Урок литературы в 6-м классе "Отношение автора к героям романа «Дубровский»" (на примере Владимира Дубровского)

Разделы: Литература


«…он рожден был для иного назначения…»

Цели:

  • продолжать обучению анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.
  • развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
  • продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Ход урока

Слово учителя: Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.

В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.

Мы уже отмечали, что одним из средств создания образа в романе является прямая авторская оценка. Это мы видели на образах Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Учитель объявляет тему и цели урока. (Рисунок 1)

Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С. Пушкин.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе…)

- Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в Петербурге?

- Запишем в тетрадь вывод: (Рисунок 2)

Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к нему привязан и любил семейственную жизнь, которой не успел насладиться. Поэтому мысль потерять отца терзала его сердце. Автор говорит, что Владимир с волнением перечитал строки письма, которое он получил от няни. Тем самым автор подчеркивает, что его герой был нежный и любящий сын. А няню звали так же, как и няню самого автора , Орина. В этом тоже видно отношение автора к своему герою.

Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.

- Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.

- Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?

- Почему дворня высыпала, когда он приехал?

- Какова авторская оценка?

- Запишем вывод, который вы сделали. (Рисунок 3)

Приехав в Кистеневку, Владимир Дубровский испытал сильное волнение. «Сердце в нем забилось», - пишет автор. Дворня встретила молодого барина с радостью. А.С.Пушкин тем самым подчеркивает, что крестьяне любят своего барина, искренне рады ему.

Продолжим наблюдение за авторской оценкой. Мы знаем: Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Обратимся к тексту 5 главы.

- Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?

- Зачитать текст. Эпизод «В Кистеневской роще».

- Какие чувства его волновали?

- Каково его душевное состояние?

- Что помогает более точно понять это?

- Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

- Какие чувства он вызывает у вас?

- Что говорит этот эпизод об отношении автора к своему герою?

- Запишем выводы в тетрадь. (Рисунок 4)

Изображая Дубровского в Кистеневской роще, автор дает почувствовать, что осенний пейзаж - условное отражение внутреннего мира героя. То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.

Автор передает нам чувства своего героя, заставляет нас сочувствовать его горю.

Учитель: А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.

- Добавим в свои записи:

Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.

- Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?

- Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

(По вине Троекурова умер отец, его лишили дома).

Мы выяснили, что Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж.

- Какой эпизод характеризует Дефоржа?

- Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

- Какие черты характера подчеркивает автор?

- Сопоставьте Дефоржа и Дубровского.

Запишите составленный вывод в тетради: (Рисунок 5)

В доме Троекурова Дубровский вел себя смело, он не испугался медведя и застрелил его. Дубровский объясняет, почему при нем пистолет: «..потому что не намерен терпеть обиду, за которую , по моему званию, не могу потребовать удовлетворения». Таким образом, мы понимаем, что Дефорж был обязан терпеть прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении. По всему видно, что автор любуется своим героем, гордится его поступком.

- Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

- Почему он не стал мстить Троекурову?

(Зачитайте текст. Глава 12).

- Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой?

- Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому?

- Каково отношение автора к герою? Сделайте вывод, запишите в тетрадь. (Рисунок 6)

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

- Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

- А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

- Каким бы он стал?

- Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

- Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод. (Рисунок 7)

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

В каких еще сценах мы видим авторскую оценку? Обратимся к сцене последнего свидания с Марьей Кириловной. Зачитаем текст. (Глава 15).

- Охарактеризуйте Дубровского. Запишем в тетрадь. (Рисунок 8)

Для Дубровского воля любимой девушки священна. Он никогда не совершит злодейство во имя ее. Готов на любое самопожертвование. Любовь возвышает Владимира. Наделяя своего героя способностью любить, жертвовать собой во имя любви, Пушкин подчеркивает свое расположение к нему.

В последней главе мы видим раненого Дубровского.

- Каким автор рисует отношение разбойников к своему предводителю?

- Чем снискал он такое отношение?

- Каким изображает автор Дубровского во время боя? Подтвердите текстом.

- Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

- Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

- Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

-Запишите вывод. (Рисунок 9, 10)

Разбойники любят своего предводителя, доверяют ему, слушаются его, заботятся о нем, потому что он справедлив, храбр. Нет, Пушкин не идеализирует своего героя, но предводитель разбойников в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Итог урока.

- На чьей стороне автор романа «Дубровский»?

- Зачитайте записи в тетради. Какова авторская оценка героя?

Слово учителя: Проанализировав роман А.С.Пушкина «Дубровский», мы выявили авторскую оценку главного героя. Думаю, что эта оценка совпала с вашей.

Домашнее задание. Письменная работа. «Как вы думаете, что ценит в людях автор романа «Дубровский»?»

Приложение. Презентация