Проектная технология интересна и востребована современным образованием. Она широко используется педагогами при организации занятий внеурочной деятельности. В то же время многие педагоги задаются вопросом: целесообразно ли применение проектной деятельности на уроке? Этот вопрос уместен, так как организация данного вида деятельности требует наличия достаточного времени, а в условиях урочной системы это сделать проблематично.
Русский язык и литература, история и обществознание - плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются проблемой отсутствия читательского интереса среди учащихся, что влечет за собой отсутствие навыков анализа и узкий кругозор. Интересная индивидуальная работа над проектами и работа в группах дает учащимся возможность получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности является поиск способов решения поставленной проблемы.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, наметить задачи для ее достижения);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать информацию, необходимую для достижения цели, правильно ее использовать);
- Умение анализировать (творческий подход и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, оформлять сноски, презентовать работу);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом).
В работе над проектом учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности:
- готовность к разрешению проблем,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативную компетентность.
Чаще всего учащимися востребованы следующие типы проектов:
- Информационный проект. Он направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести проекты «Имена моих одноклассников», «Речь молодежи», «Страницы истории в романе», «Прототип героя…», «Записки журналиста», «Интервью с историческим героем» и др. Учащиеся с удовольствием собирают информацию, анализируют ее и делятся ею с одноклассниками .
- Ролевой проект. Такие проекты лучше всего подходят к урокам литературы и истории.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных героев, исторических персонажей (Емельян Пугачев «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, Княгиня Трубецкая «Русские женщины» Н.А.Некрасова и др.). В качестве примера можно привести уроки изучения басен И.А.Крылова, сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского, внеурочное мероприятие «Литературный фестиваль» (инсценировка стихотворений Ю.Мориц и А.Барто, рассказов Чехова, отрывков из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого). При подготовке ролевого проекта кроме анализа текста требуется еще умение декламировать, сценическое мастерство, погружение в эпоху для воссоздания реалистичности образа. Конечно, ролевой проект требует длительной подготовки, но такой тип проектов является одним из самых ярких и интересных для детей. Ролевой проект предполагает наличие зрителя, которым являются учащиеся школы или родители. Последние с удовольствием включаются в подготовку ролевых проектов, выполняя роль костюмеров, а иногда и участвуют в постановках. Такая деятельность учит детей не бояться сцены, развивать воображение, уверенно чувствовать себя на публике, совершенствовать чтецкое мастерство. В выпускных классах учащиеся, ранее принимавшие участие в ролевых проектах, с удовольствием берутся за написание сценария праздника «Последний звонок».
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альбомы с иллюстрациями или стихотворениями, театрализованные представления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, мультфильмы, настольная игра «Назад в прошлое». Любая творческая инициатива учащегося приветствуется. Данный тип проекта помогает выразить индивидуальность ребенка, дать ему возможность почувствовать себя успешным в том виде деятельности, который ему близок.
- Исследовательский проект. Любое исследование включает в себя актуальность выбранной темы, гипотезу, цели и задачи, методы, теоретическую и практические части, результаты работы, выводы. Исследовательские работы долгосрочны. Обычно на исследовательский проект отводится не менее полугода. Представление исследовательских работ проходит на конференциях «Юный исследователь» и «Завтра рождается сегодня». Можно предложить ученикам следующие темы: «Современный отдых подростков», «Чай или кофе? Польза или вред?», «История зубной щетки» и т.д.
Выбор формы презентации проекта - задача не менее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Для презентации продукта необходим выбор такой формы его представления, чтобы ученик (или команда) получили удовольствие от презентации и обратную связь. Для этого необходимо учитывать индивидуальные интересы и способности детей (артистические, художественные и т.п.).
Виды презентации проекта:
- деловая игра.
- демонстрация мультфильма, видеофильма и пр.
- игра с залом
- инсценировка
- отчет исследовательской экспедиции
- реклама
- пресс-конференция
- спектакль
- экскурсия
- словарь
- экономический журнал
- видеоклип
- письма из прошлого
- сценарий
- альбом и пр.
Проектно-исследовательская деятельность, несомненно, интересна и полезна, так как она личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса учащегося и учителя к результату проекта, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах проекта (от идеи к продукту), приносит удовлетворение ученикам, которые получают продукт собственного труда. Учащиеся в ходе выполнения проекта учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то он легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Для формирования интереса к учебе необходимо, чтобы учебная деятельность была эмоционально окрашена. Проекты на уроках и во внеурочной деятельности - лучший выбор.