Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, который указывает на необходимость включения каждого ученика в творческую деятельность, обеспечивающую формирование и развитие его познавательных потребностей. Решение этой проблемы вижу в использовании на уроках словесности и во внеурочное время системы эффективных методов и приемов театральных и игровых технологий, в возможности готовить к жизни творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном развитии и познании. По моему убеждению, развитие творческого потенциала, то есть креативности, дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым, талантливым, смелым.
Постигая язык театрального и литературного видов искусства, дети учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока или занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Применение театральной игры на уроках словесности открывает нетрадиционный путь приобщения детей к сценическому искусству. Через знакомство с театрально-творческой деятельностью происходит накопление эмоционально-чувственного опыта ребенка. Воспитанник становится раскрепощённее, контактнее, эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает мир писателя, литературного произведения и его героев.
Главная цель литературного образования – постижение сущности художественной литературы как вида искусства и одновременно формирование культуры читательского восприятия, поэтому важно создать условия для творческого самоопределения учеников, а также развить умение сопереживать литературному герою и отождествлять себя с ним (Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, Г.Н. Кудина, С.П. Лавлинский, А.А. Мелик-Пашаев).
Возникает вопрос о средствах, учитывающих психологические особенности школьника и способствующих развитию его эмоциональной сферы, коммуникативных и литературно-творческих способностей. Одним из таких средств, к которому издавна обращались педагоги, является применение элементов театра в урочной и во внеурочной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.М. Букатов, М.В.Ганькина, А.П. Ершова, О.И. Никифорова, Л.Н. Никольский, Г.Г. Пеня, М.А. Разбаш).
Для реализации задач по развитию креативности обучающихся на уроках словесности использую разные формы нетрадиционных уроков. Дети очень любят такие уроки, как урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся. Мы играем в театр, «примеряем» на себя роли, в которых соединяются литературный образ и особенности внутреннего мира ребенка.
Урок-диалог строится и от имени самого ученика, и от имени учителя, затем возможна смена ролей и исполнителей. Ребенок поставлен в ситуацию выбора, возможности взять на себя ответственность за происходящее на уроке, попробовать свои силы в управлении учебным процессом, проявить самостоятельность, решительность и, как следствие проявления такой инициативы, почувствовать себя в новом качестве. Через игру, через веру в предлагаемые обстоятельства «Я учитель» – к познанию самого себя, своих возможностей.
Театрально-импровизационная деятельность учащихся на уроке может осуществляться и в виде диалогов литературных героев. Ученики говорят от имени персонажа изучаемого произведения, домысливая, фантазируя, высказывая предположения о том, что происходило с героем накануне описанных в эпизоде произведения событий и что произойдет после этого, с кем встречался герой, что пережил, чему огорчился или от чего повеселел. Произнося реплики персонажа, ученик «уговаривает» себя: я – это не я, я – это, к примеру, Петя Ростов или Николенька Иртеньев. И происходит волшебство: ребенок начинает верить, что можно быть другим и это совсем нетрудно, и даже не страшно! Интересно верить, что было бы, если бы это был я! Как бы я повел себя в той ситуации? Трудно было герою решиться на поступок?! Что им двигало в тот момент? Что заставляло поступать так, как он поступил? А можно было поступить иначе? Из этих вопросов и строится диалог. Решение этих проблем перерастает в дискуссию, ребята учатся принимать позицию другого человека, понимать мотивы поведения литературного героя, выбирать или корректировать свой поведенческий стиль.
Для развития креативности при изучении литературных произведений предлагаю детям выполнить такие творческие задания: написать письмо от лица литературного персонажа, например, героине произведения, написать письмо от лица героя читателю или от имени читателя в XVIII, XIX век писателю или любимому герою понравившейся книги, спросить в письме к автору или персонажу о том, что не смог понять, прочитав произведение, выразить уважение к писательскому труду или негодование по поводу недостойного поступка кого-то из героев.
После цикла таких уроков-диалогов (письменных или устных) провожу уроки-концерты, уроки-инсценировки, уроки-спектакли. Урок-концерт, например, – это начальный подход к освоению литературного или другого учебного материала. Игра в концерт – это еще одна ролевая игра. Даю возможность участникам этого процесса быть самостоятельными при отборе материала для демонстрации знаний, умений, навыков. Не имеет значения, это будет материал по литературе или русскому языку, он будет для закрепления уже изученного или новый: идем с опережением, желая понять новое самостоятельно, дать новым реалиям свою интерпретацию. Ребятам дана свобода в выборе выразительных средств для осуществления замысла, если это будет инсценировка дидактического материала, лингвистических сказок по русскому языку или театрализация литературного произведения. Дети показывают свою версию восприятия художественного текста или лингвистического правила до изучения его в классе в инсценированном варианте.
Рисунок 1. Урок-спектакль
Те ребята, которым было дано задание прочитать заранее новое произведение (рассказ или правило), смотрели инсценировку с позиции литературоведов, лингвистов. А другая группа – с позиции автора на предмет соответствия авторскому замыслу и правдивости, точности передачи сюжета. Ролевая игра заставляет быть внимательным при чтении, знакомстве с новым художественным или лингвистическим текстом. В творческой работе учащихся идет осмысление и освоение понятий «авторский замысел», «сюжет», «фабула», «композиция» произведения, «художественный образ». Если строгие ценители искусства слова находят несоответствие с оригиналом, то они вновь перечитывают текст первоисточника. Погружаясь в эпоху, атмосферу произведения, дети познают художественный мир писателя и его героев, пробуют себя в разных социальных ролях, учатся работать в коллективе.
Уроки-спектакли – это праздник. Идет большая, кропотливая подготовка к осуществлению замысла. В ходе работы использую прием «действенного анализа» (О.М.Кнебель) текста, то есть его театральную интерпретацию, позволяющую глубоко проникать в художественную ткань произведения, ярко представлять созданные в нем образы, место действия, «слышать» голоса героев и автора, переживая «самочувствие в роли» (К.С.Станиславский).
Рисунок 2. Урок-концерт
Этот прием позволяет учащимся более глубоко проникать в психологию героев, перенося свое «я» в образ персонажа, рассказчика, автора, и тем самым уяснять их позиции, проникать в их внутренний мир. Осуществлению театрального проекта способствует театральная методика работы над спектаклем: мы так же, как артисты в театре проводим застольный период, во время которого «оживляем» эпоху, в которую создавал свои произведения писатель или драматург. В этот момент помогают уроки-экскурсии, уроки-путешествия. Сочиняем истории про героев, выясняем их родословную, привязанности, секреты, определяем их внешние черты, манеры, привычки, наблюдаем за речью, за тем, где и как они живут. Источник этой информации – литературный текст. Рисуем словом, а затем пробуем карандашом, пытаясь создать эскизы к будущему спектаклю (это задание может быть домашним).
Продвигаясь таким образом вперед вслед за автором и героем, познаем истину, узнаем, каков характер героя, узнаем причину его конфликта с миром, с обществом, с самим собой. Затем выходим на площадку и пробуем работать в выгородках. Начинается процесс воплощения авторского и режиссерского (режиссером в этой ситуации для начала становлюсь я) замысла, осваиваем понятие «тема» – о чем, и «идея» – зачем, постигаем понятие «конфликт» – противоборство, противостояние, жанры и роды литературных произведений. Одно дело, когда мы работаем над драматическим произведением – пьесой, другое, когда в работе проза. Драматург подсказывает моим юным артистам в специальных подсказках-ремарках, где и когда происходит событие, какие физические действия производит персонаж пьесы, в каком душевном состоянии он находится до или во время произнесения реплики. Учу школьников не торопиться произносить текст, прошу повременить, подумать, сначала прочувствовать слова, вспомнить цель «будущего говорения», потом начинать действовать словом, и станет понятен «второй план», «подводное течение», мотив поступков персонажа. Ведь герой в драматическом произведении живет в диалоговых репликах «жителей» пьесы-спектакля, но иногда и в монологах своих и чужих, подобно тому, как И.А.Хлестаков ожил в устах своего слуги Осипа.
Работая над эпическим произведением, даю задание прочитать рассказ с карандашом в руках, делая пометы для будущего сценария. Правила игры меняются, в прозаическом произведении, говорю я своим ученикам, нет подсказок. Надо суметь выполнить работу по отбору материала самостоятельно, умело определить фрагменты текста, которые, по мнению многих, являются самыми яркими, значимыми в раскрытии идейного содержания произведения. Позже будем говорить, почему именно эти эпизоды очень важны. По крупицам собираем сведения о главных героях, пытаемся оправдать, если это необходимо, их поступки, а оправдывая, понять причины, побудившие к такому поведению, проявлению своего «Я».
Литература – это школа жизни. Маленький человек приобретает жизненный опыт, владение которым пригодится в будущем на ЕГЭ по русскому языку при выполнении задания С1. В этом плане представляется очень интересной работа над рассказами А.П.Чехова «Хамелеон», «Толстый и Тонкий». Драматургия налицо, хотя произведение эпическое. Мастерски построенный диалог не составляет труда определить, кто есть кто и против кого направлены стрелы сатиры. Прозаическая «комедия положений» вызывает сначала смех и только потом, после актерского анализа характеров и поступков персонажей, заставляет задуматься уже не только самих артистов, но и зрителей над гоголевским вопросом «Над кем смеётесь?» Ответ очевиден. Если ученики (и зрители, и исполнители) смогли правильно ответить на этот вопрос, значит, цели достигнуты, авторский замысел понятен, ясны и проблематика рассказа, и позиция автора.
Другая игра перед показом спектакля – «заседание художественного совета». В состав импровизированного худсовета могут входить представители старших классов и учителя гимназии. И не обязательно, что это будут только словесники. Худсовет решает, можно ли назначать день премьеры или еще рано, следует ли немного поработать или работа близка к совершенству. Конечно, заседание – это название условное, ученики играют во взрослую жизнь, пробуют себя в разных социальных ролях. В частности, в роли критиков, литературоведов, языковедов, театроведов. Это заставляет учеников готовиться к заседанию, читать книги по теме предложенного к просмотру спектакля. Играть роль театрального или литературного критика не всегда почетно и приятно. Но надо учиться отстаивать свои позиции аргументированно, весомо и доказательно. Эти игры-заседания по сути своей напоминают заседания школьного научного общества, на которых может идти прослушивание докладов, творческих исследований, рассказов о будущих проектах, могут утверждаться темы рефератов по литературе и русскому языку, обсуждаться премьерные спектакли театров города. Эта работа носит исследовательский характер и перерастает в участие школьников в научно-практической конференции «Шаг в науку», которая ежегодно проводится в гимназии с большим успехом. Все мои ученики, которые когда-либо принимали участие в театральных играх на уроках словесности, держатся во время защиты своих работ уверенно, выгодно отличаются от своих сверстников, потому что эта ситуация игровая, ребенок исполняет новую роль и, к счастью для многих: и родителей, которые имеют возможность присутствовать на защите исследования, и учителей, которые видят ученика в совсем иной ситуации, отличной от урочной, – успешно.
Рисунок 3. Защита проекта
Результаты деятельности в инновационном режиме таковы: ученики смело высказывают свои суждения по учебным проблемам, умело обосновывают свое видение проблемы примерами из собственного жизненного опыта и полученных знаний, пробуют свои силы в освоении актерских приспособлений для анализа поступков литературных героев, смело высказывают свое мнение о том, что движет героем в тот или иной момент его жизни, учатся погружаться в атмосферу эпохи, становятся защитниками или обвинителями литературных героев, берут на себя роли юных лингвистов, литературоведов, критиков, составителей филологического журнала, уверенно и, главное, результативно участвуют в исследовательских проектах, берутся за исполнение самых невероятных по трудоемкости заданий, например, съемка любительских видеофильмов «Средневековье и рыцарство» к курсу МХК, «Дорога к Театру» и построение театрального макета к спектаклю для работы в творческом проекте о библиотеках и театрах города.
Были проведены открытые уроки с элементами театральной и игровой технологии: «Почему причастиям не повезло с –Н–», «Часть речи, причастная к глаголу», «Эти непростые служебные части речи» с показом и защитой презентаций, «Литературный суд над Евгением Онегиным», «Защита знаний по творчеству писателей, героями которых являются подростки», «Учение – мучение или важная необходимость: по страницам литературных произведений», урок в форме защиты проекта «Театр и литература – неразлучные друзья или близкие родственники?»
Театральная деятельность обучающихся была продемонстрирована на традиционных открытых родительских собраниях в конце учебного года: сцены из спектакля по «Кентервильскому привидению» О.Уайльда, сцены из весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка», театральное представление для школьников 5-7 классов «Театр, театр, театр!!!» с показом сцен из произведений Г.Андерсена «Соловей», А.Толстого «Золотой ключик», Е.Носова «Приключения Незнайки», М.Твена «Приключения Тома Сойера», А.Чехова «Хамелеон».
Суть человека: ребенка ли, взрослого ли,– в его творчестве, в проявлении созидательного начала в любой сфере его деятельности. И результат нашей деятельности - яркое тому подтверждение!