Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству С.А.Есенина "Не жалею, не зову, не плачу..."

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 10

Ключевые слова: С.А.Есенин, литературный вечер


«Я сердцем никогда не лгу…»
С.Есенин

(Звучит тихая, спокойная музыка. Выходит чтец)

1 чтец:

Сергей Есенин! Это имя -
В лесах родной моей России,
В берёзах нежных и осинах,
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин! -

1 ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашей литературной гостиной.

2 ведущий: Мы посвящаем этот вечер памяти Сергея Есенина, одного из самых удивительных русских поэтов ХХ века.

1 ведущий: Еще в 1905 году Александр Блок ожидал, что «должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мистическими, а изумительными в своей красоте».

2 ведущий: «Его знают даже те люди, которые никогда есенинских стихов не читали. Да и вообще никаких стихов не читают… Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой жизни стали слагаться легенды», - так писал поэт русского зарубежья Георгий Адамович уже в 1929 году.

1 ведущий: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери - Федора Андреевича и Натальи Евтеевны Титовых. Дед Есенина, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он любил внука. "Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю", - вспоминал Есенин. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет.

2 чтец:

Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

2 ведущий: «Я рос, - рассказывал Сергей Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи».

1 ведущий : Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. "Детство прошло среди полей и степей",- писал он. Здесь впервые зарождалась та великая любовь к родной русской природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине.

3 чтец:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

2 ведущий: Мировосприятие Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах зазвенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Перед нами мир красочный и многозвучный, где все живет, движется и дышит.

4 чтец:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

1 ведущий: Весной 1912 года Есенин приехал в Москву. Здесь он знакомится с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка и спустя некоторое время становится его членом.

2 ведущий: В поэзии Есенина, начиная с ранних стихов, поражает дар понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частью всего живого.

5 чтец:

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна

1 ведущий: Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремился не просто донести свою радость от всего увиденного, но и заразить читателя этой любовью ко всему прекрасному на земле. Теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.

(звучит романс «Отговорила роща золотая» в исполнении учащейся)

2 ведущий: «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». По мере становления таланта Есенина тема эта ширилась и крепла, принимала особое, более близкое, теплое значение, обогащалась новым содержанием. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, есенинская мысль прошла долгий и сложный путь, полный тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли.

6 чтец:

Гой ты, Русь, моя родная!
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля,
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за косогором
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая!
Дайте родину мою!»

7 чтец:

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка,
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

1 ведущий: В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград, где встретился Александром Блоком и прочел ему свои стихи. Блок высоко оценил их. «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…».

2 ведущий: Таков был отзыв Блока о стихах молодого поэта, которому он дал рекомендательные письма к ряду петроградских издателей и известных литераторов. И в 1916 году Есенину удается издать свой первый сборник стихов «Радуница», имевший большой успех и принесший автору громкую славу в литературных кругах Петербурга. Но вместе с тем, Есенин осознавал, что для «питерских салонных литераторов с университетской закваской» он интересен как некая этнографическая редкость, поэт-самоучка из низов.

1 ведущий: События 1917 года вызвали резкий перелом в жизни и творчестве Есенина. Поэту казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения жизни, переоценки всех ценностей». Но последующие трагические события (гражданская война, наступление города на деревню в годы «военного коммунизма») не просто отодвинули время осуществления мечты, но и привели к мысли о том, что «идет совсем не тот социализм». «Тесно в нем живому», «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого», - пишет Есенин в 1920 году.

2 ведущий: В стихотворениях Есенина начала 20-х годов резко меняется изображение природы. Бывшая некогда благостной, светлой, многоцветной, она становится теперь мрачной, несущей знамение гибели.

(звучит голос Есенина, читающего стихотворение «Я покинул родимый дом»)

1 ведущий: Пророк превращается в хулигана, который застрял в городе и вынужден играть чужую роль. Под маской «шарлатана и скандалиста» в произведениях этого времени поэт скрывает свое отчаяние, духовную драму несбывшихся надежд.

(звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…»)

1 ведущий: В 1922-1923 годах, после женитьбы на американской танцовщице Айседоре Дункан, поэт много путешествует (Германия, Франция, Италия, Бельгия, США). За границей он знакомится с западной цивилизацией - бытовым комфортом Европы, индустриальной мощью Америки - и думает, что по этому пути пойдет и Россия.

2 ведущий: В очерке «Железный Миргород» он пытается связать свою творческую судьбу с историческим выбором России, заявляя о готовности принять и полюбить «коммунистическое строительство». Однако часто все же признается: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»

8 чтец:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

1 ведущий: Лирика Есенина 1920-х годов проникнута психологизмом и драматизмом. В окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности исчезает смиренный «инок», и вызывающий «хулиган». Перед читателем предстает поэт, лицо которого искажено гримасой боли недоумения.

2 ведущий: В эти годы все настойчиво звучит мотив возвращения на родину. Это радость и горечь встреч через много лет с родными, с отчим домом, милой сердцу природой. Это расплата за уход, наказание отчуждением и покаяние.

9 чтец:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

1 ведущий: В 1924-1925 годы поэт создает целый ряд стихов, объединенных темой осмысления жизни. Приближающееся тридцатилетие осознавалось Есениным как пора подведения итогов бурно прожитой молодости.

(звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу…»)

2 ведущий: Мы вновь видим здесьизлюбленные Есениным цвета, знакомые образы. И все же - необычна интонация неторопливого размышления, осознание конечности жизни конкретного человека и бесконечности природы, благословение опыта жизни во всем его многообразии.

1 ведущий: В эти же годы поэт создает цикл «Персидские мотивы» - прекрасный мир, полный гармонии и любви. Но и здесь, в этой сказке, герой-путешественник не забывает о родной земле, о дорогих людях.

10 чтец:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

2 ведущий: В последние годы жизни Есенина все больше охватывают чувства исчерпанности своей идеи, завершенности творческого пути. Жизнь поэта, тончайшего лирика, мастера русского пейзажа, удивительно чуткого к запахам, цветам и краскам родной природы, трагически оборвалась в декабре 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер».

1 ведущий: За день до этого, он написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья..."

11 чтец:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

2 ведущий: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…», - сказал русский писатель Борис Пастернак. Остается добавить поэтическое, цветаевское:

И не жалость - мало жил,
И не горечь - мало дал, -
Много жил - кто в наши жил
Дни, все дал - кто песню дал.