«Красиво закончить урок. Оруэлл говорил, что в каждом начале уже есть конец. Это верно. Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что урок был отличный. Лучший способ завершить урок - зациклить, вернуться в начало. Это создает его целостность и замкнутость. В хорошем смысле».
Так проходили и проходят наши уроки в школе №22 г. Перми. На протяжении ряда лет педагоги активно проводят метапредметнае практики, курсы, уроки. И обычно-необычайные уроки в потоках по литературе, на сцене малого театра школы - ораторское искусство, навигация в географии, спорт и искусство в полном смысле слова. Познакомьтесь с творцами, которые играют необыкновенные роли.
Е.Ю.Старикова, учитель истории и обществознания
Мой исторический выбор
С 2013-2014 учебного года наша школа принимает участие в проекте «Основная школа - пространство выбора», внедрение поточно-групповой метод обучения в основной школе.
Выбор предмета «история» объяснялся:
- кадровым ресурсом, возможностью деления потока на группы
- возможностью выбора направлений (специфики) групп
В основу деления на группы положено деление по видам деятельности (интересов) в рамках учебного предмета (5-9 классы) - см. слайд презентации - комментарии
Программы
Преподавание учебных предметов по выбору ведется по рабочим программам, составленным на основе типовой программы по учебному предмету, в содержание которой вносятся изменения в связи с направлением (спецификой) группы. Отличительный компонента составляет в объеме до 10% учебного материала в содержание реализуемой рабочей программы учебной группы, это 2 урока в четверти.
Результат
- Работы в потоках реализуются в форме разработки игры, путешествия, съемка кино, постановки спектакля на историческую пройденную тему
- Использование своих знаний фр.яз. в оценке исторической ситуации
- Формирование умений по оцениванию роли личности в истории, реконструированию исторической эпохи
- Формирование умений использования литературно-художественных источников при изучении определенной эпохи
Выбор
Процедура выбора групп обучающимися начинается в начале учебного года с презентации учебных групп или 1 неделя преподавания учителем в каждом классе «истории», в 9-м классе - приоритет, кто сдает историю на ОГЭ или предполагает ее изучать в 10м на профильном уровне;
после - учащийся самостоятельно принимает решение о выборе определенной учебной группы. По окончании четверти учащийся может поменять группу исходя из личных интересов, написав заявление тьютору , с объяснением причины перехода
Демонстрация опыта ПГМО
Историками школы неоднократно проводились семинары и открытые уроки для учителей школы, района и края как учителей истории, так и для учителей других предметов и руководителей школ, которые входят в проект ПГМО.
По последнему семинару, состоявшийся 05.12.2016., на котором уроки давали Е.А.Гергерт (история и театр) и М.О.Мехоношина (история и игра), были оценены учителями и городским руководителем проекта ПГМО на «отлично», получили положительные отклики, рекомендованы как эталон для внедрения ПГМО по предмету.
Треногина Е.В., учитель русского языка и литературы
Организации поточно-группового метода обучения литературе в 6-х классах
Обоснование выбора групп:
Изучение литературы в 6 классе осуществляется поточно-групповым методом. При создании групп мы исходили из нескольких моментов: возможностей и интересов учителей-предметников, работающих в потоке; понимания того, что литература является не столько наукой, сколько одним из видов искусства, и только в связи разных видов искусств формируется полноценный эстетический взгляд на мир. Поэтому в основу деления на группы положены принципы интеграции и деятельностного подхода.
Название
|
Литература и музыка
|
Литература и живопись
|
Литература и кино
|
Литература и театр
|
Уроки-практикумы |
создание 3D модели стихотворения;
разработка электронного приложения к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» |
проведение заочной экскурсии в художественную галерею;
реализация групповых проектов по созданию художественных альбомов к произведениям Фета и Тютчева; иллюстрирование произведения |
сравнительный анализ киноиллюстрации и фрагмента художественного произведения;
создание рецензии на кинофрагмент |
отработка умения корректировать сценический текст;
создание сценария к произведению |
Результат |
1 четверть - конкурс мелодекломаций;
2 четверть - электронный альбом к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» |
1 четверть - письменное словесное рисование портрета героя произведения;
2 четверть - выставка иллюстраций к произведениям русских поэтов |
1 четверть - резензия на кинофрагмент;
2 четверть - фильм по фрагменту произведений А.С.Пушкина («Выстрел», «Метель») |
1 четверть -создание сборника сценариев;
2 четверть - постановка театральных миниатюр |
Просвирнина С.А., учитель физической культуры
Поточный метод в изучении предмета физическая культура
В 2016-2017 учебном году предмет физическая культура выведен на поточно-групповой метод в 7-9-х классах. Учебный план по предмету 102 часа в год, т.е. 3 часа в неделю. 1 час учебного времени взят на изучение в потоке. Основанием деления на группы было деление по видам деятельности, учитывая желание и интерес учащихся.
Учащимся был предложен выбор из 4 направлений: баскетбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика и группа с элементами восточных единоборств.
Почему именно эти направления? Во-первых, хотели отойти от традиционных видов программы, во-вторых, исходя из материальной базы школы, в третьих, для обогащения двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью, формирования культуры движений и взаимосвязи с базовыми видами спорта.
Учителями были разработаны программы, компонент специфики которых составил 10-12%, это 1 час в неделю по видам спорта.
В любой деятельности есть свои плюсы и минусы. Положительными моментами поточно-группового метода на уроках физической культуры считаем:
+ выбор учащихся повысил интерес к предмету физическая культура и виду спорта, которым учащийся занимается;
+ знакомство с базовыми упражнениями в новых дисциплинах и углубление знаний в знакомых видах спорта;
+ появилось пространство выбора образовательной деятельности для определения и развития у обучающихся личных интересов, склонностей, способностей;
+ развитие коммуникативной компетентности подростка;
+ нет пропусков без уважительной причины, появился выбор учащимися дополнительного образования по тому виду деятельности, которым занимается на уроках;
Но есть и минусы:
- возникли сложности с выставлением итоговой отметки. Мы решили суммировать отметки по потоку и урокам и выставлять среднеарифметическую.
Максименко А.А., учитель французского языка
Я работаю в проекте департамента образования Муниципальная модель основной школы, который называется «Основная школа - пространство выбора», начиная с 2012 года. За это время я разработала и апробировала курсы для параллели 5-8-х классов.
Мой первый курс назывался «Французская кухня». Именно он лег в основу моей мастерской, которую вы могли посетить в рамках городка развлечений «Франковиль». Данный курс был представлен на семинарах как в рамках школы, так и на районном, и городском уровнях.
Так же мной были разработаны курсы по вязанию: «Филейное вязание», «Веселые петельки» и «Амигуруми».
Цель моих курсов - дать учащимся те знания и умения, которые пригодятся им в жизни. Поэтому все мои курсы являются практико и продукто-ориентированными.
На мой взгляд, курсы, которые я предлагаю учащимся, актуальны и интересны. Их выбирают не только девочки, но мальчики. Программа курса рассчитана на тех, кто уже умеет вязать, а так же и на тех, кому только предстоит этому научиться. Пройдя мой 8-часовой курс, каждый из учащихся в итоге имеет свой собственный, индивидуальный продукт, который он представляет на образовательном событии в конце четверти, полугодии, года. (Результаты работы вы можете увидеть на слайде).
В заключении, я бы хотела сказать, что очень рада тому, что после окончания моих курсов, учащиеся продолжают творить, создавая уникальные вещи, для которых они самостоятельно разрабатывают схемы и подбирают материалы. На слайде вы видите работу Екатерины Калининой, ученицы 7 А класса. Катя занимается конным спортом и очень любит лошадей. Научившись вязать на краткосрочных курсах, Катя самостоятельно разработала модель шапочки для коня, сама создала выкройку, выбрала пряжу и инструменты, чтобы в итоге получилось вот такое красивое и интересное изделие.
Каракоскина Н.Л., учитель географии
Навигатор
В проекте ММОШ работаю с 2012 г, участвовала в поточном обучении «Природоведение с элементами химия»; в разработке краткосрочных курсов 6 класс - «Путешествуйте с нами, путешествуйте сами»; 8 класс «Медицинская география»; 5 класс «По следам литературных героев»; 7 класс - «Памятники природы и культуры Юнэско»; 7-8 класс «Навигатор».
Краткосрочный курс «Навигатор» запланирован на 8 академических часов. Курс рассчитан на учеников 7-8-х классов. Обучение проходит в малых группах не более 10 человек. «Навигатор» - краткосрочный курс, который поможет актуализировать знание по географии за 6 класс, раздел «Изображение земной поверхности»; закрепить навыки работы с картой, компасом, уметь ориентироваться на местности.
Цель краткосрочного курса: углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки работы с различными видами карт, ориентироваться в пространстве, используя различные методы и приемы.
На занятиях рассматривали вопросы ориентирование по туристическим картам, прокладка маршрутов; как туристу, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами.
Курс «Навигатор» имеет свое практическое значение при проектировке дачного участка; т.е. правильно с ориентировать в пространстве дачный дом, подсобные строение, расположение игровых площадок и зон отдыха, посадки фруктово-ягодных деревьев и кустарников. Выяснилось, что ученики хорошо используют знания по математике, биологии, ОБЖ, географии.
Данный курс сформировать учащимся профессионально-ориентированные умения профессий краевед, геолог, летчик, моряк, топограф, геодезист и т.д.; расширить кругозор учащихся в образовательной области «география»; дать сведения и практические умения по ориентированию без применения приборов, без карты, с картой и компасом; по небесным светилам; в самых различных условиях. На итоговом занятии дети проектировали дачный участок, где могли применить свои знания. Данные работы представлены на слайде, в т.ч. хочется отметить, что ряд учеников 9- х классов, при разборе заданий пробного ТОГЭ, отметили, что это они помнят с курса «Навигатор».
Ибрагимова Н.М., учитель начальных классов
Реализация модели ММОШ в школе №22 «Результат и перспективы предмета ИСКУССТВО
В школе второй год учащиеся 5 классов выражают своё волеизъявление, делая выбор образовательной траектории по предмету «Искусство» для получения обучающимися опыта принятия и реализации самостоятельных образовательных решений.
В потоке 5-6 классов работают учителя Баташова А.А., Ибрагимова Н.М., Макарова А.Ф., Механошина М.О. У нас общая программа Неменского Б. по предмету «Искусство». Каждый выбрал направление по виду деятельности. Макарова А.Ф. - «Искусство книги, книга в искусстве»- книга как арт-объект, Баташова А.А. - «Чудеса света»-история в рисунках. Механошина М.О. - «Искусство народов мира» - конструирование и моделирование из бумаги. Я выбрала направление, которое связывает современного человека с его малой (Прикамье) и большой Родиной - Россией. Каждый учитель реализует цель предмета: формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве; развитие художественного вкуса и воображения; развитие умения работать в разных видах художественно-творческой деятельности.
Изучаем основные промыслы России: хохлому, гжель, филимоновскую, каргопольскую, дымковскую игрушки, городецкую и жостовскую роспись. Работаем с различными материалами: простой и цветные карандаши, акварель, гуашь, пластилин, глина, бумага, ткани и др. На этой основе один-два урока в каждой четверти мы реализуем введённый компонент рабочей программы Неменского Б. Поэтому уроки «Искусства» в поточно-групповом методе обучения (ПГМО) больше напоминают «Художественный труд».
Основой моих уроков является национальный и региональный тип народного промысла. Конечным продуктом деятельности учащихся предполагается создание национального костюма народов Пермского края, роспись по дереву предметов быта (разделочные доски, ложки, лопаточки), вышивание вафельных полотенец для кухни, украшений (серьги, бусы, браслеты, ожерелья) для себя и своих мам. Учащиеся с удовольствием дарят свои работы своим близким.
Бессарабова С.Б., педагог-организатор «ММОШ в школе №22»
К проекту присоединилась только в этом учебном году, разработав курс «Секреты сцены». А причиной стало то, что у ребят, приходящих ко мне с желанием присоединится к творческо-организаторской деятельности, не всегда есть необходимые навыки. Это, может, кажется со стороны, что ребята сами по себе вот такие талантливые и всё у них здорово получается, но у кого уже получается за плечами большой труд, необходимые знания и опыт.
Цель курса: познакомить ребят с миром закулисья, научить приёмам работы с микрофоном, развивать навыки коммуникации и взаимодействия, поработать над культурой поведения во время публичного выступления (поведения на сцене).
Изучение курса помогло ребятам:
- развить свои музыкальные и коммуникативные способности;
- развить навыки сотрудничества;
- развить свою память (выучивая текст песен);
- посмотреть на себя с творческой стороны.
Результатом работы курса стали: Закличка к школьной Ярмарке и проведение праздника Новый год для учащихся начальной школы.
Подводя итоги курса, я сама для себя открыла новых талантливых ребят, ответственных и инициативных.
А ребята давали такую оценку своей деятельности на занятиях: интересно, это то, что я ожидал; что-то я застеснялся; а можно я буду только помощником; возьмите нас ещё к себе - мы ведь вам понравились…
Баташова А.А., учитель истории
Ораторское искусство и эффективное общение
Учитесь говорить уверенно, красиво, убедительно!
Краткосрочные курсы веду с 2011г. Программа составлена в соответствии с требованием ФГОСТ второго поколения. Курс для учащихся среднего звена. Состоит из 8 занятий.
Цель курса:
- Усовершенствовать качество речи учащихся, развить их метапредметные умения с помощью практических занятий;
- Получить навыки эффективного делового общения и публичного выступления.
Приемы работы: голосо-речевой тренинг, игровые упражнения на отработку техник ораторского искусства и эффективного общения, публичные выступления, видео-тренинг, рефлексия.
В результате прохождения курса ученики освоят основные приемы ораторского искусства. Приобретут навык доходчивого изложения своих мыслей, улучшат качество своей речи, научатся говорить ярко, интересно, владеть своим голосом и управлять вниманием слушателей.
Результатом является состязание ораторов: публичное выступление на заданную тему.
Вся наша жизнь связана с общением и сильно зависит от него. Мастерами общения не рождаются - ими становятся. Способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, научиться которому может каждый. Совершенства можно достичь только практикой. Курс помогает овладеть навыками, которые позволяют легче добиваться своих целей в учебной или повседневной деятельности.
- Как произносить речь эмоционально, убедительно и доходчиво?
- Как избавиться от слов-паразитов?
- Как улучшить свою дикцию?
- Как побеждать в споре?
- Как вести переговоры?
Данный курс призван ответить на эти вопросы.
Содержание курса:
- Формирование первого впечатления (2 часа):
- Импринтинг (формирование первого впечатления),
- публичный имидж оратора,
- приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики.
- Владение содержанием речи (2 часа):
- ясная речь - ясное мышление.
- освоение основных стилей и жанров речи.
- убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки.
- Техника речи и постановка голоса (2 часа):
- сила и полетность звука,
- четкость дикции и произношения,
- речевое дыхание,
- владение взором,
- темпом речи,
- устранение «зависаний», мусорных слов-паразитов,
- строение фраз.
- донесение речи до публики четко и без искажений.
- Композиция речи (2 часа):
- законы речевой динамики, строение, структура и стройность речи,
- целостность и последовательность выступления,
- приемы изящного начала и яркого окончания.
Результатом является состязание ораторов: публичное выступление на заданную тему.