Урок литературы в 6-м классе "Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева"

Разделы: Литература


Тип урока: урок – беседа, урок внеклассного чтения.

Цели урока: подвести учащихся к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказы Юрия Яковлева «Игра в красавицу» и «Рыцарь Вася», научить детей ценить духовную красоту человека.

Оформление: рассказы Ю.Яковлева, портрет писателя, высказывания великих людей о красоте, рисунки учащихся к рассказам «Игра в красавицу» (приложение 1) и «Рыцарь Вася» (приложение 2), эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого).

… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

  1. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.
  2. Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.
  3. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.
  4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв.

 

Ход урока

1. Слово учителя.

«Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои – люди, для которых читатель переступает порог моего дома». «Я буду очень рад, - говорит писатель, приглашая нас в гости, - если ты, мой читатель, на этот раз застал в моём доме своих старых добрых знакомых… Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку. Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми из них ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями».

Итак, писатель Юрий Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом – в книгу. Вперёд…

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке, как вы уже поняли, мы будем говорить о творчестве писателя Ю. Яковлева, обратимся к его рассказам «Игра в красавицу » и «Рыцарь Вася» и вместе с героями этих произведений попытаемся ответить на вопрос поэта Н. Заболоцкого:

… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

А урок наш называется так: «Истинная красота и благородство героев Ю. Яковлева»

3. Работа со словом.

– Знакомы ли вам слова красота и благородство?

– Объясните их значение.

–Прочитаем, какое толкование данных слов дает словарь С.И. Ожегова.

Красота – 1. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях.)

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

4. Краткое сообщение о жизни и творчестве Ю. Яковлева.

5. Беседа по рассказу «Игра в красавицу».

Счастливая, невозвратимая пора детства… Сколько замечательных страниц написано о нём, Удивительное, прекрасное время… Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и добрые или равнодушные и злые. В детстве всё происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а, скорее, переживаниями.

Именно о детстве и о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет Юрий Яковлев в рассказе «Игра в красавицу».

– Как вспоминает Ю.Яковлев своё детство?

– Почему ребятам никогда не было скучно?

– Какая игра считалась во дворе любимой?

– Кого чаще других выбирали красавицей?

– Была ли Нина на самом деле красавицей?

(Чтение эпизода со слов «Теперь мы вспоминаем…» до «…а некрасивым – дрянной».)

– Как вы думаете, почему дети не замечали недостатков Нины?

– Попробуем и мы поиграть в красавицу.

(Заранее подготовленные ученики читают сцену игры по ролям.)

– Расскажите о появлении новенького мальчика во дворе.

– Как изменилась Нина?

(Чтение отрывка со слов «С появлением новенького…» до слов «…шла за ним до школы».)

– Как вы думаете, почему она изменилась?

– Как ответил новенький Нинке, когда заметил, что она ходит за ним, как тень?

– Юрий Яковлев пишет: «Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым били для неё мы, когда играли в красавицу. Она верила нам. Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него - зеркало убило красавицу».

– Как вы понимаете эти слова?

– Вспомните разговор Нины с мамой. Что пытается доказать она дочери?

– Что, глядя на мать, вдруг поняла Нина?

– Что она предлагает маме?

– Как вы думаете, почему?

– Что Ю.Яковлев пишет о дальнейшей судьбе Нины?

– Можно ли назвать Нину красивой и почему?

6. Работа с цитатами, записанными на доске.

– Действительно, наряду с внешней красотой существует духовная красота, и именно о ней писали и пишут, говорили и говорят лучшие люди мира.

  1. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.
  2. Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.
  3. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.
  4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв.

– Согласны ли вы с тем, что духовная красота должна в человеке преобладать?

7. Стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».

– Прежде чем закончить разговор о рассказе «Игра в красавицу», мне хотелось бы прочитать стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».

(Учитель читает стихотворение.)

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,—
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

– Как вы думаете, почему я выбрала для урока именно это стихотворение?

8. Беседа по рассказу «Рыцарь Вася».

– Кто герой рассказа?

– Каким был Вася?

– Но никто не догадывался, что скрывается под этой толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.

– О чём мечтал Вася?

– Когда рушились его мечты? Что возвращало его к действительности?

– В чём вы видите его сходство с Ниной?

– И всё-таки Вася был благородным рыцарем не только в мечтах. Докажите это.

– Как это произошло?

– Как вы оцениваете поступок Димы Ковалёва, который «присвоил себе» спасение малыша?

– Прав ли Вася, что промолчал?

9. Выводы.

– Чему же нас учат рассказы Юрия Яковлева?

– Можете ли вы теперь ответить на вопрос Н.Заболоцкого, поставленный в начале урока?

10. Заключительное слово учителя.

– Заканчивая урок, мне хотелось бы вновь обратиться к словам Ю.Яковлева.

«Мои книги, – писал он, – не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные… Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь».

– Я надеюсь, что вы будете частыми гостями в доме Ю.Яковлева. Советую вам прочитать и другие рассказы писателя: «Мальчик с коньками», «Багульник», «Реликвия», «Он убил мою собаку», «Гонение на рыжих» и другие.

11. Итоги урока

(Выставление оценок за работу на уроке, иллюстрации детей к рассказам Ю.Яковлева).

12. Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?»