Задачи:
- Попытаться приоткрыть мир поэта, его восприятие жизни, сделать ближе и доступнее, понятнее, т. е. снять барьер у учащихся неприятия поэзии Б. Пастернака в силу сложности его стихов.
- Показать удивительную веру поэта в жизнь, несмотря на то что жил он в наисложнейшее время, - прекрасный урок для нас, современников.
Оборудование урока: портрет поэта, эпиграф на доске, рисунок-ассоциация, выставка книг, сборники стихов на столах учащихся.
Примечание: урок помогает вести группа подготовленных учащихся; весь класс заранее прочитал стихи, используемые на уроке.
План урока:
- Истоки. «Мы приходим из детства».
- «Природа - это храм Вселенной».
- О времени и о себе.
- Философия жизни Б. Пастернака.
- ХХ век- век Пастернака.
Ход урока
Всю жизнь я быть хотел, как все,
Но век в своей красе
Сильнее моего нытья
И хочет быть, как я.
1. Вступительное слово учителя.
Б. Л. Пастернак родился 10 февраля 1890года. 10 февраля 1837 года умер Пушкин. Судьба? Совпадение? Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Поэта постоянно упрекали за непонятность. И нет необходимости отрицать справедливость этого упрека.
М. Цветаева так говорила о нем: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак - это тайность, иносказание, шифр». Это звучит, как сигнал, как предупреждение для нас: нельзя, не стоит, услышав стихи поэта, сразу выносить ни ему, ни себе приговор - не понимаю, не хочу, не люблю. Не стоит, в первую очередь, из уважения к себе!
Беседа с классом:
- Что вы знаете о семье Б. Пастернака?
- Что способствовало расцвету поэтического таланта? (благоприятная художественная атмосфера, живопись, музыка, изучение философии, истории).
- Кто из представителей отечественной культуры оказал влияние на поэта? (Блок, Маяковский, Скрябин).
Учащиеся зачитывают высказывания Б.Л. Пастернака.
Пастернак о Блоке: «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников… У Блока все, что создает великого поэта, - огонь, нежность, проникновение, свой образ мира…».
Пастернак о Маяковском: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. Это была поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь…».
Свое отношение к поэзии Маяковского он характеризует как «восхищенное отталкивание». Как вы это понимаете?
(Оно было необходимо, чтобы остаться самим собой, и это было нелегко.)
Александр Николаевич Скрябин.
Кумир поэта - мечтал силой искусства изменить жизнь всего мира. Тот самый Скрябин, который хотел установить связь между звуком и цветом. Каждая нота, по Скрябину, имеет свою окраску. «Кажется вам, что звуки светятся цветами?» – спрашивает он юного Бориса Пастернака.
Учитель: М. Цветаева писала, что ему была свойственна ранняя проницательность, прозрение своей «обреченности на лирику».
Чтение наизусть:
Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут - а слова
Являются о третьем годе…Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре твоим зрачком.
Так затевают ссоры с солнцем.
Так начинают жить стихом.
2.
Что же становится предметом поэтических откровений и раннего, и зрелого поэта? Чем живет и дышит его лирическое «я»? Вечный и прекрасный мир природы, о котором когда-то сказал Тютчев:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ученик: И опять Марина Цветаева: «Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но… никогда не выдохнет».
Учащиеся читают стихи наизусть: «Февраль», «Как бронзовой золой жаровень», «Осень».
Учитель: Языческое преклонение перед природой, слезы восторга, внутренний трепет, восклицательные предложения, восторженные междометия, метафоры.
Ученик: «Приедается все… Лишь тебе не дано…».
Учитель: Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихах она не фон, не декорация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам.
Ученик:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Учитель: И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели природы как «Божьего мира». Давайте проанализируем стихотворение «Большое озеро, как блюдо», написанное в 1956 году, в котором он изложил свою философскую концепцию видения Божьего мира, а также отследим, как поэт использует цветопись. Проследим, как изменяется колорит, переливаются, переходя один в другой, цвета.
Состоит из 7 строф.
1 - 4 строфы (16 строк) представляют собой развернутую картину природы. Все в ней изменчиво, неповторимо. Особенно это подчеркивается во 2 строфе. Диалектика природы - первопричина ее совершенства! А что же первопричина бытия? Природы? Жизни на земле? Солнце! (Разлито солнце по земле). Благодаря его животворящему свету все изменяется, преображается, существует. Солнечный свет - источник не только жизни, но и красоты.
5 - 7 строфы вводят нас во внутренность собора, храма Природы (храм, а не «мастерская», как понимал ее тургеневский герой. Кто?). Под куполообразным небом - «простор земли». Земля - это и есть прекрасная «внутренность собора». Целые поколения (святые, схимники, цари) смотрели «изнутри» этого храма в звездное небо, в «вечность», Вселенную. В разноголосице Вселенной слышны голоса земли, которые сливаются в хор, хор Природы. «Далекий отголосок» хора Природы ловит чуткий музыкальный слух поэта, который «объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья» приобщается к великой тайне. Т. о, Природа, по Пастернаку,- «тайник Вселенной», заглянуть в который дано не каждому. Поэту (назначение поэта) это удается – «слышать иногда дано». И как это ни трудно, он до конца дней готов воспевать Природу и разгадывать ее «письмена», готов «отстоять» ее «долгую службу».
После анализа всего стиха. Вывод: стихи о природе свидетельствуют о глубоком ее понимании, стремлении слиться с ней. Поэт одухотворяет ее.
Скажите, если бы мы все жили с таким ощущением и с таким отношением ко всему окружающему, пришлось бы нам сегодня говорить об экологии?
3.
Учитель: Пастернак-поэт не мог да и не хотел замыкаться только на теме природы. Давайте вспомним время, в которое ему выпало жить. Две революции (1905, 1917), три войны (первая мировая, гражданская, вторая мировая), сталинщина, хрущевская оттепель - все это вместилось в рамки одной жизни. 1 русская революция - поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт». Октябрьская революция - «Высокая болезнь». Это даже не о революции как таковой, а о современности, о той действительности, которая окружала. «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно, что жилы отворить». В 20-е годы приходит признание. О нем говорят как о советском поэте. Но время идет. Поэт уже в 1930 году почувствовал происходящее. Как быть? Для Пастернака ответ ясен - остаться самим собой, остаться человеком, который немыслим вне человечества. Это означало - выпасть из рядов большинства, остаться одному.
Чтение наизусть: «Гул затих. Я вышел на подмостки».
Учитель: Пастернак: «Стараться постичь истину или покорно следовать за историей, за сиюминутностью? Вот вопрос всегдашний. История может себе позволить все… У нее в запасе бесконечность, а у меня-то срок измерен - лет 70. И за них мне единственный шанс - постичь истину и прожить по совести с бытием и счастливо. . И это всегда можно, даже в катастрофе гражданской войны и в концлагере». Так появляется роман «Доктор Живаго». Это не легкое и не простое чтение. Прежде всего потому, что Пастернак возрождает взгляд на мир, в свое время решительно отвергнутый и широкому кругу современников не слишком понятный, - это представление о ценности человеческого существования само по себе. И это во время всеобщего коллективизма. Содержание романа - это, в сущности, духовная история самого Бориса Пастернака, представленная как история жизни другого лица.
Звучит стихотворение:
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на окне,
Свеча горела…
Первоначально роман назывался « Свеча горела». Давайте подумаем почему?
После обсуждения звучит запись песни.
Вам известна история с опубликованием романа, Нобелевской премией, исключением из Союза писателей.
Чтение наизусть:
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу хода нет.Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.«О, знал бы я, что так бывает…».
4.
И все-таки, несмотря на все перипетии судьбы, трагический мотив в его жизни занимает очень малое место. Главное в нем - жизнеутверждение, любовь, оптимизм. В 1956 году, за 4 года до смерти, он пишет: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».
Читаем наизусть.
О чем это стихотворение? Какие жизненные принципы провозглашает автор? Основано это на тех жизненных принципах, которые Пастернак выстрадал для себя и которым следовал:
- Историю надо воспринимать, какой она есть, нисколько в нее не вмешиваясь, не пытаясь навязать свою волю, изменить ее.
- Нельзя быть злодеем другим, не будучи для себя негодяем. Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя.
- Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не дает всхода, если не умрет. Надо жить не уставая…».
- Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой любим и имели случай любить.
И любовь у Пастернака - это хаос чувств, страстей и переживаний. Она не может подчиняться никакому порядку, рассудку, протекать размеренно и чинно. Любовь - это безрассудность.
Звучат стихи о любви (по выбору учащихся).
5.
«Быть знаменитым некрасиво» - это кредо Пастернака–Человека. Именно таким - скромным, стеснительным, безумно честным и необыкновенно талантливым вошел он в 20 век, чтобы остаться в нем навсегда!
А. Вознесенский: «Для меня главное политическое значение Пастернака - его чистая поэзия. Поэт противопоставлял заполитизированному сознанию уход в себя, в индивидуальность, в поэзию, как таковую, токующую.
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. Пастернак утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Каждый, входящий в этот мир, - не песчинка, не винтик. Главное - жить в согласии с собой, помня общечеловеческие заповеди: не навреди, не солги, не убий, люби ближнего как самого себя. Каждый человек- это частичка бытия, никогда бесследно не исчезающая. Если человек осознает это, то и наш век, и следующий будет по- настоящему красивым. Век Пастернака- это век и Пастернака, и людей, немногих, надо сказать, которые смогли, нашли в себе мужество быть самими собой в очень сложное время (Ахматова, Зощенко, Цветаева, Андрей Дмитриевич Сахаров). Сегодня, сейчас мы уже понимаем, что так и должно быть. Им же пришлось для утверждения этой истины пройти через испытания, унижения, удары судьбы. Возвратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете?
Посмотрите на рисунок. Именно так художник ассоциативно выразил свое понимание поэзии Б.Л.Пастернака.
Рисунок:
Сердце - символ поэзии Пастернака, потому что его стихи переполнены чувствами. В них ощущается необыкновенный заряд человеческой энергии. Кардиограмма олицетворяет постоянную пульсацию его поэзии и в то же время не всегда ровный ритм стихов. Скрипичный ключ - т. к. поэзия его музыкальна, да и музыка - неотъемлемая часть жизни поэта. Зеленые ростки прямо из сердца - символ жизнелюбия поэта, его вечной молодости и юношеского удивления перед жизнью. Дороги - постоянный поиск себя, способов самовыражения. И постижение поэзии Пастернака - тоже дорога, полная неожиданностей и открытий.
Перечень используемых стихотворений:
- «Так начинают…»,
- «Февраль»,
- «Июль»,
- «Осень»,
- «Приедается все…»,
- «Поэзия! Греческой губкой в присосках…»,
- «Когда разгуляется»,
- «Гул затих. Я вышел на подмостки…»,
- «Мело, мело по всей земле…»,
- «Я пропал, как зверь в загоне…»,
- «О, знал бы я, что так бывает…»,
- «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»,
- Стихи о любви,
- Стихи о Марине Цветаевой,
- «Быть знаменитым некрасиво…».