Литература
-
Характеристика персонажей и их жилища на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 2021
Научиться понимать характер героев, опираясь на их образ и внешний вид жилища на основе русской сказки. Интеграция литературного чтения и ИЗО является наиболее гармоничной, её рекомендуем для подобных уроков, связанных с лирическими или художественными произведениями. Распределение времени на уроке между предметами может проходить по двум вариантам 50% на 50% (75% на 25%), где основной сценарий урока ведет главный учитель, а другой педагог выступает помощником.
-
Знатоки природы (конспект занятия) 2021
Цель: вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету; расширить знания учащихся о значении растений в природе; воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника; раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья и т.п.); воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» 2021
Цель урока: знакомство с произведением Соколова-Микитова «Листопадничек».
-
Работа с одарёнными детьми на платформе Zoom по произведению М.М.Пришвина «Чёрный Араб» 2021
Через произведения М.М.Пришвина у учащегося пробуждается чувство любви к Родине, сострадание к ближнему, к меньшим братьям и любовь к окружающему миру. Обучение читателя к пониманию важности слова даёт значимый вес в жизни человека, оно правдиво и живо. Писатель-путешественник, краевед, фенолог, как справедливо называют Пришвина, прежде всего, является поэтом человеческой души, великолепным мастером художественного слова.
-
Опытно-педагогическая деятельность по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 2021
В современном мире все больше поднимается вопрос о читательской культуре подрастающего поколения. Школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Поэтому в настоящее время навык чтения у детей младшего школьного возраста приобретает бессознательный характер. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.
-
Методические рекомендации по теме «Сопоставительный анализ как условие совершенствования методики изучения жанровых особенностей рассказов на примере творчества И.А.Бунина и В.М.Шукшина». Модели уроков 2021
Рассказы И.С.Тургенева («Хорь и Калиныч»), Л.Н.Толстого («Севастополь в декабре»), И.А.Бунина («Кукушка»), И.С.Шмелева («Русская песня»), В.М.Шукшина («Микроскоп»), изучаемые по программе Меркина Г.С. в 7-м классе, подчинены одной теме – теме народного характера. Их анализ в школьной программе проводится по отдельности. Однако вне сопоставления этих рассказов друг с другом и другими произведениями, посвященными той же теме, разрушается целостность осмысления категории народного характера в русской литературе. Актуальна эта проблема и до сего дня, и школьники в силу своего возраста пытаются разрешить ее однолинейно и однозначно. Нам представляется возможным провести параллели между предлагаемыми к изучению произведениями, найти то, что их объединяет, увидеть, как идейное содержание организует форму произведения, т.е. жанр. Рассмотрение различных способов решения одной темы в единстве, вырабатывает у учащихся умение обобщать, видеть явления, вещи, события в их взаимообусловленности. Программа под редакцией Г.С.Меркина позволяет организовать предложенную систему уроков, не изменяя содержания программы, так как содержит блок «внутрипредметные связи».
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») 2021
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.
-
Рабочая программа по родной русской литературе. 5–9-е классы 2021
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература». Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература».
-
Урок по творчеству хакасского поэта Анатолия Кыштымова 2021
Цель урока: знакомство с творчеством поэта; формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков; формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся; создание условий для творческого самовыражения учащихся.
-
Методическая разработка урока на тему «Сатира в «Истории одного города «М.Е.Салтыкова-Щедрина» 2021
Цель урока: изучение сатиры в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина»; развитие умений сжато излагать содержание прочитанного; доносить свою позицию до других; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.
-
Конспект урока-ситуации "Василий Теркин: собирательный образ или неповторимый характер?" 2021
Цели урока: осознать неповторимость каждого человека; уверовать, что от нас зависит, какой будет жизнь.
-
Сценарий мероприятия «Мир глазами детей» в рамках акции «Дети против войны», посвященной началу Великой Отечественной войне (22 июня) 2021
Цель мероприятия: cодействие у детей чувства патриотизма, чувства гордости за великую победу, чувства солидарности.
-
Урок-исследование "Сердце, пробитое пулей". 8-й класс 2021
Во всей истории нашей Родины не было более тяжелого и грозного испытания, чем Великая Отечественная война. Вместе со всеми народами на защиту Советской Родины поднялся и чувашский народ. Многие деятели чувашской литературы в годы войны с оружием в руках сражались с врагом. Смертью храбрых пали в борьбе с фашистами М.Данилов-Чалдун, А.Петтоки, В.Бараев, Е.Еллиев, Ф.Ситта, М.Ястран, И.Думилин и др. Среди них наш выдающийся земляк, уроженец Канашского района, поэт-фронтовик Константин Кольцов. Цель урока-исследования «Сердце, пробитое пулей» – изучение жизни и творчества земляка, чувашского поэта-фронтовика Кольцова Константина Михайловича.
-
К 125-летию со дня рождения С.А.Есенина 2021
Презентация подготовлена к 125-летию со дня рождения С.А.Есенина.
-
Урок-игра "Что? Где? Когда?" 2021
Представлена презентация к уроку-игре "Что? Где? Когда?".
-
Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома», посвященный творчеству Мустая Карима 2021
Цели урока: раскрыть основное содержание повести М.Карима «Радость нашего дома»; развивать речь, способность анализировать фрагменты художественного текста; воспитывать милосердие, доброту, толерантность на примерах главных образов повести.
-
Урок-игра по повести Н.В.Гоголя "Бранное, трудное время" 2021
Представлена презентация к уроке-игре по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
-
Урок «Проверка на человечность через испытание огнем» (По роману Ю.В.Бондарева «Горячий снег») 2021
Цель урока: обогащение знаний о Великой Отечественной войны; совершенствование умений анализировать текст, выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы, развитие речи учащихся; воспитание чувства священной памяти, благодарности и гордости за свою Родину, воспитание уважительного отношения к ветеранам войны.
-
Христианские мотивы в рассказе А.Платонова "Юшка" 2021
На уроке идет сравнение юродивого и героя рассказа Платонова «Юшка».
-
Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников 2021
Из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
-
Тема Родины в творчестве поэтов трех веков 2021
Цели урока: рассмотреть тему Родины на примере творчества русских поэтов 19–21 веков, подготовить учащихся к написанию экзаменационных сочинений.
-
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Как беден наш язык» 2021
Задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта; раскрыть тему поэтического дара в творчестве А.А.Фета; совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста.
-
Роль юмора и иронии в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные уроки рассказа 2021
Урок ориентирован на учащихся шестого класса. Цель урока: развитие понятия о чувстве юмора как одном из ценных качеств человека; показать роль юмористических картин в рассказе. Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должны быть, по возможности, радостным и взаимообогащающим.
-
Планирование деятельности вечернего родительского клуба «Сказка на ночь» по ознакомлению с художественной литературой воспитанников средней группы 2021
Ребенок-слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать.
-
Сохранение и развитие детских фольклорных традиций башкир в современных условиях 2021
Цель: изучение современных проблем сохранения и развития детского фольклора башкир на основе анализа актуальных исследований теории и практики феноменов духовной культуры.
-
Сценарий театрализованного химического представления, посвященного году театра в России, 220-летию А.С.Пушкина и международного года периодической таблицы химических элементов «Стихохимия А.С.Пушкина» 2021
В статье представлен опыт интегрированного внеклассного мероприятия по литературе и химии. Данное мероприятие было посвящено году театра в России, 220-летию А.С.Пушкина и международного года периодической таблицы химических элементов. Такие внеклассные мероприятия способствуют повышению мотивации и интереса школьников к изучению химии.
-
Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе. Метареалистическая поэзия Ивана Жданова 2021
Надо ли стремиться к тому, чтобы эта поэзия сразу стала «понятной»? Может быть, важнее сделать её очевидной… видимой для внутреннего и внешнего зрения. К этим стихам, надо привыкнуть, как привыкали мы ко всем знакомым ныне предметам мира. Ведь и мир не ждёт мгновенного описания, он открыт для нашего пребывания в нем. (В.Аристов)
-
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основной способ формирования метапредметных результатов обучения 2021
Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах и т.д.) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.
-
Особенности реализации технологии развития поэтических способностей учащихся в школе пенитенциарной системы 2021
Пробуя писать, обучающиеся начинают внимательнее относиться к творчеству поэтов-классиков, учатся у них мастерству, лирические жанры становятся ближе и понятнее, а уроки литературы интереснее. Такая работа способствует пополнению словарного запаса, формированию читательских компетенций. Творчество также помогает мобилизовать потенциал личности, это шаг в развитии, в переоценке ценностей, в нравственной и эстетической «перезагрузке», которая так необходима человеку, оказавшемуся в исправительном учреждении.
-
Бинарный урок по теме «Битва под Москвой» 2021
Война в истории любого государства – трагический период, но помнить о ней необходимо. Для этого писатели и поэты, пережившие войну, оставляют потомкам свои произведения о подвиге и высоком моральном духе нашего народа. Сегодня мы познакомимся с рассказами писателя-фронтовика Сергея Петровича Алексеева о битве под Москвой, которая занимает особое место среди крупнейших битв второй мировой войны.