Данная методическая разработка представляет собой урок литературы в 9 классе с использованием ИКТ по теме «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума» - «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Действие 1 явл. 1-5». Содержание материала соответствует теме урока, требованиям учебной программы, а также позволяет осуществить межпредметные связи (литература - история - русский язык - география - музыка).
Различные методы обучения, а также формы организации деятельности учеников (они перечислены ниже) обеспечивают познавательную активность, развивают интерес учащихся, способствуют сотрудничеству учителя и учащихся.
Техническое оборудование кабинета позволяет включить в урок презентацию о жизни и деятельности А.С.Грибоедова, аудио файлы с записями спектакля «Горе от ума», а также прослушать один из вальсов, сочиненных Грибоедовым.
Итогами урока являются достижение учащимися поставленной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствования навыков самостоятельной и коллективной работы.
Проведение таких уроков актуально для учителя. Ведь мы живем в век информационно-компьютерных технологий, а значит, должны идти в ногу со временем. И только слова учителя не всегда бывает достаточно на уроке. Наша главная задача - заинтересовать ученика, а через интерес он пойдет к знаниям.
Я надеюсь, что эта методическая разработка будет полезна для коллег и может быть использована в педагогической практике не только учителей нашей школы, но и преподавателей других ОУ различных типов и видов.
Цель:
- познакомить учащихся с важнейшими фактами жизни и творческой биографии писателя, раскрыть процесс духовного становления личности А.С.Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы;
- познакомиться с историей создания пьесы «Горе от ума» и ее экспозицией (Д1 явл. 1-5).
Задачи:
образовательные:
- вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс:
- сформировать у учащихся представление о Грибоедове как о личности незаурядной, разносторонне одаренной;
- продолжить работу по развитию навыка составления плана лекции;
- повторить понятие композиции драматического произведения;
- уяснить смысл экспозиции пьесы.
развивающие:
- развивать навыки устной и письменной речи;
- развивать навык составления плана лекции;
- совершенствовать навык выразительного чтения (чтения в лицах);
- развивать навык анализа текста драматического произведения.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к русской классике, чуткость к родному языку, стремление к речевому совершенствованию.
Методы обучения:
- лекционный;
- объяснительно-иллюстративный (презентация);
- метод беседы;
- метод создания проблемной ситуации;
- метод самостоятельной работы;
- метод выразительного чтения (чтения в лицах).
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые.
Техническое оборудование урока:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Этап введения в тему урока
1. Чтение отрывка из книги А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум».
« …Отдохнув несколько минут, я пустился далее… Мы ленивы и нелюбопытны…)
- Каким чувством проникнуты воспоминания Пушкина о Грибоедове?
- О чем сожалеет поэт?
III. Работа по новой теме
1. Лекция о жизни и творчестве Александра Сергеевича Грибоедова. Лекция сопровождается презентацией. Учащиеся составляют план лекции.
Материалы лекции.
1 слайд
Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу прежде всего как автор комедии «Горе от ума», хотя написал еще несколько пьес, поэм, стихотворений. Обладал он и даром музыканта: играл на фортепьяно, органе, флейте, сочинял музыку. Сохранилось несколько его вальсов. Один из них мы обязательно послушаем.
2-4 слайды
Родился в 1795 году в именитой дворянской семье. Получил блестящее образование. Сначала дома: у него были хорошие домашние учителя (библиотекарь Московского университета Петрозилиус, а также питомец Геттингенского университета Б.И.Ион). Потом учился в Московском благородном пансионе, из стен которого в разное время вышли знаменитые поэты и деятели культуры: В.А.Жуковский, А.И.Тургенев, В.Ф.Одоевский и др.
5 слайд
В 1806-1812 г.г. учился в Московском университете, где закончил словесный и юридический факультеты и занимался на физико-математическом. Он изучил греческий, латинский, персидский, арабский, турецкий языки. Кроме того, с детства владел французским, английским, немецким и итальянским языками.
Ближайшими друзьями по университету были Петр Чаадаев, Никита Муравьев, И.Тургенев, дружба с которыми способствовала формированию передового и независимого мировоззрения.
6-7 слайды
В 1812 году Грибоедов готовится к сдаче экзамена на степень доктора права, однако начавшаяся война с Наполеоном резко меняет его планы. Он поступает добровольцем в Московский гусарский полк. Все это наполнило его новыми впечатлениями, помогло ближе узнать и полюбить русского солдата.
8-9 слайды
В 1816 году после окончания войны уходит в отставку. Поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где в это время служили Пушкин, Кюхельбекер, близко с ними сходится, а также со многими другими служащими - будущими декабристами.
В это время Грибоедов очень увлекается театром, начинает сотрудничать в журналах, пишет пьесы: «Молодые супруги», «Своя семья или Замужняя невеста», «Студент». Некоторые из пьес пишутся в соавторстве.
10 слайд
В 1818 г. Грибоедова направляют в качестве дипломата в Персию (фактически это ссылка за участие в дуэли секундантом). По пути на Восток он заехал в Москву. Своими горькими и безотрадными впечатлениями он делится со своим другом С.Н.Бегичевым: « В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему…». Настроение Грибоедова сродни настроениям его будущего героя Чацкого.
Оказавшись в Персии помимо желания, Грибоедов, однако, и здесь проявляет свои незаурядные способности. Он добивается освобождения из плена и возвращения на родину 150 русских солдат. В 1819 году в своем путевом дневнике записывает: «Хлопоты за пленных. Бешенство и печаль… Голову мою положу за несчастных соотечественников».
11 слайд
В 1822 году Грибоедова переводят в Тифлис, и он служит секретарем по дипломатической части при генерале Ермолове, который был известен своим вольномыслием, независимыми взглядами, был близок ко многим декабристам. С этого же времени начинает работать над комедией «Горе от ума».
12 слайд
С 1823 по 1825 г.г. ему был разрешен длительный отпуск. Грибоедов едет в Москву, затем в Петербург, оказывается вновь в центре культурной и общественной жизни обеих столиц. Читает друзьям сцены из «Горе от ума».
В конце 1825 года возвращается на Кавказ. Но после событий восстания 14 декабря его арестовывают. Четыре месяца длилось следствие. Обвинение вскоре с него снято. Но здесь немалую услугу оказал ему Ермолов, его заступничество перед царем.
13 слайд
В 1826 году возвращается на Кавказ. Велики его заслуги в подписании мирного договора с Персией (Россия 3 года вела войну). Царь по заслугам оценивает деятельность Грибоедова. Его назначают послом в Персию после подписания мира. Но сам Грибоедов считает это ссылкой. Его письма к друзьям исполнены мрачных предчувствий. Он понимает, что придется оставить творчество, что там его ждут тяжкие испытания, неизбежные опасности.
14-15 слайды
В это же время в его личной жизни произошли большие изменения. Будучи в Тифлисе, он женится на Нине Чавчавадзе, дочери известного грузинского поэта. Она отличалась необыкновенной красотой, но всем своим поклонникам предпочла Грибоедова. Ее любовь к поэту была огромна, она осталась верна ей и после его смерти. На надгробии могилы Грибоедова мы можем и сейчас видеть слова его жены: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
В Персии в качестве посла Грибоедов успевает сделать много полезного и нужного для России. Он действует с присущей ему настойчивостью и энергией. Но это не устраивает врагов России. Организуется заговор, и как результат - нападение на русское посольство и разгром его.
При таких трагических событиях погибает А.С.Грибоедов, умнейший и деятельнейший человек своей эпохи.
- И в заключение нашего разговора давайте прослушаем один из вальсов Грибоедова.
16 слайд
2. Чтение и обсуждение составленных планов.
- Итак, давайте обсудим наши планы. Как всегда, стараемся придерживаться следующих критериев:
а) полнота материала;
б) логика, последовательность;
в) правильность формулировок;
План лекции.
- А.С. Грибоедов - разносторонне одаренная личность.
- Детство, юность.
- Учеба в Московском университете.
- События 1812 года. Их влияние на судьбу Грибоедова.
- Служба в Коллегии иностранных дел г. Петербурга.
- Увлечение театром. Первые литературные опыты.
- Дипломатическая служба в Персии.
- Служба на Кавказе (Тифлис) при генерале Ермолове. Начало работы над комедией «Горе от ума».
- Жизнь в Москве и Петербурге. Создание комедии «Горе от ума».
- 1825 год. Арест Грибоедова.
- Снова в Персии. Участие в подписании мирного договора между Россией и Персией.
- Женитьба на Нине Чавчавадзе, дочери известного грузинского поэта.
- 1829 год. Трагические события в Персии. Гибель Грибоедова.
- А теперь мы переходим к разговору о комедии «Горе от ума», которая сделала имя А.С.Грибоедова бессмертным.
3. Сообщение ученика по теме «История создания и судьба комедии «Горе от ума». (Основные направления, по которым строится сообщение, учитель определяет заранее).
Комедия «Горе от ума» - это «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира».
Грибоедов закончил комедию в 1824 году, но, несмотря на все его старания, при жизни Грибоедова комедия напечатана не была. Слишком остро ставился автором и раскрывался как личный, так и общественный конфликт комедии. Разрешена к печати лишь в 1831 году. Изъяты были те места, которые цензура царская посчитала слишком неблагонадежными. Поставлена была в Петербурге, затем в Москве с участием самых популярных актеров. Чацкого играл Мочалов, а Фамусова - Щепкин. Комедия жива и доныне. С успехом идет на сценах наших театров.
4. Беседа.
17 слайд
- «Горе от ума» - комедия. Печальны или смешны для вас события пьесы Грибоедова?
- Посмотрите внимательно, перед нами герои грибоедовской комедии. Кого из них вы узнали?
- Почему комедия называется «Горе от ума»?
(Учащиеся: «В ней трагедия умного человека (Чацкого), который попадает в общество людей, далеких от него и по мыслям, и по устремлениям».
Учитель: «И еще в пьесе очень важен антикрепостнический мотив. Без него любовная драма Чацкого была бы только частным случаем, личной неудачей»).
- Давайте вспомним, как строится драматическое произведение?
(Учащиеся: «В сюжете драматического произведения можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку»).
- Вот сегодня мы и будем работать с экспозицией пьесы. Она представлена в 1-5 явлениях 1 действия, которое происходит в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Чем живет дом Фамусова до приезда в него Чацкого?
5. Сцены из радиоспектакля по пьесе Грибоедова. Д. 1 явл. 1-4 (слушание и чтение).
(Учащиеся: «В доме Фамусова все построено на лжи. Ложь в устах Лизы - милое плутовство; в устах Софьи - желание скрыть тайны сердца; в устах Молчалина - орудие притворства; в устах Фамусова - щит пороков, которым он старается прикрыться, выдав его за добродетель»).
- Что же мы узнаем о Чацком до его появления на сцене?
6. Чтение в лицах Д.1 явл.5. ( По репликам Софьи и Лизы охарактеризовать Чацкого).
IV. Заключительный этап. Итоги урока
Д.З. Прочитать 1 действие до конца; определить смысл завязки.
Список используемой литературы
- Пиксанов Н.К. «Летопись жизни и творчества А.С.Грибоедова». Москва. «Наследие» 2000 г.
- Николаев П.А. «Русские писатели. Библиографический словарь. 1 том». Москва. «Просвещение» 1990 г.
- Каплан И.Е., Пустовойт П.Г. «Русская литература 19 века. Первая половина. Хрестоматия литературно-критических, мемуарных и эпистолярных материалов». Москва «Просвещение» 1987 г.
- Грибоедов А.С. «Горе от ума». Москва. «Айрис-пресс» 2015 г.
- Гончаров И.А. «Мильон терзаний». Москва. «Просвещение» 1991 г.
Сетевые ресурсы:
- https://yandex.ru/images/search?text
- https://bookmix.ru/a