Цели урока:
- открыть для учащихся А.П.Чехова;
- углубить понятие о сатире;
- повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова;
- проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа "Хамелеон".
Теория литературы:
- псевдоним,
- говорящие фамилии,
- юмор,
- сатира,
- комическое,
- художественная деталь.
Словарная работа:
- обличать,
- обличительный,
- хамелеон.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- презентация Microsoft Office PowerPoint,
- различные издания произведений А.П.Чехова,
- портрет,
- иллюстративный материал.
Эпиграф:
Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.
А.П.Чехов
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и цели урока. (обратиться к слайдам 1, 2, 3)
III. Вступительное слово учителя.
Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Настоящий писатель - это огромный и неисчерпаемый мир. Но сегодня перелистаем некоторые страницы его жизни, постараемся понять, что было главным в его отношении к людям, в его характере. Что помогло ему остаться человеком, несмотря на жизнь, которая была полна страданий, лишений, трудностей. Мы с вами вступим в мир чеховских рассказов, озорных, весёлых, наполненных искромётным юмором.
Чехов - гениальный юморист. Он высмеивал всё дурное, мешающее жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, наглость сильных и заискивание слабых. Но больше всего Чехов ненавидел пошлость и равнодушие к людям. Смешное в рассказах А.П.Чехова переходит в обличительное: так искусство комического у Чехова служило важным общественным целям.
IV. Повторение.
А сейчас мы вспомним, что мы знаем из теории литературы.
- Что такое псевдоним?
- Что вы знаете о приёме говорящихся фамилий?
- Что такое юмор?
- Что такое сатира?
- Вспомните приёмы комического в юмористических рассказах Чехова?
- Что называется художественной деталью?
V. Вопросы на восприятие.
- Где и в какой семье родился Чехов?
- С какого возраста писатель начинает самостоятельную жизнь?
- О какой профессии мечтает Чехов?
- Когда в печати появляются его первые произведения?
- Какие произведения Чехова вы читали и помните?
- При каких обстоятельствах у будущего писателя появляется псевдоним Антоша Чехонте?
VI. Словарная работа (запись в тетрадях).
VII. Чтение рассказа "Хамелеон" (выразительное чтение учителя или прослушивание грамзаписи).
1. Беседа по тексту произведения.
- Что лежит в основе сюжета?
- Выявите особенности композиции рассказа?
- Как представлена экспозиция рассказа?
- Кто является участником происходящих событий?
- Какое событие произошло?
- Можно ли назвать ситуацию комической?
2. Какую сцену из рассказа мы видим на картине?
- Где происходит действие рассказа?
- Что нарушает мирную картину тихого жаркого дня?
- Что в руках у полицейского надзирателя, идущего рядом с городовым? О чём это говорит?
- Как ведут себя блюстители порядка?
- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет своё решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний?
- Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель?
- Почему его бросает то в жар, то в холод?
- Почему Чехов не даёт ответа на вопрос: виновата ли собака (зависит ли от этого её участь)?
- Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается шинель?
- Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании?
- В прямом или переносном значении употреблено слово "хамелеон"в заглавии рассказа?
- Слова "хамелеон" нет в рассказе. Почему возник такой заголовок рассказа? Оправдан ли он?
- Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном?
- В вашей жизни встречались хамелеоны?
VIII. Вывод учителя.
Мы с вами проанализировали юмористический рассказ А.П.Чехова "Хамелеон". Отметили простейшие формы комизма - нелепые фамилии персонажей (Очумелов, Хрюкин, Елдырин), комизм проявился в неоднократном изменении мнения Очумелова (в зависимости от того, кому принадлежит собака).
Рассказ "Хамелеон" смешной, но он вызывает и гнев и ненависть к порядкам царской России, к тому страшному времени, когда большой властью пользовались верные защитники царского самодержавия- полицейские, надзиратели, городовые, мировые судьи. Рассказы Чехова кратки.
IX. А.П. Чехов в восприятии современников.
Как вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку послужили эти слова?
X. Тест.
XI. Итог.
Новаторство Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл.
Комментирование оценок.
XII. Объяснение домашнего задания: написать сценарий драматургического представления по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".