Ученическое исследование по литературе ВКонтакте

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Руководство учебным проектом

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Ученическое исследование по литературе ВКонтакте? На первый взгляд - идея необычная, кому-то может и абсурдной показаться. Но не торопитесь с выводами. Время неумолимо, и одно из главных его требований: шагать рядом, а то и на шаг впереди. Так уж вышло, что значимая часть нашей жизни ушла в on-line: общение, работа, образование. Так давайте искать плюсы в Сети, возможности мотивации детей к обучению. Я вижу потребность подростков общения посредством социальных сетей. Я вижу надобность выхода в них и учителя. И технология исследования ВКонтакте - прекрасная возможность. И здесь необозримое поле для воображения: любой школьный предмет, развитие всевозможных компетенций…

Думаю, что здесь стоит уточнить, что имеется ввиду классическое учебное исследование. Изучая литературу о научно-исследовательских работах учеников, в частности курс лекций Абрамовой Светланы Владимировны «Организация учебно-исследовательских работ» и методические рекомендации Ю.Л.Жупановой, Е.А.Юдиной «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», за основу было выбрано определение: исследовательская работа - «работа творческая, выполненная с помощью корректной с научной токи зрения методики, имеющая полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления»*. Так появилась идея: такой вид деятельности в школе возможен и расширяет у современных школьников литературоведческий, языковой и культурологический кругозор, позволяет реализовать исследовательские способности, проанализировать затекстовое пространство.

_______________

* Жупанова Ю.Л, Юдина Е.А, «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся». - Новосибирск.: Изд-во «НИПКиПРО», 2006. - 42 с.

Конечно, был толчок: низкая мотивация ребят при изучении курса литературы, желание привнести что-то новое и увлекательное, выйти в новую область, которая будет развивать учителя в том числе. starushkalarina - активный пользователь и автор, сотрудничающий с журналом "Литература" (ИД "Первое сентября") раскрыла глаза своим проектом. С ее разрешения странички литературных героев в социальных сетях (на Фейсбуке или В Контакте) выходили в журнале в течение 2010-2011 годов и печатались на последнем развороте (Рис. 1). Наполнение страницы для каждого героя продумано до мелочей: юзерпик, любимые цитаты и музыка, политические взгляды и семейное положение, а также друзья и любимые книги. В журнале автора все имена и названия являются активными ссылками, чтобы читатель сразу мог узнать, что сочинил указанный писатель или композитор, или купить упомянутую книгу. Огромный труд, благодаря которому можно познакомиться теперь с полной характеристикой персонажа, изложенной в современной нам форме. Взяв данный проект за основу, я предоставила возможность ребятам выступать в роли авторов таких страниц. (Рис. 2)

Фамилия, имя и отчество. Что касается имени, автор чаще всего своего героя им наделяет, но бывают и такие случаи, что имени у него нет, а только какая-либо буква. Ученики называют страницу именем, наиболее употребительным, т.е. для читателя привычно имя Огудалова Лариса Дмитриевна, но совсем не на слуху Ларина Татьяна Дмитриевна. Необычно отчество для Катерины (драма «Гроза»), Татьяны Лариной, Евгения Онегина, Григория Александровича Печорина (чаще только фамилия).

Дата рождения. Особенно здесь начинаются трудности, т.к. автор очень редко указывает год и дату рождения. Чаще всего ребята проявляют свою фантазию: некоторые пишут год создания книги, тем самым они дают возраст герою. Если же автор указал лета героя, то ребята ищут год рождения следующим образом: путём арифметических вычислений, то есть из даты написания книги они отнимают возраст героя. Чаще всего учащиеся датой рождения героя называют год рождения идеи, замысла художественного произведения.

Например, датой рождения Евгения Онегина называют 1823 год - год возникновения романа. Но в одной из работ год рождения Евгения Онегина ученица определила так: из нескольких фраз первой и четвертой глав романа.

1. В черновых рукописях первой главы говорится о том, что Онегин увидел свет «шестнадцати не больше лет».

2. В четвертой главе Пушкин объясняет читателю, как Онегин «убил» 8 лет на светскую жизнь Петербурга.

3.

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны;
Но вскоре были мы судьбою
На долгий срок разведены…

Пушкин имеет в виду свою ссылку на Юг в мае 1820 года, а вслед за ним Петербург покинул и Евгений, «полетев в деревню дяди». То есть светская жизнь Онегина закончился в 1820 году.

В начале романа (1820г.) Евгению Онегину было 24 года (16+8). Следовательно, родился главный герой романа в 1796 году.

Семейное положение указываем, исходя из содержания произведения. Встречаются и такие пометы: в активном поиске (Чичиков, Хлестаков), влюблён(а) (Обломов, вечно влюблён Дон Кихот, условно влюблён Печорин).

Образование: бывает указано домашнее образование, некоторые ребята придумывают учебные заведения, отдавая предпочтения элитным ВУЗам. Например: ученик предположил, что Евгений Онегин получил образование в Санкт-Петербургском Юридическом университете, кафедра гражданского права. Исследователь образа Чичикова в тексте нашёл информацию о том, что он окончил школу и училище, затем работал в казённой палате и на таможне.

Основная деятельность: ребята указывают не службу в определённом месте, а род занятий. У Чичикова - бывший чиновник (коллежский советник в отставке), скупка мёртвых душ, Снежной Королевы - стремление в вечность, путём похищения юных душ, Евгений Онегин - аристократ, Хлестакова - мелкий чиновник, живущий на деньги отца, Муму - вою под окном барыни, гоняюсь за кошками, закапываю косточки.

Но больше возможностей даёт графа интересы, она позволяет применить фантазию, выйти за рамки текста: Хлестаков - слабость к прекрасному полу, сигарки, игра в карты, враньё, Онегин - балы, интернет, Снежная Королева - пазлы, головоломки, заглядывать в окна, холодное оружие, леденцы, Татьяна Ларина - гадания, чтение сентиментальных романов, Муму - общение с Герасимом, Обломов - Casta diva, сухарики, думать в слух, заглянуть в кухню, искать в природе сочувствия, мечтать, сказки, считать минуты счастья.

Отдельным блоком, требующим внимания, является раздел «друзья». Социальная сеть ВКонтакте не позволяет их просто перечислить, и тогда ребята создают фотоальбом, в который помещают фотографии друзей, которых можно разделить на внутритекстовых и затекстовых. Друзей школьники подбирают по сходству характера. Так в друзьях у Татьяны Лариной Герда, Алёша Карамазов. Но особенно хотелось бы остановится на Лизе Калитиной, главной героине романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Она очень сильна, в неё видна христианская направленность, обе они провинциалки с твёрдым характером.

С музыкой больших трудностей обычно у ребят не возникает, потому что они начинают подбирать музыкальный материал с точки зрения интерпретации текста. Преимущества в том, что на музыку можно сделать активные ссылки. Снежная Королева - Свиридов вальс из « Метели», Чайковский « Вальс снежных хлопьев», Первая симфония «Зимние грёзы» Guf «ice baby », «Три белых коня», «Снег кружится», Татьяна Ларина - Лара Фабиан «Je t'aime», Джо Дассен «Et si tu n'existais pas (Если бы не было тебя)».

Фильмы ребята изначально подбирают исходя из текста (то есть экранизацию произведения), также некоторые проявляют свою фантазию: подходящие фильмы по характеру героя или его каких-либо особенностям. Допустимо также упоминания о фильме, в котором похожая проблематика или общий сквозной мотив. Снежная Королева - «Голубой лёд», «Послезавтра», Татьяна Ларина - «Римские каникулы», «Летят журавли», Родион Раскольников - «Преступление и наказание», Павел Чичиков - «Мёртвые души». Также ребята ссылаются на театральные постановки.

А какие книги могли бы читать наши герои? Ромео и Джульетта - «Финист- ясный сокол», «Золушка», «Спящая красавица», Родион Раскольников - Осаму Тэдзуки «Преступление и наказание», Оскар Уальд «Дориан Грэй», А.Пушкин «Пиковая дама». Снежная Королева - А. Пушкин «Метель», А.Блок «Снежная маска».

Раздел цитаты позволяет продемонстрировать фразы из книги, (и здесь нужно хорошее знание текста),высказывания критиков, пословицы, поговорки. Родион Раскольников - цитаты из теории Раскольникова «Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?», «Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят!», Иван Хлестаков - «Без царя в голове», Илья Обломов - «По щучьему велению», «Что из дворян делать мастеровых!», «Жизнь есть поэзия».

Информацию о герое, чаще всего, ребята пишут, исходя из текста данной книги.

Интересной оказалась работа не над образом героя, а над существенной деталью текста, которая является неотъемлемой частью образа - халат Обломова. Халат является одной из основных характеристик «обломовщины» вообще и Обломова, в частности. Это сквозной образ-символ романа, это не частная подробность описаний и характеристик, а художественная деталь, становящаяся центром композиции образа. Обломовский халат стал нарицательным понятием, употребляющимся для обозначения личностного понятия «обломовщины», генетически связанным с ней. Н.В.Головко утверждает, что «Обломовский халат - компонент образа-символа Обломова, его генетический «код». В этом смысле образ-символ халата «конечен и бесконечен» одновременно»**.

_______________

** Головко Н.В Источники литературного произведения и проблемы литературоведческого комментария // Источники литературного произведения: Пособие для учителя. - Ставрополь, 1995.

Очевидно, что для создания страницы ВКонтакте от лица героя (и не только) необходимо ориентироваться в художественном тексте, уметь проводить детальный, мотивный анализ, анализ образа главного героя и полученную информацию интерпретировать и проецировать на другие области культуры, искусства (в том числе искусства массового, популярного).

Кроме того, после создания страницы ребята проходят процесс её защиты: она возможна в двух вариантах on-line или непосредственно с учителем в школе (чаще всего в условиях сельской местности бывают перебои с Интернетом). Поэтому «случайной» информации на страничке быть не должно.

Эти страницы обладают также практической значимостью: то есть ребята, которые только начинают изучать произведения могут обратиться к страничкам за материалом, потому что многие ссылки активные. Например, страничка Катерины Кабановой: активной является ссылка на статью Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Дело в том, что эту форму работы можно использовать не только на предмете литературы, но и в других областях: география, история, культурология: создайте страничку города, цивилизации, учёного, животного - вас ограничит только ваше воображение!

Я уверена: такой вид деятельности в школе возможен и нужен, он расширяет у современных школьников литературоведческий и культурологический кругозор, позволяет реализовать исследовательские способности, проанализировать затекстовое пространство. Работа над страничкой В Контакте, учащиеся приобретают новые умения и навыки:

  1. Определения границ научного исследования;
  2. Рационального и эффективного использования времени;
  3. Отбора необходимого материала и критическое отношение к источникам;
  4. Аргумент, защиты своей позиции и ведения научной дискуссии.

ВКонтакте также позволяет расширить свои знания в выбранной обязательности, использовать начатый материал исследования в дальнейшей работе, поставить перед собой вопросы, ответы на которые будут найдены в дальнейшем.

Работа над страничкой требует таких методов, как и исследовательская работа: поиск информации, социальные методы (вопросы, анкетирование), анализ текста, детальный и мотивный анализ, метод ассоциативный.

На мой взгляд, работа ВКонтакте - важнейший фактор развития творческий способностей, позволяет формировать и развивать способность к нестандартному мышлению, к самостоятельности в принятии решений.