В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Наиболее четко и коротко идеал системы образования в условиях введения ФГОС второго поколения можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению». Я полностью с этим согласна. Но как же научить современных детей мыслить? Как пробудить интерес к учению, мотивировать их к самостоятельности?
Сталкиваясь с проблемой качества знания, низкой мотивацией, незаинтересованностью предметами, я пришла к выводу о необходимости внедрения современных технологий.
Настоящей находкой для меня стала технология французских мастерских для раскрытия индивидуального потенциала конкретного ученика, так как в любом классе ученики значительно отличаются друг от друга в усвоении материала и по способам работы, по доступному для них темпу продвижения вперёд. На своих уроках я работаю в педагогической мастерской - это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Что же даёт такой урок детям?
Учащиеся на уроках активно включаются в освоение материала, повышается интерес к предмету. У них развивается навыки и умения творческого подхода к постижению и осмыслению новых знаний, вырабатывается умение аргументированного говорения и письма, а также коммуникативных навыков и ответственности за знания, которые приводятся в систему.
Таким образом, происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
Итогом работы в мастерской становится не только реальные результаты обучения, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.
Этот эффект я испытала на себе, когда начала применять технологию французских мастерских на уроках русского языка и литературы. Громадный массив детских идей развил и мои творческие способности.
Что же такое технология французских мастерских?
В основе технологии педагогической мастерской лежат проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующей актуализации знаний.
Теперь структура моего урока выглядит следующим образом:
- «Индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
- «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
- «Социоконструкция» - построение этих элементов группой.
- «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
- «Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
- «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
- «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Как же эти приемы используются на практике?
На сегодняшний день я использую в своей педагогической практике следующие приемы и методы на уроках мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:
1. Метод сравнения версий.
Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с аналогами, которые формулировали великие люди. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
2. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, я предлагаю текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует данное слово.
3. Метод «ключевых слов».
Этот метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. После прочтения предложенного для анализа текста учащиеся выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика), а потом они знакомят всю свою группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.
4. Метод смысловых ассоциаций.
Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Моя задача - пополнить коллекцию знаний и представлений учащихся. Кроме того, такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу. После изучения темы я возвращаюсь к ассоциативному ряду, и учащиеся сравнивают, насколько изменился список ассоциаций.
5. Метод вживания.
Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся я при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме.
6. Метод «Чтение с пометками».
Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать.
7. Прием «Закончи предложение».
Выписываю из текста произведения начало ключевого предложения, сохраняя последовательность развития мысли автора. Заканчивают предложение ученики. Происходит знакомство с версиями других групп. А потом знакомимся с авторским вариантом. Таким образом, происходит диалог участника мастерской с авторитетным мнением.
8. Прием «Панель».
Предлагаю цитату, слово, фразу. У ученика есть мнение по данному вопросу, он делится своим его пониманием. Вступление в диалог других учащихся, с совершенно другим мнением по смыслу этого вопроса, просто приветствуется. Это все происходит у доски- «панели». Остальные учащиеся могут быть или активными участниками диалога, или просто зрителями. Таким образом, предоставляется всем желающим возможность высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения задачи-проблемы.
Таким образом, описанная мною система работы, отработанная в течение последних двух лет, дает определенные результаты как в учебных достижениях учащихся, так и в моей профессиональной деятельности.
Как результат - высокое качество знаний по изучаемым предметам. Отлично показывают себя учащиеся также и в различных конкурсах.
Считаю, что использование технологии французских мастерских помогает выпускнику школы ориентироваться в современных ценностях, обрести опыт творческой деятельности и быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству в обществе.