Лирический герой поэзии Маяковского. Урок-размышление

Разделы: Литература

Ключевые слова: лирический герой, поэзия, лирика


Цели:

  • дать представление о герое ранней лирики Маяковского;
  • раскрыть своеобразие и трагическую противоречивость образа;
  • способствовать формированию культуроведческой, литературоведческой, коммуникативной компетенций обучающихся;
  • помочь преодолеть барьер неприятия поэта.

Тип урока: урок-размышление.

Технологии: проблемного обучения, групповой деятельности, ИКТ.

Оборудование: презентация, тексты стихотворений В.В.Маяковского.

Используемая литература: В.В.Маяковский «Большое собрание стихотворений и поэм в одном томе», М.: «Эксмо», 2018.

Ход урока

1. Слово учителя

Писатель В.Шкловский сказал: «…каждый великий поэт должен пережить сперва непризнание, потом признание, потом забвение- и возвращение к себе». (на слайде)

Если следовать этой парадоксальной формуле, то какое место сегодня в этом ряду занимает Маяковский?

Забвение. Сегодня книги стихов Маяковского откладывают в сторону. Вчера- превозносили, сегодня отвергают.

Значит ли это, что поэзия Маяковского не оставила заметного следа в нашей культуре?

Нет. Маяковский вошёл в историю нашей культуры поэтическим знаменосцем Октября. Мы привыкли к такому Маяковскому - Маяковскому лозунгов и плакатов, автору «Левого марша» и «Стихов о советском паспорте», поэту громогласному и задиристому.

Привыкли и не подозреваем, что есть другой, настоящий Маяковский! Между тем у него есть слова (на слайде), к которым надо особо прислушаться:

Я хочу быть понят
Моей страной,
А не буду понят -
Что ж:
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

И ещё:

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот-я,
Весь
Боль и ушиб
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.

2. Формулирование проблемного вопроса

Не своеобразный ли это код к пониманию Маяковского, который он нам доверительно оставил? (на слайде)

Давайте прочитаем стихотворение Маяковского и постараемся понять поэта. Какой он?

Каков его литературный двойник? (на слайде)

3. Чтение-размышление

Вот одно из стихотворений Маяковского.

«А вы могли бы?»

- Как же понять это странное, дерзкое стихотворение?

Герой Маяковского смотрит на мир - и видит его не таким, как все мы. Он обнаруживает удивительную способность увидеть мир в палитре красок, «косые скулы океана» в самом обыденном, а водосточные трубы превращаются с помощью метафоры во флейту и звучат тонкой и нежной музыкой. - А вот А. Платонов услышал в стихотворении мотив одиночества. Попробуйте объяснить такое прочтение.

Обозначена разъединённость «я» - «вы». Губы зовущих людей, разгаданные в жести вывесочной рыбы, подчёркивают одиночество персонажа стихотворения.

Всякий человек желает увидеть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста, необходимо, чтобы это происходило в действительности.

И только в великой тоске, будучи лишённым не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан - для себя и читателя - видом дрожащего студня, а на чешуе жестяной рыбы прочесть «зовы новых губ.»

Толкование Маяковского было неоднозначным, но не могло не остаться впечатления одиночества героя, его стихи способны преображать мир, менять наши представления о нем.

«Нате!»

1. Что услышали в стихотворении?

Поэт груб и резок в выражениях своих чувств. Клеймящее и высокомерное. Заряд откровенной ненависти. Звучит как вызов толпе.

2. Мотив разъединенности, который наметился в его «А вы могли бы?», здесь обозначился уже отчётливо. Как это передано в словесных образах?

«Озверевшая толпа», «стоглавая вошь», толпа - «обрюзгший жир» - «бабочка поэтичного сердца». Смело?

3. Почему поэт так резок в выражении своих чувств?

Поэту больно видеть, как человеческое по капле источается из человека, оставляя лишь сытую телесную оболочку.

А «бесценные слова», в которых находит выражение благородный порыв лирического героя, - эти слова никому не нужны.

Этот мир достоин презрения, ибо лирический герой чувствует себя в нем непонятым, а дар свой - отвергнутым, неразделенным, невостребованным.

4. Самостоятельная работа в группах

- Каким видит мир лирический герой ранних стихотворений Маяковского? (на слайде)

Обсудите в группах. Прочитайте стихотворения выразительно, ответьте на поставленный вопрос.

1 гр. «Скрипка и немножко нервно»

Лирический герой - чудак и неудачник, его чувства вызывают смех и глумление.

В жалобах скрипки услышал тоску по человеку, но порыв его никто не понял, он воспринимается обыденно и пошло.

От сатиры - внешняя оболочка - за гротеском скрыта лирика.

2 гр. «Надоело»

Звучит тоска по людям, боль, которая выражена в экспрессивной форме.

Герой одинок, он ищет любви, участия, тепла…но любить некого.

3 гр. «Дешевая распродажа»

Он готов отдать всё «за одно только слово ласковое, человечье». Готов раздать себя достойным этого дара, на любовь ответить огромной любовью. Но всякий раз его стремление встречает только равнодушие и неприятие.

(на слайде)

Нет людей, понимаете крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
А сказать кому?

Этот мир, где «города повешены», «распяты городовые», где с крыш водосточных труб «капают слёзы». Даже небесные светила, воспетые мировой поэзией, представленные как искалеченные жертвы: «у раненого солнца вытекал глаз», а за солнцем «ковыляла никому не нужная, дряблая луна».

Вещи, детали, даже природа в поэтических зарисовках Маяковского этого периода несут на себе отпечаток боли, муки, страданий.

- Какой же смысл скрыт в этой художественной парадоксальности?

Возникает художественный эффект дискомфорта, вызванного общей неустроенностью.

Подобные образы передают неблагополучие времени и общества жестко, без мелодраматической чувствительности.

- Какой видится за всем этим фигура поэта? Герой, лирический двойник Маяковского?

Нельзя не увидеть за этим одинокой фигуры самого поэта, его неприкаянности и тоски, боли и любви.

- Но тогда как объяснить у Маяковского вот это? «Я люблю смотреть, как умирают дети» (стихотворение «Несколько слов обо мне самом»).

Чудовищный выкрик, заставляющий оцепенеть любого нормального человека. Но вчитаемся в следующие строки: «Вы прибоя смеха мглистый вал заметили за тоски хоботом?»

Попытаемся прочувствовать образ: «листы улиц» складываются в «гроба том». Что могло вырвать из горла страшные слова? Внутренний трагизм ситуации на грани безумия. Их выкрикнули от отчаяния, от жуткого одиночества, которое скрывалось за внешней бравадой, эпатирующими публику выходками. Но его не скрыть в стихах. (на слайде)

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!

Это исступленный крик души.

- А не кажется ли вам, что молодой Маяковский в некоторой степени самовлюблённо-индивидуалистичен, сосредоточен на себе самом?

Вспомните:

«Я - бесценных слов транжир и мот»

Или: «Я одинок». Название «Себе, любимому, посвящает эти строки автор…»

Нет. Он устремлен к миру со всеми его скорбями, болями и обидами.

Тем неожиданнее для вас, я думаю, прозвучит стихотворение.

«Послушайте»

- Как отозвалось в вас? Что удивило?

Не в манере Маяковского - резкой, грубоватой.

Поэт как будто не признаёт традиционных атрибутов любовной лирики, отвергает звезды, небеса, закат. Здесь чувство выражено средствами самой высокой лирической поэзии. Написано белым стихом, поэтому звучит мягко, доверительно.

- Давайте подумаем, так ли уж неожиданно это стихотворение на фоне других? Или оно по-своему объясняет и дополняет героя?

Он (лир. двойник Маяковского) как бы сбрасывает с себя оболочку неуязвимости, защищавшую его от сальных прикосновений, - и мы видим легкоранимого человека, в душе которого нерастраченное удивление перед миром, невозможность вынести «беззвездную муку». Это щемящий от чувства одиночества порыв к прекрасному.

- А если я добавлю, что стихотворение Маяковского поражает родством с великой традицией русской культуры, вы со мной согласитесь или станете возражать?

Звезды, звездное небо всегда были олицетворением света и вечности, добра. В этом смысле небо, звездное небо-важнейшая тема мировой культуры. Вспомним Толстого. И Булгакова - последние строки «Белой гвардии».

«Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» (на слайде)

Пронзителен голос человека, потерявшего себя в мире, разуверившегося встретить любовь или просто человеческое участие и понимание. Поэтому поэт делает объектом наблюдения собственную душу. Постоянное обращение к собственному «я», это «тревожное исследование собственной души» в его стихах объяснимы.

Но и без людей, без мира поэт не сможет:

(на слайде)

Я в плену!
Нет мне выкупа!
Оковала земля окаянная!
Я бы всех в любви моей выкупал,
Да в дома обнесен океан ее!

В этом созвучен Блоку, хранившему «к людям на безлюдье неразделенную любовь».

- Где выход из этого заколдованного круга?

В сознании Маяковского бьётся мысль о том, что только революция может развеять этот мертвящий туман, станет вселенским взрывом, в пламени которого выгорит вся скверна прошлого.

И только любовь дает человеку ощущение смысла жизни.

5. Обобщение наблюдений. Разрешение проблемной ситуации

Итак, что вы можете (или, точнее, что хотелось бы вам) сейчас сказать об этих стихах? О герое?

- Любовь, нежность, отчаяние, тоска и боль - вся гамма самых сильных человеческих чувств представлена у Маяковского.

- Его герой не умеет чувствовать «мелко»: сила чувства передана даже в ритме его стихотворений.

- Интонации: лиризм, взволнованность, смятенность чувств, потрясенность нешуточностью жизни. Тонкая человеческая интонация

- Что бы вы сейчас сказали уважаемому писателю?

(на слайде)

«Очень быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом долго еще будет нас ждать.» (М.Цветаева)

Я думаю, сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждет Маяковский.