Тип урока: урок – беседа, урок внеклассного чтения.
Цели урока: подвести учащихся к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказы Юрия Яковлева «Игра в красавицу» и «Рыцарь Вася», научить детей ценить духовную красоту человека.
Оформление: рассказы Ю.Яковлева, портрет писателя, высказывания великих людей о красоте, рисунки учащихся к рассказам «Игра в красавицу» (приложение 1) и «Рыцарь Вася» (приложение 2), эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого).
… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.
- Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.
- Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.
- Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.
- При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв.
Ход урока
1. Слово учителя.
«Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои – люди, для которых читатель переступает порог моего дома». «Я буду очень рад, - говорит писатель, приглашая нас в гости, - если ты, мой читатель, на этот раз застал в моём доме своих старых добрых знакомых… Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку. Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми из них ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями».
Итак, писатель Юрий Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом – в книгу. Вперёд…
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке, как вы уже поняли, мы будем говорить о творчестве писателя Ю. Яковлева, обратимся к его рассказам «Игра в красавицу » и «Рыцарь Вася» и вместе с героями этих произведений попытаемся ответить на вопрос поэта Н. Заболоцкого:
… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
А урок наш называется так: «Истинная красота и благородство героев Ю. Яковлева»
3. Работа со словом.
– Знакомы ли вам слова красота и благородство?
– Объясните их значение.
–Прочитаем, какое толкование данных слов дает словарь С.И. Ожегова.
Красота – 1. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях.)
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
4. Краткое сообщение о жизни и творчестве Ю. Яковлева.
5. Беседа по рассказу «Игра в красавицу».
Счастливая, невозвратимая пора детства… Сколько замечательных страниц написано о нём, Удивительное, прекрасное время… Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и добрые или равнодушные и злые. В детстве всё происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а, скорее, переживаниями.
Именно о детстве и о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет Юрий Яковлев в рассказе «Игра в красавицу».
– Как вспоминает Ю.Яковлев своё детство?
– Почему ребятам никогда не было скучно?
– Какая игра считалась во дворе любимой?
– Кого чаще других выбирали красавицей?
– Была ли Нина на самом деле красавицей?
(Чтение эпизода со слов «Теперь мы вспоминаем…» до «…а некрасивым – дрянной».)
– Как вы думаете, почему дети не замечали недостатков Нины?
– Попробуем и мы поиграть в красавицу.
(Заранее подготовленные ученики читают сцену игры по ролям.)
– Расскажите о появлении новенького мальчика во дворе.
– Как изменилась Нина?
(Чтение отрывка со слов «С появлением новенького…» до слов «…шла за ним до школы».)
– Как вы думаете, почему она изменилась?
– Как ответил новенький Нинке, когда заметил, что она ходит за ним, как тень?
– Юрий Яковлев пишет: «Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым били для неё мы, когда играли в красавицу. Она верила нам. Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него - зеркало убило красавицу».
– Как вы понимаете эти слова?
– Вспомните разговор Нины с мамой. Что пытается доказать она дочери?
– Что, глядя на мать, вдруг поняла Нина?
– Что она предлагает маме?
– Как вы думаете, почему?
– Что Ю.Яковлев пишет о дальнейшей судьбе Нины?
– Можно ли назвать Нину красивой и почему?
6. Работа с цитатами, записанными на доске.
– Действительно, наряду с внешней красотой существует духовная красота, и именно о ней писали и пишут, говорили и говорят лучшие люди мира.
- Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.
- Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.
- Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.
- При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв.
– Согласны ли вы с тем, что духовная красота должна в человеке преобладать?
7. Стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».
– Прежде чем закончить разговор о рассказе «Игра в красавицу», мне хотелось бы прочитать стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».
(Учитель читает стихотворение.)
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,—
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
– Как вы думаете, почему я выбрала для урока именно это стихотворение?
8. Беседа по рассказу «Рыцарь Вася».
– Кто герой рассказа?
– Каким был Вася?
– Но никто не догадывался, что скрывается под этой толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
– О чём мечтал Вася?
– Когда рушились его мечты? Что возвращало его к действительности?
– В чём вы видите его сходство с Ниной?
– И всё-таки Вася был благородным рыцарем не только в мечтах. Докажите это.
– Как это произошло?
– Как вы оцениваете поступок Димы Ковалёва, который «присвоил себе» спасение малыша?
– Прав ли Вася, что промолчал?
9. Выводы.
– Чему же нас учат рассказы Юрия Яковлева?
– Можете ли вы теперь ответить на вопрос Н.Заболоцкого, поставленный в начале урока?
10. Заключительное слово учителя.
– Заканчивая урок, мне хотелось бы вновь обратиться к словам Ю.Яковлева.
«Мои книги, – писал он, – не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные… Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь».
– Я надеюсь, что вы будете частыми гостями в доме Ю.Яковлева. Советую вам прочитать и другие рассказы писателя: «Мальчик с коньками», «Багульник», «Реликвия», «Он убил мою собаку», «Гонение на рыжих» и другие.
11. Итоги урока
(Выставление оценок за работу на уроке, иллюстрации детей к рассказам Ю.Яковлева).
12. Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?»