на поэтов-современников, его можно назвать лицом эпохи. Вместе они – символ авангардистского искусства начала ХХ века.
Итак, начало новой эпохи. Она ознаменовалась многочисленными открытиями, кардинально изменившими жизнь человечества. “Дух просвещения”, стремление к открытию нового, непознанного, был растворён в воздухе. Пожалуйста, зачитайте историческую справку.
1-й ученик-ассистент зачитывает историческую справку:
1907 г. | – Р.О. Фессендер осуществил передачу
человеческой речи на расстояние в 320 км. – Б.Л. Розинг изобрёл первую электронную систему воспроизведения телевизионного изображения с помощью электронно-лучевой трубки. |
1909 г. | – К. Торрес сконструировал калькулятор
для решения алгебраических уравнений. – Ж. Клод создал первую неоновую лампу. |
1910 г. | – Г. Юнкерс построил первый цельнометаллический самолёт. |
Учитель: Спасибо. Это лишь краткий перечень научных открытий начала века. Но открытия были и в искусстве. В 1907 г. Пабло Пикассо провозглашает: “Смерть хорошему вкусу!” – и совершает переворот в живописи, представив на суд зрителей “Авиньонских девиц”. (Демонстрация репродукции.) И дело не в объекте изображения (девушки из публичных домов изображались художниками и ранее), а в новой художественной манере. Фигуры в искажении, ракурс, при котором предмет показывается сразу в двух плоскостях – спереди и сбоку, цветовая гамма, весьма условно прорисованные фрукты – всё это подступы к будущему кубизму. В России в 1910 г. Василий Кандинский создаёт свою картину. (Демонстрация репродукции.) Как вы думаете, как она называется? (Варианты названий.) Вообще-то она называется “Деталь к композиции IV” или второе название “Казаки”. В её основу легли впечатления художника от въезда в Москву отряда казаков во время революционных волнений 1905-06 гг. С трудом зритель находит фигуры казаков, их красные пики, мост, похожий на радугу, и радугу, соединяющую небо с землёй. Живопись становится почти беспредметной. Искусство обращается к точным наукам. Например, художник К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по околоземной орбите. В. Кандинский привносит геометрию в живопись. В своей книге “О точке и линии” он пишет: “Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньший эффект, чем палец Бога, протянутый Адаму на картине Микеланджело”. Пройдёт 5 лет, и только один квадрат будет темой и идеей одной из самых скандальных картин мира.
А мы возвратимся в 1910 год, который становится годом рождения русского футуризма, – в свет выходит I футуристический сборник стихов “Садок судей”. Его авторы – Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных. Зачитайте литературоведческую справку.
2-й ученик-ассистент зачитывает литературоведческую справку:
Футуризм (от лат. futurum – будущее) авангардистское направление в европейской культуре 1910-1920-х гг. Футуризм стремился создать “искусство будущего”, декларировал в манифестах и художественной практике отрицание традиционной культуры (наследие “прошлого”). В поэзии (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных, И. Северянин) – характерные приёмы языкового эксперимента (“слова на свободе”, или “заумь”).
II этап. Беседа и учебный эксперимент
Учитель: Спасибо. В 1912 г. выходит декларация футуристов “Пощёчина общественному вкусу”. В ней поэты заявляют: “Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно”. Итак, какова поэтическая концепция “нового искусства”? В. Хлебников выразил её так: “Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества”. Поэт проводил смелые эксперименты с языковым материалом – словом, пытался создать общечеловеческий язык, похожий на язык птиц, занимался “речетворчеством”. Вот пример такого языка и стихотворения:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Да, на первый взгляд – бессмыслица, но! В статье “Художники мира!” В. Хлебников пытается обосновать, закрепить определённое цветовое значение за тем или иным согласным звуком. Получается своеобразная формула: цвет в звук = образ.
– Как вы считаете, в этом есть рациональное зерно?
(Кто-то согласен, кто-то нет.)
– Давайте проведём эксперимент! Я буду описывать состояние человека, а вы подберёте к нему соответствующий, на ваш взгляд, цвет, т.е. покажите соответствующую цветную полоску.
Эксперимент:
У вас сильно болит голова, вы больны, у вас нет сил (чёрный).
Вы приняли лекарство, и вам стало легче, болит, но можно терпеть (красный, коричневый).
Вот боль проходит, о ней лишь воспоминание, вы прекрасно себя чувствуете (жёлтый, зелёный).
Учитель: Вы одинаково показали цветовые ощущения. Эта новая методика диагностики и адекватной оценки больным своего состояния берётся медициной на вооружение только сейчас, а самому принципу – 100 лет! Давайте вернёмся к стихотворению “Бобэоби пелись губы…” и теперь его проанализируем.
Итак, “б” – это красный. А губы человека? Они красные. Значит, “пелись губы” красно. “М” – это синий, вероятно, взор, т.е. глаза синие. “П” – чёрно-красный, т.е. коричневый. А брови довольно часто именно такого цвета. “Л” – слоновая кость. Это цвет кожи аристократического лица. “З” – золотой. Вместе с ассонансом “гз” – это и цвет цепи, и её звон. Вслед за поэтом мы спускаемся взглядом вниз по лицу, а цепочки обычно носят на шее. Действительно, “на холсте…соответствий” мы увидели лицо. Как видите, не такая уж и бессмыслица!
Мы говорим о звуках. Серебряный век невозможно представить без музыки. Музыка – это тоже звуки. Русский композитор Александр Николаевич Скрябин в 1910 году ввёл партию цвета в симфоническую поэту “Прометей”. Это – прообраз современной цветомузыки.
А теперь обратимся к стихотворению В. Хлебникова “Заклятие стихом”, 1910 г.:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей,
Смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Мы обнаруживаем здесь огромное количество новых слов – неологизмов, речевых открытий В. Хлебникова. Давайте попытаемся расшифровать некоторые из них.
- смехачи – суффикс как в словах “пугач, толмач” – “деятель”. Всё вместе – “тот, кто смешит”.
- смеянствуют – суффикс как в слове “странствуют” – “процесс во времени”. То есть – “занимаются смехом”.
- смеяльно – (как?) – наречие + глагольный суффикс -л- “воздействие смехом”.
- рассмешищ – суффикс как в слове “посмешище” – существительное от глагола “рассмешить” “сам всех смешит”.
А смысл названия? “Заклятие” – заклинание, настоятельная просьба, мольба, призыв. Действительно, мало кто не улыбнётся, прочитав это стихотворение.
III этап. Практическое занятие
Учитель: А теперь перейдём к практическим занятиям. У каждого из вас есть отрывок из стихотворения поэта-футуриста. (В зависимости от количества учащихся в классе учитель готовит лист для самостоятельной работы для каждого ученика или для группы учеников. Остальные в это время могут написать отзыв-миниатюру об услышанном в ходе лекции учителя для закрепления материала и последующей проверки учителем степени усвоения нового материала.) Прочитайте, найдите примеры словотворчества. Один неологизм, самый интересный, на ваш взгляд, – объясните.
IV этап. Подведение итогов урока
Учитель: Итак, мы сегодня слегка прикоснулись к сокровищам модернистского искусства ХХ века. Оно неисчерпаемо и многогранно. Говоря словами К.Д. Бальмонта, поэта-символиста,
Слова – хамелеоны,
Они живут спеша.
У них свои законы,
Особая душа.
Мы попытались приблизиться к пониманию загадочной души поэтических слов, почувствовать их иррациональную красоту. На следующих уроках мы будем анализировать творчество поэтов Серебряного века русской литературы.
V этап. Домашнее задание
Учитель: Индивидуальные задания-доклады о жизни и творчестве поэтов Д. Бурлюка, В.В. Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова. Подготовиться к анализу лирического произведения по плану (в тетрадях).