Цели:
- Познакомить учащихся с содержанием рассказа;
- Отметить мастерство автора в описании праздничного пейзажа, в изображении зарождающегося чистого, светлого чувства первой любви, облагораживающего душу подростка; обратить внимание на смысл названия произведения.
Опережающее домашнее задание
- Прочитать рассказ, выполнить следующие задания, ответить на вопросы.
- Какими художественными средствами передаётся атмосфера праздника, весеннего шумного базара?
- Найти в тексте и выписать слова, обозначающие ветер и его состояние.
- Подумать над смыслом названия рассказа.
Некоторые замечания по содержанию и структуре урока.
- Начать урок можно с чтения стихотворения о любви, настраивая ребят на определённый эмоциональный лад.
- Пейзажные зарисовки создают своеобразный эмоциональный фон для развития действия, являются необходимым компонентом произведения
- Характеристику главного героя целесообразно начать с описания портрета, проследить, как он одевался к празднику и- главное! – к предстоящему свиданию, затем перейти к характеристике речи и поступков героев.
- Обратить внимание на динамичность образов подростков: в рамках одного рассказа происходит взросление, осознание происходящего изменения – появления незнакомых ранее, волнующих ощущений незабываемой первой любви.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы будем говорить о рассказе И.С. Шмелёва “Весенний ветер”. Начиная с 5-го класса, мы с вами знакомились с отдельными произведениями этого замечательного русского писателя. Теперь у нас более взрослая тема – о любви, о первой любви.
Это чувство зарождается весной, во время великого христианского праздника – Вербного Воскресенья, который по русской православной традиции является символом обновления, возрождения и восходит к евангельскому эпизоду – входу Иисуса Христа в Иерусалим.
Мы должны проследить, каким образом автору удалось создать насыщенную яркую картину праздничной Москвы, праздничного торга; обратить внимание на портрет и характер героев, на их взаимоотношения. В конце урока обратимся к вопросу о смысле названия рассказа.
2. Беседа с классом
Учитель: Обратимся к описанию торга. Какие звуки передают атмосферу праздничного базара?
Со всех сторон слышны и оглушительный гогот, и писк, и щёлканье, и треск, и свист – рёв, гул, скрип, барабанная дробь…
Каким образом автору удалось передать точную звуковую картину многоголосого торга?
Яркое слуховое восприятие достигается применением особого художественного приёма: аллитерации, т. е. повторением некоторых согласных (свистящих, шипящих, взрывных). Над шумной пестротой торга – сам “многоплановый и весь расписной Блаженный цветёт на солнце”.
Почему автор употребил такое выражение? Как вы его понимаете?
Собор Василия Блаженного – самый “яркий” из соборов Москвы. Каждый из его куполов имеет свой неповторимый рисунок, свою роспись. Когда весеннее солнце освещает это произведение архитектуры, кажется, что собор “цветёт” яркими красками, разбрызгивая их во все стороны.
Какую необычную метафору использовал автор в описании нарядного собора?
“Весёлые купола глазеют – пучатся”.
Выводы. Действие рассказа происходит на фоне городского праздничного пейзажа. Автор мастерски передаёт атмосферу пёстрого многоголосья торга, над которым покровительственно возвышается “главный хозяин праздника”, “сам” расписной Василий Блаженный.
3. Продолжение беседы
Учитель: Пора нам познакомиться с героями рассказа. Каким вы видите главного героя произведения?
Пятиклассник Федя (15–16 лет) “совсем весенний”, т.е. обновлённый , радостный. Собираясь на 1 свидание, он тщательно осматривает свой гардероб: купленную для Пасхи модную фуражку, весеннюю шинельку, сияющие новые калоши и кремовый шелковистый шарфик.
– Какой вывод делает Федя по по поводу своего внешнего вида?
Он вполне доволен, тем более, что “шарфик делает его очень интересным”.
– О чём думает гимназист, идя на свидание?
Федя вспоминает образ милой ему девушки. И у него замирает сердце.
– Найдите в тексте портрет Нины. Что запомнилось Феде в её облике?
“Он представляет себе тоненькую фигурку Нины, с длинными тёмными косами, милое личико, нежное, маленький ротик-губки, жемчужно-белеющие зубки, остро закинутые брови и быстрые синеватые глаза, умные-умные…”
– Каким получился образ Нины в воспоминании героя? Чем это объясняется?
Образ девочки получился очень возвышенным, нереальным, неземным. Это объясняется тем, что влюблённый молодой человек идеализирует свою избранницу.
– Федя робок. Нина оказывается смелее его; как об этом говорится в рассказе?
Нина сама назначила первое свидание робкому герою.
– Какой видит Федя девушку при встрече?
Нина “совсем необыкновенная”. “Ужасно идет к ней” весь её праздничный наряд, в котором она даже похожа на итальянку. Герой “прямо очарован, не может найти слова”, он краснеет и очень волнуется. Он готов даже “опуститься перед ней в лужу”, чтобы она не замочила свои маленькие ножки. Оба крепко берутся за руки и “сливаются сгулким морем”: вливаются в шумный торг. Они идут в “весеннем очаровании”, в “неумолчном треске сыпучей, бойкой, смешливой народной речи”.
– Обратите внимание на эту фразу: “Неумолчный, сыпучей, бойкой, смешливой народной речи”. С какой целью автор вводит эти слова?
Писатель подбирает очень выразительные эпитеты для характеристики простонародной речи торгового люда. Мы вместе с героями слышим эту разную, порой смешную, с искажениями слова, пересыпанные шутками прибаутками, присказками, народными премудростями.
Выводы.
- Первое свидание очень волнует, даже немножко пугает юных героев.
- Они испытывают настоящую бурю совершенно новых, пока незнакомых чувств и ощущений.
4. Продолжение беседы
- Какими необычными – “со значением” – подарками обмениваются герои?
Учащимся предлагается перечитать этот эпизод, обращая внимание и на подарки, и на чувства героев.
Голуби и роза – символы любви. Подарок действительно значительный, с намёком.
– Какое происшествие чуть испортило свидания?
“Нина ведёт себя прямо непозволительно: вся изломалась, покатывается, как в истерике. Давится даже…”
– А что чувствует Федя? Почему?
Ему стыдно и обидно: хочется наказать “нахалов”, выглядеть совершенно взрослым, самостоятельным. Но вот всё позади; неловкость исчезла после того, как Нина приколола розовую обезьянку на грудь Феде со словами: “Храни её всегда!” И вечер опять чудесен. У подростков кружится голова от счастья. Они наблюдают, как плывёт по реке лёд, и всё плывёт.. и храм Христа Спасителя, и Кремль, и вся Москва, и звёзды…
– Что чувствуют подростки?
Они ощущают себя совершенно в новом качестве. Нина оказывается смелей: она назначает следующее свидание.
– С какими чувствами засыпает гимназист? Засыпая, герой вспоминает свою первую детскую радость – золотую канарейку в клетке.
– С помощью каких средств автор передаёт ощущение героя?
Автор очень нежно, трепетно относится к своим героям, к их новым чувствам. На наших глазах происходит взросление вчерашних беззаботных детей, зарождение светлого, ещё робкого, но уже настоящего чувства – первой любви.
5. Продолжение беседы
– Найдите в тексте лексический ряд наименований ветра. Ветер: вскрышной, тугой, серовато-тёплый, потянет, рванёт, порой; бойкий, весенний. Шумит-смеётся; торг сверкает и плещет в ветре; ветер ерошит розы; треплет перья, пузатит палатки, хлещет цветами в лица; весёлый ветер, будоражащий всё тело.
– Каким изображает ветер автор ветер?
Ветер в рассказе Шмелёва – действующий персонаж, причём вполне живой, имеющий свой характер, своё лицо, даже голос (шумит, смеётся).
– Почему рассказ назван “Весенний ветер” ?
Весенний ветер – ветер перемен, обновления. Чувства героев зарождаются весной, на фоне распускающейся природы.
6. Итоги урока
“Весенний ветер” – удивительно светлый, радостный рассказ о первой любви, ещё очень хрупкой, несмелой, но уже прекрасной. Автор позволяет нам увидеть, насколько гармонично сочетаются в сознании героев восприятие весенней природы с внезапным порывом чувств. На глазах читателей происходит взросление подростков, зарождение чистого, робкого, чего-то большого, взрослого. По-детски открытая, податливая душа героев тонко настроена в унисон радостям и свету Божьего мира. А свежий весенний ветер подбадривает, помогает преодолеть робость.
7. Задание на дом
Написать сочинение о своих впечатлениях от рассказа (тему формулируют учащиеся).