Большой проблемой для учителя литературы на современном этапе обучения является повышение интереса учащегося к своему предмету. Ребятам зачастую бывает скучно на уроках: однообразные задания, домашние работы, которые совершенно не хочется выполнять… Поэтому мы, учителя русского языка и литературы, слышим обидную фразу «Я не хочу читать произведение». Так как же быть? Как заинтересовать ученика бессмертным миром классических произведений? Как сделать так, чтобы этот самый мир не остался для него скупым набором фактов, героев и фраз?
Современная педагогика предлагает множество технологий и форм работы. Одной из самых действенных я считаю проектную деятельность. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Необходимая для анализа литературного произведения информация таким образом становится не повинностью, а средством достижения поставленной цели. Это особенно важно в свете того, что сейчас литература перестает быть просто интересным предметом: требуется приведение литературных аргументов в экзаменационной работе, а также именно сочинение по литературе является допуском к Единому Государственному Экзамену. В 5-9 классах, например, предлагаются маленькие работы, которые должны быть посильны для учащихся, рассматривающие один аспект проблемы. Например: "Признаки классицизма в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», Художественные особенности оды Г.Р.Державина "Фелица", "Баллада "Светлана" В.А.Жуковского как романтическое произведение", "Новаторство в лирике В. В. Маяковского", «Жанровые особенности сонетов В. Шекспира».
Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость выполнения общего дела. Так какие же темы уроков имеет смысл «отдавать» на проектную деятельность? На мой взгляд, это темы обзорные, включающие большой элемент культурологических и общих знаний. В качестве примера приведу урок в 11 классе.
Михаил Афанасьевич Булгаков, несомненно, являлся глубокой и разносторонней личностью. Поэтому ни одно его произведение, а уж тем более роман «Мастер и Маргарита», невозможно изучать, не обращая внимания на их символизм, исторические и мифологические подтексты, а также связь с другими произведениями мировой литературы. В рамках выполнения мини-проектов одиннадцатиклассникам предлагалось найти связь романа с «Фаустом» Гете, самостоятельно выяснить, кто же являлся прообразом самого Воланда и его свиты, а также, опираясь на текст романа и Библию, сопоставить образы Иешуа и Иисуса Христа.
Тема урока: «Тайна Евангельской трагедии. Концепция мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс
Урок общеметодологической направленности/
Образовательная технология: учебно-исследовательская работа.
Цель урока:
- выявить специфику булгаковской интерпретации библейского сюжета;
- очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе;
- выяснить вместе с учащимися, какова концепция М.А.Булгакова;
- учить приемам исследовательской работы.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Начать наш первый урок по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" мне хочется строками из статьи Елены Владимировны Корсаловой - доктора педагогических наук, профессора литературы - "Совесть, истина, человечность..."
"Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и философские обобщения..." Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман..." И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.
Сегодня мы начинаем его изучение. Тема первого урока звучит так:
"Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М.Булгакова " Мастер и Маргарита".
Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:
1-й - повествование о жизненной судьбе Мастера,
2-й - созданный Мастером роман о Понтии Пилате.
Получился роман в романе.
Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.). Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).
Обе линии единого произведения- современная и мифологическая- явно и неявно перекликаются друг с другом, что помогает писателю шире показать современную ему действительность, осмыслить её (а это одна из самых главных задач писателя М.Булгакова, которую он решает во всех своих произведениях.)
Сегодня мы познакомимся с романом в романе М.Булгакова, постараемся проанализировать библейские главы. Мы должны увидеть, что роман М.Булгакова о любви, о нравственном долге, о цельности мира, неразрывности света и тьмы. Наша задача - стать на сторону добра.
Проверка домашнего задания: мини-защита хронологической таблицы (необходимо, пользуясь любыми источниками информации, заполнить пустующие ячейки таблицы).
1913(15) мая |
В Киеве в семье профессора Киевской духовной академии родился Михаил Афанасьевич Булгаков.
|
1900-1909 |
Годы учебы в гимназии. |
1907 27 марта |
|
1909 |
|
1913 май |
|
1916 |
|
1917 сентябрь |
|
1918 февраль |
Возвратился в Киев. |
1919 декабрь |
Приехал во Владикавказ. |
1920 лето-осень |
|
1921 сентябрь |
|
1922-1926 |
|
1923 |
Начинает работу над романом «Белая гвардия». |
1925 - апрель |
Приглашён работать во МХАТ. |
1925 30 апреля |
|
1930 28 марта |
|
1926 5 октября 1928 |
|
1929 март |
|
1929 июль |
|
1930 10 мая |
|
1932 18 февраля |
|
1932 октябрь |
|
1939 апрель-май |
Читает друзьям полный текст романа «Мастер и Маргарита». |
1940 10 марта |
Умер М.А.Булгаков. |
1940 12 марта |
Похоронен на Новодевичьем кладбище. |
ЭТАП МОТИВАЦИИ: учащимся предлагается задание на знание текста романа
Цифровой диктант. Если утверждение верное, в таблицу ответов ставится знак «+», если неверное - «-»
- Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков.
- Бегемот прокатился на трамвае.
- Гелла была всегда одета в черное платье.
- Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым.
- Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н.
- Босой хранит доллары в своей квартире.
- Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского.
- Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать.
- Воланд играл с Бегемотом в шахматы.
- На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком.
- 10. Коровьев всегда ходил с тростью.
Работа со словарем. Заполнение таблицы
Евангелие
|
Трагедия |
Иешуа
|
Гипотеза |
Концепция |
Иудея |
Благая весть |
потрясающее событие, тяжелое переживание, несчастье |
еврейское имя Иисуса Христа |
научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений |
система взглядов на что-нибудь |
колония Рима |
ЭТАП ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ
Эвристическая беседа
Объектом исследования для нас на сегодняшнем уроке станет текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», его отдельные главы.
- Назовите эти главы, исходя из темы урока.
Что мы можем определить как предмет исследования на нашем уроке? (Концепция мира Булгакова). Итак, если внимательно прочесть текст, то можно понять, каким видит мир писатель. Это наша гипотеза. Постановка проблемных вопросов к анализу глав (определение целей и задач исследования): роман создавался в 30-е годы - эпоху воинствующего атеизма. Почему в это время М. Булгаков обращается к Иисусу Христу? Почему для писателя история об Иисусе Христе - трагедия? В чем суть трагедии?
ЭТАП ОТКРЫТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Сопоставительный анализ Библии и романа М. Булгакова (Групповая работа)
Вопрос к сравнительному анализу |
Библия. Иисус Христос |
М.Булгаков. Иешуа Га-Ноцри |
1. Возраст |
|
|
2. Происхождение |
|
|
3. Кто? |
|
|
4. Ученики |
|
|
5. Известность |
|
|
7.Характер проповедничества |
|
|
8. Иуда. Как он умер? |
|
|
9. Арест Иисуса происходит (где? когда?) |
|
|
10. После смерти тело хоронит |
|
|
Практическая часть (работа с «иершалаимскими» главами романа с целью выявления авторской концепции)
Работа строится по группам:
Группа 1: «Образ Понтия Пилата».
"Более всего на свете ... с рассвета "
(В процессе работы с текстом романа М.А.Булгакова учащиеся определяют и выписывают черты Понтия Пилата, которые необходимы для анализа данного персонажа).
Примерный ответ:
- Человеческие слабости
- В прошлом бесстрашный войн, всадник " золотое копьё ".
- Внешне - величественная фигура всесильного прокуратора.
- Внушает всем страх, называет себя " свирепым чудовищем".
- Окружен толпой слуг и охранников.
- Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.
- Призван решать судьбы людей.
- Видит, что Иешуа не виновен.
- Вынес приговор.
- Ненавидит запах розового масла.
- Внутри - сильная головная боль.
- Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.
- Одинок, единственный друг - собака Банга.
- Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.
- Посылает невиновного на смерть.
- Обвиняет в том, во что сам не верит.
- Мучается во сне и наяву.
Вывод.
Группа 2. Работа по картине Ге.
(Учащимся предлагается дать ответ на вопросы: какова основная мысль картины? При помощи каких деталей художник передает свое отношение?)
Защита результатов работ исследовательских групп. Подведение итогов
Рефлексия
На уроках литературы проектная деятельность или ее отдельные элементы использовались учителями всегда. Подготовка интересного сообщения по материалам нескольких источников, инсценировка, урок-игра или урок-викторина - суть мини-проекты, в которых учитель выступает в роли координатора деятельности, советчика, помощника. Сформулированные сегодня принципы проектной деятельности помогают углубить, расширить, сделать более качественной и привлекательной учебную деятельность, а возможно, и подойти к решению сложных проблем преподавания литературы на современном этапе.