Урок литературы в 7-м классе по теме "Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • открыть для учащихся А.П.Чехова;
  • углубить понятие о сатире;
  • повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова;
  • проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа "Хамелеон".

Теория литературы:

  • псевдоним,
  • говорящие фамилии,
  • юмор,
  • сатира,
  • комическое,
  • художественная деталь.

Словарная работа:

  • обличать,
  • обличительный,
  • хамелеон.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • презентация Microsoft Office PowerPoint,
  • различные издания произведений А.П.Чехова,
  • портрет,
  • иллюстративный материал.

Эпиграф:

Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.
А.П.Чехов

Презентация (Приложение1)

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и цели урока. (обратиться к слайдам 1, 2, 3)

III. Вступительное слово учителя.

Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Настоящий писатель - это огромный и неисчерпаемый мир. Но сегодня перелистаем некоторые страницы его жизни, постараемся понять, что было главным в его отношении к людям, в его характере. Что помогло ему остаться человеком, несмотря на жизнь, которая была полна страданий, лишений, трудностей. Мы с вами вступим в мир чеховских рассказов, озорных, весёлых, наполненных искромётным юмором.

Чехов - гениальный юморист. Он высмеивал всё дурное, мешающее жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, наглость сильных и заискивание слабых. Но больше всего Чехов ненавидел пошлость и равнодушие к людям. Смешное в рассказах А.П.Чехова переходит в обличительное: так искусство комического у Чехова служило важным общественным целям.

IV. Повторение.

А сейчас мы вспомним, что мы знаем из теории литературы.

  • Что такое псевдоним?
  • Что вы знаете о приёме говорящихся фамилий?
  • Что такое юмор?
  • Что такое сатира?
  • Вспомните приёмы комического в юмористических рассказах Чехова?
  • Что называется художественной деталью?

V. Вопросы на восприятие.

  • Где и в какой семье родился Чехов?
  • С какого возраста писатель начинает самостоятельную жизнь?
  • О какой профессии мечтает Чехов?
  • Когда в печати появляются его первые произведения?
  • Какие произведения Чехова вы читали и помните?
  • При каких обстоятельствах у будущего писателя появляется псевдоним Антоша Чехонте?

VI. Словарная работа (запись в тетрадях).

VII. Чтение рассказа "Хамелеон" (выразительное чтение учителя или прослушивание грамзаписи).

1. Беседа по тексту произведения.

  • Что лежит в основе сюжета?
  • Выявите особенности композиции рассказа?
  • Как представлена экспозиция рассказа?
  • Кто является участником происходящих событий?
  • Какое событие произошло?
  • Можно ли назвать ситуацию комической?

2. Какую сцену из рассказа мы видим на картине?

  • Где происходит действие рассказа?
  • Что нарушает мирную картину тихого жаркого дня?
  • Что в руках у полицейского надзирателя, идущего рядом с городовым? О чём это говорит?
  • Как ведут себя блюстители порядка?
  • Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет своё решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний?
  • Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель?
  • Почему его бросает то в жар, то в холод?
  • Почему Чехов не даёт ответа на вопрос: виновата ли собака (зависит ли от этого её участь)?
  • Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается шинель?
  • Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании?
  • В прямом или переносном значении употреблено слово "хамелеон"в заглавии рассказа?
  • Слова "хамелеон" нет в рассказе. Почему возник такой заголовок рассказа? Оправдан ли он?
  • Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном?
  • В вашей жизни встречались хамелеоны?

VIII. Вывод учителя.

Мы с вами проанализировали юмористический рассказ А.П.Чехова "Хамелеон". Отметили простейшие формы комизма - нелепые фамилии персонажей (Очумелов, Хрюкин, Елдырин), комизм проявился в неоднократном изменении мнения Очумелова (в зависимости от того, кому принадлежит собака).

Рассказ "Хамелеон" смешной, но он вызывает и гнев и ненависть к порядкам царской России, к тому страшному времени, когда большой властью пользовались верные защитники царского самодержавия- полицейские, надзиратели, городовые, мировые судьи. Рассказы Чехова кратки.

IX. А.П. Чехов в восприятии современников.

Как вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку послужили эти слова?

X. Тест.

XI. Итог.

Новаторство Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл.

Комментирование оценок.

XII. Объяснение домашнего задания: написать сценарий драматургического представления по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".