Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и
настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.
Д.С.Лихачев
Рассказ К.Г.Паустовского «Колотый сахар» был написан к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина. В 1937 г. под названием «Гостинец» он был напечатан в газете «Правда», а уже под названием «Колотый сахар» появился в сборнике «Повести и рассказы» в 1939 г. Рассказ входит в программу по литературе 8 класса под редакцией Г.И.Беленького, изучается в разделе «Устное народное творчество» после исторических и лирических песен. Объясняется это тем, что в центре повествования история старика - собирателя и исполнителя народных песен - о знакомстве и дружбе его деда-ямщика с Пушкиным, о том, как он пел ему свои песни на ярмарке в Святогорском монастыре и тогда, когда тело поэта в гробу, увязанном верёвками, вез из Петербурга в Михайловское. Он пел всю дорогу, не слышал, как жандарм бил его ножнами в спину, и, застудив на морозе голос, навсегда потерял его. Таким образом, по композиции произведение Паустовского можно отнести к «рассказу в рассказе», и поэтому анализ повествования мы начинаем с обрамления. В результате мы приходим к выводу, что рамка во многом предопределяет настроение всего рассказа, содержит ту цветовую гамму, которая будет присутствовать и в центральной части, да и сам рассказ сравнить с прекрасным акварельным полотном, нарисованным пастельными красками, или со спокойной, плавно льющейся мелодией.
Всё лишено яркости, интенсивности, всё в полутонах, оттенках, зыбко, прозрачно, неустойчиво: ночи недолгие, лето неверное и непрочное, тепло небогатое, лампы в домах неяркие, струя теплого воздуха «едва ощутимая». Дни, которые «ничем не отличались от недолгих ночей: и день и ночь весь этот лесной низкорослый край терялся в сумерках», «скромное солнце», которое «не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло», зеркала озер, «сияющие тихой водой». И заливающий все пространство белый цвет: «серебряная луна», «белые ночи, полные бесцветного блеска», «белобрысые босые мальчишки», удившие корюшку в «белой воде». «Все вокруг казалось белым, кроме черных больших поплавков». И дальше писатель продолжает класть на свое полотно мазки белой краски: березы, черемуха, светлые глаза тихой девочки, «бледные от волнения» лица девушек в простых ситцевых платьях, белеющих в ночном сумраке. В последнем предложении рассказа образы людей и природы сливаются: «Северное лето стояло вокруг - неяркое, застенчивое, как светлоглазые здешние дети».
Старик, собиратель народных песен, нарисован в той же цветовой гамме: «худой пыльный старик» с белыми, как у слепого глазами. Герой его рассказа дед Прохор поет:
Эх, по белым полям, по широким.
Наши слезы снежком замело!
Неудивительно, что появившийся в рассказе новый персонаж - равнодушный человек, стриженный бобриком, - воспринимается как нечто абсолютно чуждое этому светлому, чистому, прозрачную миру северного городка.
Диссонансом звучат казенные косноязычные фразы:"лимитировать расходы на дорогу", "сделать засъемку", "организовать закуску", "перекрыть нормы по линии лесосплава". Эти убогие, нескладные, колючие слова сродни колючему ежику волос у него на голове. Только переступив порог готового приютить его дома, стриженный бобриком выносит вердикт:«На низком уровне, значит, жизнь у вас организована, гражданка». Особенно ощутимым этот диссонанс делает соседство с распевной речью хозяйки дома: «Ночуй, желанный…Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, - придется на полу постелить». Стриженный бобриком грозит милицией старику, осудившему его за обидные и несправедливые слова, а услышав от хозяйки дома, что старик «бездомный и бродячий», преображается -и куда только делось его равнодушие! - глаза его делаются «сверлящими и свинцовыми», он торжествует: какой шанс выпал ему - разоблачить врага народа! «Безусловно чуждый старик… Надо соображать, кого в дом пускаете. Может, он беглец из концлагеря или подпольный монах? Сейчас мы выясним его личность. Как тебя звать? Откуда родом?» (не забудем- рассказ написан в печально известном 1937 году). Старуха хозяйка пробует защитить старика, разжалобив стриженного, у девочки от испуга дрожат губы, и только сам старик остается спокойным. За этим спокойствием: сила, уверенность, достоинство, мудрость и опыт. В чем-то прав стриженный бобриком: старик действительно чужд: чужд злобе, корысти, самодовольству стриженного. Чужд его портфелю, содержимое которого, видимо, дает основания стриженному чувствовать себя хозяином положения (свой документ старик хранит в серой ладанке). Невозможно не заметить еще одну важную деталь: из всех персонажей рассказа имя есть только у старика сказителя - Александр Федосьев. Давая имя своему герою, писатель словно приподнимает его над всеми, выделяет, подчеркивает особую значимость этого персонажа: он не побоялся сказать в лицо стриженному бобриком, что он думает о нем, дал ему меткие характеристики, мысли его глубокие и мудрые («Песенную силу беречь надо. Какой народ петь не любит - плевый тот народ, нету у него правильного жизненного понятия»), а жизнь - «чистая», «легкая», «простая». Наконец, именно он рассказывает историю о своем земляке и тёзке - Александре Сергеевиче Пушкине.
Вернемся к содержанию рассказа. Возвращается стриженный в дом без стука (красноречивая деталь: он уже забыл, что в этом доме он гость!), ведя за собой милиционера. И тут нам становится ясно, что опасность старику не грозит, потому что этот веснушчатый вихрастый милиционер - часть того светлого поэтичного мира, куда недобрым ветром занесло стриженного бобриком: это он удил вместе с белобрысыми мальчишками рыбу и покрикивал на них за курение на пристани. Интересно проследить, как менялся милиционер от начала к концу рассказа старика о том, как пел его дед песни своему знаменитому земляку, как переживал его смерть, как провожал песней его в последний путь.
«- А ну, давай, дед, - сурово сказал милиционер, - давай выясняй свою личность! Налаживай документы!» (играет роль строгого блюстителя закона)
«- Ты поскорей! - сказал милиционер. - Сидеть мне некогда, надо тебя в отделение представить». (тон несколько смягчается)
«- Ну, давай, - согласился милиционер. - Только не путай!» (разговаривает чуть ли не дружески)
«Милиционер осторожно сел на скамью». (забыл, что привело его сюда, он заинтересованный слушатель. Какой контраст: «осторожно сел» и «без стука вошел»!)
«- От сердца, значит, пел, - пробормотал, сокрушаясь, милиционер». (он полностью во власти рассказа, он искренне сопереживает деду Прохору).
Интересно, что как-то незаметно для нас стриженный бобриком из повествования исчезает, автор о нем словно забывает. Судя по всему его никак не тронул рассказ старика, не вызвал никакой эмоциональной реакции (неудивительно, если вспомнить эпитет «равнодушный», которым одаривает его рассказчик). А зная, как старик характеризует себя: «- Сеятель я и собиратель, - так же спокойно ответил старик. - В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова…», -нельзя не вспомнить евангельскую притчу о сеятеле. Как гласит притча, сеятель вышел, чтобы посеять свое зерно. И только то, что упало на добрую землю, взойдя, принесло стократно. Иными словами, воспринять доброе, разумное, вечное может только тот, у кого доброе и чистое сердце, кто тянется к добру и имеет силы и волю противостоять злу. Сухая душа стриженного бобриком, которого «ни сон, ни ум не обогатят», не способна воспринять доброе слово, как не способно прорасти зерно, попавшее в каменистую почву или в терние. Рассказчик и его герой едины в оценке подобных людей: от присутствия этого человека выцветало от скуки небо - так считает писатель, а старик называет его «сырым» и «неспелым», от таких «вянет» жизнь, «как трава от осенней росы».
У вихрастого милиционера душа - добрая почва, он думает и чувствует так же, как старик сказитель, убежденный в том, что все надо делать от сердца, поэтому читать документ милиционеру нет никакой надобности, он все понял про старика, а еще понял, что не место здесь человеку, стриженному бобриком, чуждый он, а не старик, чужой он этим приветливым людям, любящим народную песню, умеющим слушать, любить и жить в ладах со своей совестью. Поэтому и избавляет их от этого колючего злого человека с «сухой душой». «А вы, гражданин, - милиционер обернулся к человеку, стриженному бобриком, - лучше шли бы ночевать в дом колхозника, там вам способнее. Идемте, я вас доведу».
Но и этого поступка милиционеру кажется мало, он чувствует себя виноватым, что позволил втянуть себя в гнусные замыслы стриженного бобриком и собирался вести старика в отделение. Он приносит светлоглазой девочке гостинец - сверток с сахаром и баранками: «- Давай отнеси дедушке, - сказал он и густо покраснел. - Скажи, гостинец. Мне самому некогда, надо на пост становиться».
Как всегда, мир в изображении Паустовского очень добрый, причем добро, совершенное одним человеком, подхватывается другим, растет, распространяется, уничтожая зло. Вот и гостинец, переданный милиционером дедушке, - свидетельство того, что никогда злу не одолеть добра: «- Жил бы я, - сказал он, вытирая слезящиеся глаза, - еще долгое время. Жалко помирать, уходить от ласковости людской, и-и-и как жалко! Как гляну на леса, на светлую воду, на ребят да на травы - прямо силы нет помирать».
Может, потому в повествовании старика и не могли расстаться до ночи великий певец Прохор и великий поэт Пушкин, что оба «сеяли добрые слова», несли в мир красоту, творили «от сердца», пробуждали своим творчеством «чувства добрые». А когда замолчал поэт, замолчал и его преданный друг, добровольно расставшийся со своим талантом в знак великой скорби по своему земляку. И скорее всего, не случайно Прохор, доживший до ста лет, назвал своего внука Александром!
В заключение я хочу поделиться ответами моих учеников -пятиклассников на вопрос, надо ли проходить в школе произведения К.Г. Паустовского. Рассказ «Колотый сахар» они еще не читали, свои ответы строили на примере рассказов «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга» и других прочитанных в начальной школе. Но суть творчества Паустовского они поняли хорошо, поэтому их высказывания, как мне кажется, очень точно отражают и идею рассказа «Колотый сахар».
Я считаю, что нужно проходить Паустовского, потому что этот автор своими рассказами показывает, что нужно быть добрым, милосердным, неравнодушным. Ксения М.
Очень нужно. У Паустовского очень искренние произведения, как и сам он. Его рассказы душевные и могут научить быть душевным, добрым, а не гордым и самовлюбленным нарциссом. Мне кажется, его рассказы - это его история жизни. Федя А.
Нужно, потому что они учат добру. Все написано в понятной форме с интересным сюжетом. Маша Б.
В его рассказах есть загадки, которые интересно разгадывать. Каждое имя и мелкая деталь у Паустовского не зря. Ярослава С.
Я считаю, что нужно проходить его в школе, у него душевные и жизненные рассказы - сказки. Они познавательные, учат сострадать, сопереживать, делать добрые поступки. Катя C.
Мне кажется, что да, потому что в его произведениях говорится о том, как надо себя вести. Если ты в чем-то провинился, то обязательно надо искупить свою вину. Тая К.
В школе обязательно нужно проходить К.Г.Паустовского, потому что его произведения учат правильной жизни, добру, милосердию. Показывают, насколько плохо делать гадкие поступки. Его произведения помогают правильно сформировать характер человека. Никита Л.